Размышления о германской повестке Анкары

В то время, как весь мир пристально следит за северокорейским кризисом, а также за гуманитарной катастрофой в Мьянме, вот уже которую неделю тема номер один для турецких колумнистов – совсем с другой стороны глобуса, а именно — обострение отношений между Турцией и Европейским союзом, в первую очередь, с Германией. Но и с Францией тоже.

Тем, кто не знает, напомним, что на днях новый французский президент Э.Макрон выразился в том ключе, что мол «не крута» («not cool») его президентская ноша, ибо раз в десять дней ему приходится общаться с президентом Турции  Р.Т.Эрдоганом (как-то быстро начал уставать от международной политики молодой и энергичный французский лидер).

На удивление турецкая сторона отреагировала спокойно, сообщив, что это лучший комплимент турецкому лидеру – назвать его трудным переговорщиком, последовательно и настойчиво борющимся за национальные интересы, что, конечно же, не делает общение с ним очень уж приятным занятием и легкой прогулкой. Но вот с Германией ситуация складывается много сложнее и ни Северная Корея, ни Мьянма не в состоянии переключить на себя главный фокус турецкого внимания.

Понятно, что турецкое руководство «пожало плечами» на Северную Корею (где Турция, а где КНДР), но предприняло немалые усилия на «бирманском фронте». Президент Р.Т.Эрдоган, как сообщается турецкими СМИ, совершил больше 20 звонков ведущим мировым лидерам, включая генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша, выразив свою обеспокоенность геноцидом мусульман. Кроме того, 1 тыс. тонн гуманитарной помощи будет отправлена беженцам-рохинджа. 6 сентября министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу посетит страну, а уже на 7-8 сентября запланировано посещение им лагерей беженцев. Оперативно было получено разрешение представителям турецкого агентства мягкой силы ТИКА (Турецкое агентство сотрудничества и координации) для доступа на место событий.

Турецкая сторона своими нынешними шагами демонстрирует полную накатанность своих действий, в том числе и в Мьянме. Напомним, что с целью спасательных операций, ещё в 2015 году турецкими вооруженными силами отправлялось к бирманским берегам транспортное судно. Кроме того, Турция не случайно и справедливо считается одной из самых активных стран с точки зрения участия в международных спасательных и гуманитарных акциях, особенно, когда дело касается Африки или единоверцев-мусульман.

Однако, как сказано выше, главный фронт для турецких СМИ – Западный, в частности, в том, что касается отношений с Европой и Германией. Шороху наделало очередное заявление канцлера ФРГ А.Меркель, которая в преддверии парламентских выборов (состоятся 25 сентября) сделала громкое заявление о том, что переговоры с Турцией о вступлении в качестве полноправного члена ЕС, которые идут с 2005 года, надо замораживать или, вообще, полностью прекращать.

Тут турецкая пресса всколыхнулась, моментально вспомнив полный список турецких претензий к ФРГ, включая невнятную германскую позицию в ходе попытки военного переворота 15 июля 2016 года и спустя долгий срок после него, полное непонимание турецкой борьбы с «террористической организацией Фетхуллаха Гюлена» и отсутствие поддержки и здесь, привечание Рабочей партии Курдистана на своей территории (которая не считается в Германии террористической организацией, и, соответственно, имеет в стране свои официальные представительства), вмешательство во внутриполитические дела Турции, когда турецкие министры не были допущены на территорию Германии с целью ведения агитации перед немецкими турками в преддверии конституционного референдума 16 апреля этого года и прочее. Как можно видеть даже из тех пунктов, что находятся на поверхности, — повестка более, чем солидная.

Самое мягкое, что раздается в эти дни в Турции – это обвинение германского руководства в фашиствующих заявлениях. Вплоть до того, что проводятся параллели с Первой и Второй мировыми войнами, когда «Германия боролась за доступ к ресурсам и потерпела закономерное поражение» (пишется страной, которая в одном случае была союзником, а в другом – нейтральной страной в пользу Германии). При этом нынешний «наезд» на Турции сравнивается … с немецкой оккупацией Польши с целью развязать дальнейшее победное шествие на восток. Впрочем, как спешит успокоить своих читателей автор материала (проправительственная, с ярко выраженным уклоном, газета «Дейлисабах» и автор – Джемиль Эртем), нынешний немецкий бизнес успешно работает в Турции, сделал ставку на страну и не поддерживает фашиствующего уклона Берлина. С учетом хотя бы того факта, что этот курс «потерпит поражение, как и в 1945-м году».

Это было, пожалуй, одно из самых эксцентричных заявлений на памяти автора. Другие звучат в том ключе, что Турция и Германия – нужны друг другу, а чего не скажешь ради «красного словца» в преддверии выборов. Зато после 25 сентября ситуация, при наличии воли с обеих сторон имеет хорошие шансы наладиться.

Впрочем, турецкий лидер Р.Т.Эрдоган уже сделал свое заявление о том, что евроинтеграция – важная часть турецкой внешней политики, но если будет соответствующее решение со стороны Европы, то пусть уж она его побыстрее принимают. Но, как бы уверенно не звучало заявление президента Турции, всё же отказ ЕС от дальнейшего диалога с Анкарой, если вступить в клуб любителей истории и мировых войн, будет напоминать поражение турок-осман под Веной, после которого, как известно, Османская империя двигалась только назад.

52.22MB | MySQL:103 | 0,500sec