Военно-политическая обстановка в Ираке (август 2017 года)

Военно-политическая обстановка в Ираке в августе 2017 года продолжала характеризоваться повышенной сложностью и напряженностью, наличием целого ряда источников нестабильности и высокой динамичностью происходящих в стране процессов. Ирак на протяжении длительного периода времени находится в состоянии системного кризиса, пути выхода из которого пока отчетливо не просматриваются. Этому в значительной степени препятствует раскол политической элиты Ирака на конфликтующие группировки, серьезные противоречия в иракском обществе в целом, которые усиливаются по мере приближения окончания войны против экстремистской террористической группировки «Исламское государство» (ИГ, запрещено в России), а также намеченных на 2018 год парламентских выборов. Положение дел в Ираке серьезно осложняется решением руководства курдской автономии провести 25 сентября 2017 года референдум по вопросу о независимости Иракского Курдистана. В своей внешнеполитической деятельности руководство Ирака и иракской курдской автономии основное внимание, как и прежде, уделяли вопросам получения зарубежной политической поддержки и материальной помощи, в первую очередь, военно-технической и военной.

Как отмечают политические наблюдатели, разгром «Исламского государства» и установление Багдадом контроля (пусть и относительного) над большей частью провинций Найнава, Салах-эд-Дин и Анбар «создают качественно новую политическую ситуацию в Ираке». Период активных боевых действий против вооруженных формирований ИГ в основном завершен, что ставит на повестку дня новые вопросы и проблемы политического, экономического и военного характера, требующие решения.

Положение дел в сфере безопасности в Ираке по-прежнему отличалось повышенной напряженностью и нестабильностью. В минувшем месяце военные действия против боевиков ИГ велись преимущественно в северных провинциях и на западе страны. Негативное воздействие на усилия иракских властей в вооруженной борьбе с джихадистами оказывает противостояние между основными политическими группировками страны.

В августе в Ираке продолжалось снижение уровня террористической активности боевиков различных экстремистских группировок, причем число крупных терактов сократилось до одного, совершенного 28 августа.

В прошедшем месяце турецкие ВВС заметно снизили свою активность в воздушном пространстве на севере Ирака, нанеся лишь один ракетно-бомбовый удар по боевикам сепаратистской Рабочей партии Курдистана (РПК, в Турции признана террористической организацией и запрещена). Удар был нанесен 28 августа.

23 августа премьер-министр Ирака Х.аль-Абади на встрече в Багдаде с главой турецкого МИДа М.Чавушоглу предложил Турции вывести войска из района севернее Мосула.

Начальник Генштаба ВС Ирана генерал М.Х.Бакери, прибывший в Турцию с визитом, 15 августа встретился с начальником генштаба ВС Турции генералом Х.Акаром. По итогам встречи стороны согласились с тем, что настойчивость руководства иракской курдской автономии в проведении референдума о независимости Иракского Курдистана и его стремление отделиться от Ирака окажет негативное влияние на территориальную целостность Ирана и Турции. Стороны решительно выступили против проведения референдума «в столь ответственное для региона время», предупредив курдское руководство о том, что этот шаг будет «ошибкой, которая чревата серьезными последствиями». Сообщается, что Иран также призвал Турцию приступить к совместным операциям против боевиков РПК на севере Ирака. Генералы М.Х.Бакери и Х.Акар обсудили это предложение. Президент Турции Р.Т.Эрдоган, принявший в Анкаре иранского военачальника, указал на возможность совместной военной операции двух стран против «террористических групп». Турецкая сторона предложила рассмотреть возможность такой операции ВС Турции и Ирана против боевиков РПК в районе Синджар и в горах Кандиль на севере Ирака.

Ирак не позволит превратить страну в военный полигон для соседних государств, сказал глава МИД республики И.аль-Джаафари 23 августа на совместной пресс-конференции со своим турецким коллегой М.Чавушоглу, комментируя вопрос о проведении Ираном и Турцией совместной военной операции против боевиков РПК.

Основные военные события в Ираке в минувшем месяце происходили в северной провинции Найнава в районе города Талль-Афар – наиболее крупного оплота ИГ в этом регионе, расположенного между Мосулом и границей с Сирией.

С начала августа иракские ВВС и авиация западной коалиции во главе с США усилили ракетно-бомбовые удары по джихадистам в районе Талль-Афара. Сотни мирных жителей покидали город. При этом шиитские ополченцы «Аль-Хашд аш-Шааби» и иракские военные помещали мужчин в фильтрационные центры, в которых проводилась их проверка на предмет принадлежности к ИГ. Отметим, что население Талль-Афара до захвата города джихадистами летом 2014 года составляло около 300 тыс. человек, однако затем значительная часть жителей сумела его покинуть. Перед началом штурма, согласно оценкам международной коалиции, численность находившихся в Талль-Афаре и его окрестностях гражданских лиц могла достигать 50 тыс. человек.

20 августа премьер-министр Ирака Х.аль-Абади объявил о начале операции по освобождению Талль-Афара. Сообщалось, что в городе и прилегающих к нему районах оборонялось примерно 2 тыс. боевиков. Против них были задействованы правительственные войска и союзные им силы общей численностью свыше 40 тыс. человек в составе 9-й, 15-й и 16-й дивизий ВС Ирака, подразделения контртеррористических сил, Федеральной полиции (аналог внутренних войск), сил быстрого реагирования, формирования местной полиции, шиитских ополченцев «Аль-Хашд аш-Шааби» и курдских сил пешмерга, а также свыше 100 танков, большое количество артиллерийских орудий и минометов. Существенную поддержку наступающим войскам оказывали авиация коалиции во главе с США, военные советники и спецназ из США и других стран Запада.

Военные советники из Ирана и ливанской «Хизбаллы» не принимают участие в военной кампании по освобождению Талль-Афара, заявил 26 августа советник по национальной безопасности Ирака Ф.Файяд.

Наступление правительственных сил на Талль-Афар с самого начала развивалось успешно. Уже к вечеру 20 августа иракские войска отбили у боевиков ИГ несколько деревень в окрестностях города. Действия наступающих поддерживала артиллерия, которая вела интенсивный огонь по позициям противника. На следующий день, 21 августа, армия при поддержке ополченцев «Аль-Хашд аш-Шааби» смогла войти в западные кварталы Талль-Афара. Одновременно иракские войска освободили от боевиков более 10 населенных пунктов в окрестностях города. Военные и союзные им силы 22 августа вошли в город с южного и восточного направлений, сломив сопротивление экстремистов и начав штурм центральной части Талль-Афара.

26 августа иракское командование сообщило, что войска установили полный контроль над городом Талль-Афар, отбив его у боевиков «Исламского государства». Тем не менее, по заявлениям военных представителей, в северном предместье города Эль-Аядии бои продолжались. При этом сами иракские офицеры подчеркивали, что бои в Эль-Аядии «были во много раз тяжелее», чем «битва за Мосул». Террористы, оказывали наступающим войскам «яростное сопротивление», используя смертников на заминированных автомобилях. И только 30 августа правительственные силы освободили от боевиков ИГ северное предместье Талль-Афара.

31 августа премьер-министр Ирака Х.аль-Абади опубликовал официальное заявление «о завершении битвы против ИГ в районе Талль-Афара» и освобождении от джихадистов провинции Найнава.

По информации иракского командования, около 1,3 тысяч иностранцев, воевавших на стороне ИГ, сдались иракским войскам во время боев за Талль-Афар.

Боевые действия происходили в минувшем месяце и в других районах на севере Ирака.

Несмотря на официальное заявление о полном освобождении Мосула, террористы из «Исламского государства» все еще присутствуют в городе, совершая вылазки против правительственных сил безопасности.

Многие из боевиков ИГ, бежавшие из Мосула, обосновались в районе горного массива Хармин к югу от города, образовав там так называемое «Горное государство». Этот массив находится на территории провинций Киркук и Салах-Эд-Дин. «Площадь массива является весьма обширной, Хамрин отличается большим количеством пещер и убежищ, в которых авиация будет неэффективна», отмечают иракские военные. Приблизительное количество боевиков «Исламского осударства», скрывающихся в Хамрине, оценивается в 500 человек.

Командование курдских сил пешмерга сообщило 20 августа, что за последние две недели боевики ИГ понесли серьезный ущерб в боях в горах Хамрин на юге провинции Киркук. Отдельные отряды боевиков ИГ продолжают действовать и в некоторых других районах на юге этой провинции, совершая спорадические атаки на позиции сил пешмерга. Кроме того, джихадисты продолжают действовать в районе города Туз-Хурмату на северо-востоке провинции Салах-Эд-Дин на границе с провинцией Киркук.

К горам Хамрин вплотную примыкает город Хувейджа и прилегающая к нему местность — самый крупный район, остающийся под контролем «Исламского государства» на севере Ирака к юго-западу от города Киркук. Этот район имеет и важное транспортное значение, связывая дороги, ведущие в Турцию и Сирию.

Курды рассчитывали, что после освобождения Мосула иракские правительственные силы начнут наступление на Хувейджу. Но в Багдаде приняли решение сначала провести операцию в районе Талль-Афара. По мнению курдского руководства, операцию по освобождению Хувейджи откладывать нельзя, так как присутствие террористов в этом регионе представляет угрозу для Киркука, всей провинции в целом, «а также для всего Ирака». В то же время освобождение Хувейджи — достаточно сложное мероприятие для правительственных сил. В этом районе сконцентрированы крупные силы ИГ, в том числе отряды, выведенные из Мосула, количество находящихся в городе боевиков составляет, как минимум, 2-3 тыс. человек, и все они находятся в достаточно боеспособном состоянии. Сообщается, что освобождение района Хувейджи должно начаться в сентябре.

Активно продолжают действовать отряды боевиков ИГ в провинции Салах-эд-Дин, совершая регулярные нападения на проправительственные силы. В ответ военные при поддержке вертолетов армейской авиации 6 августа нанесли удары по джихадистам в районе населенных пунктов Тасней Аскари к юго-западу от города Ширкат.

После того как боевики «Исламского государства» организовали теракт на севере провинции Дияла, военные провели там рейд в поисках «спящих ячеек» джихадистов.

Интенсивные боевые действия между правительственными силами и боевиками ИГ велись в западной провинции Анбар. Здесь джихадисты регулярно совершают нападения на позиции военных и ополченцев. 30 августа ВВС и разведслужбы Ирака провели совместную операцию, в результате которой, как сообщается, на западе провинции Анбар в районе города Эль-Каим были ликвидированы почти сто боевиков ИГ.

По состоянию на 1 сентября, основными районами вооруженного противостояния проправительственных сил с боевиками ИГ оставались район Хувейджи в провинции Киркук, отдельные районы провинции Салах-эд-Дин, и часть провинции Анбар, особенно местность по правому берегу реки Евфрат. Джихадисты продолжают контролировать здесь города Эль-Каим, Рава и Ана, а также некоторые участки границы с Сирией, в основном в Анбаре, и частично в Найнаве.

Несмотря на поражения, серьезные людские, материальные и территориальные потери, «ИГ еще не побеждено. Оно по-прежнему контролирует пригодную для обороны территорию, проводит террористические акты, призванные причинить вред не только в регионе Ближнего Востока, но и привлечь новобранцев в ряды группировки». ИГ «по-прежнему пытается проникнуть в окружающие страны. У нее все еще есть немало членов, которые, потерпев военное поражение, могут смешаться с остальным обществом, избежав попадания в поле зрения правоохранительных органов, как на Ближнем Востоке, так и в странах, откуда боевики в свое время прибыли в ряды террористической группировки». В частности, в Багдаде опасаются, что джихадисты, потерпев поражение в соседней Сирии, могут вновь вернуться в Ирак.

Таким образом, «хотя закат ИГ близок, выкорчевать корни этого явления, которое выросло и паразитировало на почве глубокого кризиса, охватившего иракское общество в последние десятилетия и на фоне драматических событий в соседней Сирии, непросто. Здесь переплелись межэтнические, сектантские, региональные и прочие противоречия, страну раздирало внутреннее несогласие при вмешательстве извне».

Ирак обратился к международному сообществу с просьбой о помощи в поиске и документировании доказательств преступлений, совершенных боевиками ИГ, говорится в письме министра иностранных дел Ирака И.аль-Джаафари в Совет Безопасности ООН. «Мы просим международное сообщество о помощи в предоставлении экспертизы для криминализации ИГ». И.аль-Джаафари также подчеркнул важность привлечения боевиков «Исламского государства» к ответственности именно в иракских судах.

Премьер-министр Ирака Х.аль-Абади осудил соглашение между ливанской «Хизбаллой» и боевиками ИГ от 27 августа об эвакуации последних из приграничного с Сирией района Ливана в восточную часть САР недалеко от иракской границы. В то же время эксперты полагают, что «при наличии сильного иранского лобби в Ираке такая реакция является в большей степени формальной». Свое возмущение в связи с реализацией соглашения между «Хизбаллой» и ИГ выразило руководство Иракского Курдистана.

Боевики ИГ украли из банков Ирака с 2014 года около 830 млн долларов, говорится в докладе Центробанка республики. «Иракская банковская система пострадала после событий 15 июня 2014 года, когда боевики ИГ установили контроль в трех провинциях — Найнава, Анбар и Салах-эд-Дин, а также в важной части провинции Дияла». «ИГ взяло под контроль приблизительно 121 отделение государственных и частных банков, в том числе отделения ЦБ Ирака». По оценкам ЦБ, сумма составляет 856 млрд динаров (около 729 млн долларов) и еще 101 млн долларов, и большая часть из нее — это активы, принадлежащие государственным ведомствам и деньги, выделенные из бюджета в 2014 года, в числе которых активы Минобороны и МВД, которые должны были пойти на осуществление различных проектов в провинциях. Кроме того, сообщается, что с июня 2014 года ежегодный доход экстремистов составлял 2 млрд долларов год, что делало ИГ одной из самых богатых террористических группировок на тот момент. В ЦБ пояснили, что «ИГ разбогатело за счет продажи нефти из Ирака и Сирии». В иракском Центробанке отметили, что были предприняты меры по защите банковского и финансового сектора, в том числе прекращена деятельность отделений и компаний на захваченных боевиками территориях.

Интенсивно продолжают действовать иракские ВВС. В прошедшем месяце основные усилия правительственной авиации были направлены на поддержку сухопутных войск в провинциях Найнава (в районе Талль-Афар) и Анбар.

Заметную, а на некоторых участках важную роль в боевых действиях против боевиков ИГ играет авиация США и их западных союзников по международной антитеррористической коалиции. По утверждению командования коалиции, все воздушные удары на территории Ирака наносятся по согласованию с правительством и военным руководством этой страны. В минувшем месяце в нанесении ракетно-бомбовых ударов по боевикам «Исламского государства» на иракской территории принимали участие самолеты США, Великобритании, Франции, Австралии, Иордании и Дании.

Авиация международной коалиции продолжает наносить удары преимущественно по живой силе боевиков, учебно-тренировочным лагерям, артиллерийским позициям, командным пунктам, тыловым и инфраструктурным объектам. Авиаудары наносились на севере Ирака вблизи городов Талль-Афар, Хувейджа, Кисик, Киркук, Кайяра, Туз-Хурмату, Башир и Мосул; по различным целям в провинции Анбар (районы городов Рава, Эль-Каим и Аль-Асад); в районе городов Байджи и Самарра в провинции Салах-эд-Дин. В боевых действиях участвуют как пилотируемые самолеты, так и ударные БПЛА. Активно ведется воздушная разведка иракской территории. Всего с 8 августа 2014 года по 31 августа 2017 года авиация США и их союзников нанесла по позициям и объектам боевиков «Исламского государства» в Ираке 11823 удара, в том числе в августе – 291 удар (в июле – 225). Таким образом, в августе после длительного перерыва количество воздушных ударов авиации коалиции по целям ИГ на иракской территории вновь увеличилось. Для сравнения отметим, что в Сирии в прошедшем месяце отмечен очень резкий скачок боевой активности авиации западных союзников, которая нанесла по боевикам ИГ и их объектам на территории Сирии 1546 ударов (в июле — 959).

В минувшем месяце основные усилия авиации западной коалиции в Ираке были направлены на оказание поддержки с воздуха войскам, участвовавшим в боях против боевиков ИГ в районе Талль-Афара. Наибольшее число авиаударов ВВС коалиции нанесли в районе городов Талль-Афар (154, или 53%), Эль-Каим (33), Кисик (30), Рава (29) и Хувейджа (23).

Авиация западной коалиции в минувшем месяце не понесла боевых потерь в ходе действий против боевиков «Исламского государства» на территории Ирака.

8 августа ВВС США нанесли удар по позициям иракской шиитской милиции «Сайид аш-Шухада», входящей в состав «Аль-Хашад аш-Шааби», вблизи границы с Сирией. Сообщается о 40 погибших и 85 раненых. Такую версию озвучило иранское агентство «Тансим», близкое к КСИР. Пентагон отрицает факт налета американской авиации, утверждая, что гибель иракских ополченцев стала результатом действий боевиков ИГ.

В условиях продолжающейся войны с экстремистами из ИГ иракское правительство прилагает значительные усилия по укреплению армии и других национальных силовых структур, повышению их боеспособности в интересах достижения больших успехов в противостоянии с вооруженными формированиями противников режима. При этом особое внимание уделяется улучшению технической оснащенности войск, насыщению их современными и эффективными образцами вооружения и военной техники, улучшению качества подготовки различных категорий военнослужащих. В данном вопросе основной упор делается на получение необходимой и возможно большей зарубежной помощи.

Вместе с тем, как показывает ход военных действий в стране, боеспособность иракской армии и шиитских ополченческих формирований, а также курдских вооруженных сил пешмерга, несмотря на некоторый прогресс, в целом все еще остается низкой. Это же можно сказать и о морально-психологическом состоянии основной массы солдат и офицеров. Негативно на положении дел в армии и других силовых структурах отражается и политический кризис в стране, жесткое противостояние между различными группировками и кланами в иракском руководстве.

Наиболее масштабную военную и военно-техническую помощь оказывают Ираку США. Многие эксперты считают, что «политическая, военная и экономическая зависимость нынешнего багдадского режима от США еще велика».

Глава Пентагона Дж.Мэттис 22 августа посетил с необъявленным визитом в Багдад, где обсудил с иракским руководством, в том числе с премьер-министром Х.аль-Абади, дальнейшие шаги по борьбе с «Исламским государством». Дж.Мэттис считает, что террористическая группировка защищает «свой последний оплот в Ираке» и «ее дни сочтены».

Госдепартамент США 1 августа одобрил поставку иракским ВМС 12 патрульных катеров и запчастей к ним на сумму 150 млн долларов.

По сообщениям американских СМИ, в августе в районе объединенной оперативной базы «Таджи» в 30 км севернее Багдада прошли совместные двусторонние учения подразделений быстрого реагирования и специального назначения ВС США и Ирака, в ходе которых отрабатывались вопросы взаимодействия военных двух стран.

В минувшем месяце двое американских военнослужащих погибли, а пятеро получили ранения в ходе боевой операции на севере Ирака.

США ограничили перемещение своих сотрудников за пределами «Зеленой зоны» в центре Багдаде, где расположены основные иракские правительственные учреждения и многие зарубежные дипмиссии, и консульского комплекса страны в Басре из-за угроз нападения на американских граждан в Ираке.

Власти Великобритании намерены направить на авиабазу Айн аль-Асад на западе Ирака дополнительно 44 военных инженера. Таким образом, число британских военнослужащих в стране увеличится до 600 человек.

Международная коалиция во главе с США создала временные базы на территории Ирака для борьбы с боевиками ИГ.

«Коалиция вносит свой вклад в разгром ИГ, предоставляя иракским военным оборудование, подготовку, разведывательные данные, точную огневую поддержку и советы по военным вопросам лидерам», — говорится в заявлении штаба коалиции. В документе отмечается, что благодаря работе коалиции с правительством и вооруженными силами Ирака армия страны смогла вернуть 90% своей территории из-под контроля ИГ. «Коалиция продолжит поддерживать правительство Ирака и вооруженные силы Ирака в их борьбе для разгрома ИГ на западе провинции Анбар и в Хувейдже».

26 июля глава МИД Ирака И.аль-Джаафари заявил, что Багдад продолжит военное сотрудничество с западной коалицией во главе с США в интересах обеспечения своей безопасности и борьбы с терроризмом.

Россия готова оказывать Ираку всестороннюю поддержку в укреплении боевого потенциала и оснащении его армии новейшей военной техникой, заявил посол РФ в Ираке М.Максимов. «Мы всегда заявляли на всех уровнях, что готовы продолжать оказывать иракским друзьям всестороннее содействие в укреплении боевого потенциала иракской армии и силовых структур, оснащении их новейшей военной техникой». Дипломат подчеркнул, что Ирак остается важным партнером для России на Ближнем Востоке. Сообщается, что в скором времени начнутся поставки иракской армии российских танков Т-90.

24 августа директор российской Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству С.Д.Шугаев сообщил: «С Республикой Ирак действительно заключен крупный контракт на поставку бронетанковой техники. При этом раскрывать номенклатуру законтрактованной продукции и сроки поставок на сегодняшний день полагаю преждевременным».

Советник по национальной безопасности Ирака Ф.Файяд 22 августа заявил: «В ходе боев с ИГ мы использовали военные самолеты, которые нам поставила Россия. Они, а также противотанковое оружие, используемое против начиненных взрывчаткой бронированных автомобилей, сыграли решающую роль во многих сражениях».

По мере приближения окончания активной фазы военных действий против сил «Исламского государства» все острее встает вопрос о дальнейшей судьбе шиитского ополчения «Аль-Хашд аш-Шааби», его роли в военной организации Ирака и его возможном влиянии на политические процессы в стране. Остро дискуссируется и вопрос о возможности участия шиитских ополченцев в военных действиях в Сирии. При этом такие формирования как «Бригада Бадр» и «Катаиб Ахль аль-Хакк» не возражают против участия в сирийской войне. В то же время ряд видных шиитских деятелей являются противниками такой перспективы. К ним относится духовный лидер иракских шиитов великий аятолла А.ас-Систани, выступивший в 2014 году инициатором создания ополчения «Аль-Хашд аш-Шааби». Также отметим, что Иран стремится сохранить формирования «Аль-Хашд аш-Шаабий» в качестве иракского аналога КСИР и фактора сильного воздействия на иракскую политику.

Влиятельный иракский шиитский проповедник и политик М.ас-Садр заявил о намерении включить в состав иракской армии или распустить свою милицию «Сарайя ас-Салям» после победы над боевиками ИГ. Сообщается, в частности, о закрытии военной академию этого формирования — «Сайид аль-кунин», что рассматривается М.ас-Садром в качестве первого шага на пути «укрепления иракской государственности».

Руководство иракской курдской автономии прилагает значительные усилия по наращиванию боевого потенциала и улучшению технической оснащенности военных формирований пешмерга, подготовке различных категорий их личного состава.

Начальник штаба Министерства пешмерга курдского регионального правительства Д.Явар 16 августа принял делегацию западной коалиции для обсуждения процесса осуществления реформ в министерстве. По словам Д.Явара, поддержка коалиции, включая поставку вооружения и боеприпасов, воздушную поддержку, консультативную роль и подготовку сил пешмерга, продолжается в соответствии с меморандумом, подписанным между Эрбилем и Вашингтоном в 2016 году. Это заявление было сделано с целью опровергнуть сообщения СМИ о том, что США прекратили свою военную помощь курдской автономии из-за намерения ее руководства провести 25 сентября референдум о независимости региона.

Представитель западной коалиции во главе с США сообщил, что с начала войны против «Исламского государства» в 2014 году военные из стран Запада подготовили более 22 тысячи курдских солдат и офицеров.

Международная антитеррористическая коалиция продолжит свою военную поддержку курдским силам пешмерга независимо от результатов референдума о независимости, заявил 26 августа пресс-секретарь коалиции полковник Р.Диллон.

В августе замглавы МВД России Ф.И.Зубов и первый замглавы МВД Ирака А.аль-Хазаали подписали меморандум о взаимопонимании. На встрече представителей правоохранительных ведомств двух государств обсуждались возможности расширения договорно-правовой базы сотрудничества правоохранительных органов сторон. «В соответствии с документом, стороны выразили намерение сформировать международно-правовую основу для межведомственного сотрудничества в области борьбы с преступностью во всех ее формах и проявлениях и принимать совместные меры по предупреждению, пресечению и раскрытию разного рода преступлений».

Эксперты ООН предупреждают, что наряду с военными успехами правительственных сил, в Ираке растут масштабы гуманитарного бедствия. Так, по данным Управления ООН по координации гуманитарных вопросов, количество внутренне перемещенных лиц составляет более 3,5 млн человек или порядка 10% населения страны. Эта группа проживает в 3700 населенных пунктах Ирака, представляя «дополнительное социальное и экономическое бремя для местных властей». В то же время отмечается некоторая стабилизация ситуации в освобождаемых от боевиков ИГ районах – туда вновь возвращаются местные жители.

В Ираке около 3369 курдов-езидов «остаются в плену у боевиков ИГ, включая 1636 женщин и девочек, а также 1733 мужчин и мальчиков».

По неполным данным, жертвами терактов и боевых действий в Ираке в августе 2017 года среди гражданского населения стали 125 иракских граждан (в июле — 241 человек) и 188 человек получили ранения (в июле — 277 человек) в результате насилия и актов терроризма по всей стране. Наибольшее число жертв приходится на столицу – Багдад: 45 погибших и 135 раненых.

В августе 2017 года внутриполитическая ситуация в Ираке оставалась очень сложной и нестабильной. Страна продолжает находиться в состоянии перманентного и глубокого политического кризиса, вызванного жестким противостоянием и борьбой за власть между сторонниками различных политико-религиозных группировок и кланов. В целом, по экспертным оценкам, политическая обстановка в стране «характеризуется достаточно высокой степенью турбулентности и непредсказуемости», а «по мере приближения разгрома ИГ в Ираке все более остро встает проблема послевоенной политической системы». На этом фоне в Ираке развертывается подготовка к предстоящим в 2018 году всеобщим выборам.

Иракский парламент 16 августа одобрил законопроект о выборах в провинциальные советы. Согласно законопроекту, они должны пройти во всех иракских провинциях, кроме Киркука. Выборы в провинциальные советы должны были состояться 16 сентября 2017 года, но парламент решит отложить их до апреля 2018 года, когда они будут проведены вместе с парламентскими.

Эксперты отмечают, что «по мере снижения явной военной угрозы со стороны ИГ будут только нарастать противоречия между (иракскими) шиитами, поскольку будут ослабевать закономерные скрепляющие связи внутри самих шиитов по вопросу противостояния одному врагу».

Так, фактически происходит распад самой крупной проиранской политической организации – Высшего исламского совета Ирака (ВИСИ). Из ее состава вышли бывший министр финансов М.Б.аз-Зубейди, бывший вице-президент Ирака А.А.Махди и религиозный деятель шейх Д.ад-Дин ас-Сагир. Отмечается, что все они были недовольны тактикой руководства ВИСИ во главе с А.аль-Хакимом, «приближавшего к себе молодые кадры и переставшего советоваться с «ветеранами партии». Сам же А.аль-Хаким заявил о намерении создать новую «Партию национальной мудрости», в которую он призывает вступать не только шиитов, но и суннитов, курдов и христиан.

В прошедшем месяце руководство курдской автономии заметно активизировало подготовку к проведению назначенного на 25 сентября референдуму о независимости Иракского Курдистана. Президент Региона Курдистан М.Барзани, другие курдские государственные деятели постоянно выступают с заявлениями, объясняющими необходимость проведения референдума, обвиняют иракское правительство в нарушении договоренностей о партнерстве.

10 августа М.Барзани отметил, что главной целью проведения сентябрьского голосования является независимость курдского региона Ирака. Что касается признания независимости Курдистана другими странами, он объяснил, что «ни одна страна в мире никогда не признавалась всеми государствами. Многие из них долго ждали этого». При этом М.Барзани не думает, что «какая-либо страна, которая уважает свои международные, моральные и политические обязательства, выступит против воли более шести миллионов курдов».

М.Барзани постоянно заявляет, что принцип партнерства в отношениях с Багдадом нарушался на всех этапах истории Ирака, что жители Курдистана устали повторять прошлый неудачный опыт, и приняли решение провести голосование по независимости.

Что касается независимого Курдистана, то он, по словам М.Барзани, не будет курдским национальным государством, «скорее это будет демократическое, многоконфессиональное и многоэтническое государство, основанное на гражданстве».

Курдское руководство категорически отказывается отложить проведение референдума о независимости, назначенного на 25 сентября. Но при этом «существует лишь один альтернативный вариант, и этим альтернативным вариантом являются международные гарантии, подписанные всеми сторонами, в особенности важнейшими, представленными Багдадом, США, и даже Турцией и Ираном, — заявил пресс-секретарь М.Барзани К.Махмуд.- Эти гарантии должны быть оформлены в письменном виде, в них должна быть установлена новая дата референдума, и обязательство всех сторон уважать его результаты».

В то же время спикер курдского регионального парламента, представитель оппозиционной партии «Горран» Ю.Мохаммед заявил 24 августа, что референдум о независимости не будет иметь легитимности, если не будет подтвержден постановлением парламента, работа которого приостановлена с осени 2015 года из-за острых политических разногласий между «Горран» и правящей Демократической партией Курдистана (ДПК). В то же время партия «Горран» считает, что «создание независимого государства Курдистан — цель всего народа Курдистана» и самой партии, «но решение о проведении референдума 25 сентября 2017 года было принято без надлежащей законной, политической, экономической, силовой и социальная подготовки, особенно в вопросе районов Курдистана [спорных областей]. Вот почему необходимо, чтобы этот вопрос был отложен до нужного времени и условий, и представлен в парламент Курдистана».

М.Барзани заявил 20 августа, что ни он, ни кто-либо из его родственников не будут баллотироваться на пост президента Курдистана на предстоящих в ноябре выборах.

Провинция Киркук, являющаяся спорной территорией между Багдадом и Эрбилем, примет участие в референдуме о независимости. Соответствующее решение принял в августе совет провинции. Напомним, что в Киркуке помимо курдов проживает большое количество арабов и туркоманов, и решение об участии в плебисците может привести к нарастанию межэтнической напряженности.

Провинциальный совет северной провинции Найнава с преобладающим арабским суннитским населением согласился разрешить административным единицам региона, подавшим официальные заявки о включении их в зону голосования, участвовать в референдуме о курдской независимости. Тем избирателям, которые в настоящее время проживают в районах, находящихся под контролем шиитского ополчения «Аль-Хашд аш-Шааби», будет разрешено голосовать в других районах, контролируемых курдскими силами пешмерга.

Официальный представитель курдского избиркома сообщил 14 августа о завершении подготовки к проведению плебисцита. «Комиссия готова провести референдум о независимости Курдистана в запланированные сроки, то есть 25 сентября. Мы также готовы провести парламентские и президентские выборы в ноябре».

Власти Иракского Курдистана сформировали делегацию для переговоров с иракским правительством по вопросам, связанным с референдумом о независимости. В ее состав вошли члены представителей Демократической партии Курдистана, Патриотического союза Курдистана, Исламского союза Курдистана, а также представители христиан, туркоманов и курдов-езидов. Делегация прибыла в Багдад 14 августа, где провела переговоры с правительством Ирака. На переговорах делегация выразила «твердость намерений Курдистана провести референдум». Обсуждались вопросы выстраивания отношений между Багдадом и Эрбилем после референдума. При этом курдские представители подчеркивали, что «главное – наладить полноценный диалог и урегулировать нерешенные вопросы». Делегация также имела встречи с президентом Ирака Ф.Маасумом (курдом), вице-президентом Н.аль-Малики, премьер-министром Ирака Х.аль-Абади, спикером иракского парламента С.аль-Джубури (суннитом), некоторыми видными шиитскими политическими деятелями, а также послами иностранных государств, в том числе Ирана, Турции и США.

По итогам переговоров канцелярия Х.аль-Абади обнародовала заявление, в котором отмечается, что прошедшие встречи засвидетельствовали позитивную атмосферу, а также «настрой на необходимость активизации соответствующих механизмов для урегулирования нерешенных проблем». «Была достигнута договоренность о продолжении конструктивного и серьезного диалога». При этом Х.аль-Абадаи заявил делегации, что Регион Курдистан уже действует как государство с независимой экономикой и армией, подчеркнув, что референдум на данном этапе не является приоритетом. В заявлении подчеркивается, что «Ирак серьезно относится к достижению общих интересов иракской нации, защите целостности Ирака и устранению опасностей». В то же время спикер С.аль-Джубури заявил: «Парламент не примет никаких мер против Курдистана. Парламент должен оставаться нейтральным».

В реальности, как отмечают политические наблюдатели, попытка договориться с центральным правительством по вопросам «развода» к конкретным договоренностям не привела. В этой связи характерно заявление М.Барзани от 23 августа о том, что переговоры Эрбиля с Багдадом «уже не будут касаться федерализма или министерских позиций в правительстве Ирака, поскольку Курдистан уже потерял надежду на Багдад». Со своей стороны, глава правительства Ирака Х.аль-Абади считает, что референдум о независимости в курдской автономии приведет к хаосу в регионе. Он отметил, что референдум означает изменение государственной границы Ирака, что недопустимо для страны. К тому же референдум о независимости не может быть проведен в одностороннем порядке.

Губернатор провинции Киркук Н.Карим не исключил возможности создания нескольких курдских государств. «У каждой части Курдистана своя специфика. Курды в Турции, в Иране, в Сирии решают сами, чего они хотят. Есть 22 арабские страны, и у нас может быть больше одного курдского государства». Одновременно он отметил, что провинция Киркук является «жизненно важной, главной и основной» частью Иракского Курдистана и имеет право участвовать в референдуме.

Курдское руководство развернуло активную масштабную деятельность на международной арене и в регионе по разъяснению своей позиции относительно предстоящего референдума о независимости Иракского Курдистана. Президент автономии М.Баразани постоянно принимает иностранных дипломатов, разъясняя свою позицию и пытаясь заручиться поддержкой за рубежом. В последние недели Эрбиль посетили десятки различных зарубежных делегаций, миссий, эмиссаров, представители Евросоюза, ООН, посольств зарубежных стран в Багдаде. Все они старались, так или иначе, повлиять на курдских руководителей с целью отложить или отменить референдум о независимости.

Госсекретарь США Р.Тиллерсон выступил с призывом к М.Барзани отложить дату проведения референдума о независимости от Багдада. В ответ курдский лидер заявил, что решение о дате проведения референдума уже принято и голосование не может быть перенесено на неопределенный срок.

США поддерживают единство Ирака и отвергают любые действия по его разделению, сообщила пресс-служба премьер-министра Ирака Х.аль-Абади по итогам прошедшей 22 августа его встречи в Багдаде с главой Пентагона Дж.Мэттисом. В этот же день Дж.Мэттис встретился в Эрбиле с М.Барзани. В ходе встречи он призвал курдские региональные власти вести диалог с иракским правительством «по возникающим разногласиям».

Жестким противником референдума по независимости Иракского Курдистана выступает Турция. По мнению главы турецкого МИДа М.Чавушоглу, этот шаг может привести к гражданской войне в Ираке.

23 августа М.Чавушоглу, находясь с визитом в Багдаде, заявил: «Проблемы (между Багдадом и Эрбилем) должны быть разрешены без нарушения территориальной целостности Ирака. Мы вновь скажем Эрбилю, что решение провести референдум является ошибочным. Мы надеемся, что референдум будет отменен». Кроме того, он заявил, что Анкара и Багдад намерены «сотрудничать в борьбе с членами Рабочей партии Курдистана в Ираке». По словам турецкого министра, в случае если центральное правительство Ирака и Эрбиль захотят посредничества Турции для решения разногласий между сторонами, Анкара готова оказать такую помощь. М.Чавушоглу также заявил, что регион Курдистан имеет право добиваться соблюдения своих прав центральным правительством в Багдаде.

23 августа на встрече с М.Барзани М.Чавушоглу согласился с тем, что Багдад нарушил часть прав Эрбиля, и призвал стороны продолжить переговоры в надежде найти общие основания для разрешения их длительных споров. Турецкий министр при этом «пояснил, что его страна привержена обеспечению интересов курдского народа, но также видит, что проведение референдума в данное время приводит к проблемам, ставит регион перед лицом различных вызовов».

29 августа МИД Турции выступил с осуждением решения провинциального совета Киркука принять участие в референдуме о независимости. В этой связи было заявлено: «Провинциальный совет Киркука, как и курдская автономия Ирака, выступают против конституции Ирака».

26 августа в Эрбиле министр иностранных дел Франции Ж.-И. Ле Дриан и министр обороны Ф.Парли встретились с президентом курдской автономии М.Барзани. Ле Дриан подтвердил, что его страна будет продолжать поддерживать пешмерга и что французские войска останутся в Курдистане. Министр также выразил надежду на продолжение диалога между Эрбилем и Багдадом для достижения взаимопонимания.

30 августа в Париже заявили: «Позиция Франции известна. Мы привержены единству и территориальной целостности Ирака. По условиям иракской конституции Курдистан располагает статусом автономии. Мы желаем, чтобы эта автономия уважалась и была полностью реализована».

Премьер-министр Израиля Б.Нетаньяху 14 августа заявил, что он поддерживает государственность Курдистана.

Как полагают эксперты, «идею курдской независимости в настоящий момент не разделяет ни одна из ведущих политических сил (включая Вашингтон) … Это означает, что любые реальные вопросы о своей независимости курдам придется решать только через диалог с Багдадом, который вообще не настроен эту тему обсуждать. Самодостаточности в финансовом плане, не говоря уже о гарантиях своей безопасности, на сегодняшний день Эрбиль добиться не сможет. Как в силу слабости всего государственного аппарата, технических и географических ограничений экспорта своей нефти и газа, так и по большому счету — слабого военного потенциала».

Очень сложной остается финансово-экономическая и социальная ситуация в Ираке. По мнению экспертов МВФ, Ирак попал в кризисную «вилку»: с одной стороны, будучи вынужденным тратить огромные средства на борьбу с ИГ и на восстановление разрушенного народного хозяйства, с другой – страдая от падения цен на нефть. Валовой национальный продукт Ирака в 2016 году вырос на 11%, главным образом, благодаря увеличению производства нефти на 25%, а в 2017 году никакого прироста ВНП нет и не предвидится, причем производство нефти сокращено на 1,5% в соответствии с решениями стран-членов ОПЕК о мерах по стабилизации мировых цен на нефть. Нефтяной фактор привел к сокращению валютных резервов Ирака с 54 млрд долларов на конец 2015 года до 45 млрд в конце 2016 года. Дефицит бюджета в 2016 году вырос на 2%. И все же оценки МВФ на среднесрочную перспективу иракской экономики сдержано-оптимистичны. Следует отметить и динамичные усилия правительства страны, в первую очередь министерств нефти и транспорта, много делающих и для диверсификации экспортного потенциала, и для оптимизации транспортно-логистических потоков. Тем не менее, страна по-прежнему зависит от международной финансовой помощи, особенно, для обеспечения текущих платежей и расходов. Однако Делегация прибыла в Багдад 14 августа, где провела переговоры с правительством Ирака. Однако кредитоспособность Ирака достаточно высока и ряд стран таких, как США, Великобритания, Япония, Австрия, Южная Корея охотно идут на крупные займы, обеспеченные нефтью и газом.

В Ираке обострилась продовольственная проблема. Большинство из 3,5 млн временно перемещенных лиц сталкиваются с трудностями в вопросе доступам к качественному питанию и питьевой воде. В целом, по данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, к середине 2017 года около 2,9 млн иракцев нуждаются в продовольственном обеспечении. 77% из них — женщины, дети и старики. Обострение продовольственной проблемы происходит на фоне стремительно деградирующего аграрного сектора. Сельскохозяйственное производство в Ираке с 2014 года упало на 40%, большинство население мигрировало из сельских районов в города — в поисках постоянной работы и других возможностей для заработка. Цены на продовольствие выросли в несколько раз. Высокие цены на семена, удобрения, топливо не позволяют фермерам быстро восстанавливать производство в недавно освобождённых от боевиков ИГ районах. Предстоит длительное восстановление разрушенных террористами продовольственных цепочек и логистических систем, ирригационных сооружения и инфраструктуры.

Очень большие трудности испытывают здравоохранение, образование и социальное обеспечение. Наблюдаются регулярные невыплаты зарплат, реальное сокращение доходов. В курдской автономии уровень бедности вырос вдвое. Более 370 тыс. детей школьного возраста в Ираке (около 20%) не имеют возможности регулярно посещать учебные заведения. По прогнозам экспертов ООН, в ближайшие месяцы ожидать кардинального улучшения гуманитарной ситуации не следует. В среднесрочной перспективе более 11 млн иракцев (почти треть всего населения) будут нуждаться в той или иной форме гуманитарного содействия. Лишь к середине 2018 года прогнозируются качественные подвижки и постепенное изменение ситуации. Пока же 3,2 млн иракцев нуждаются в продовольственном обеспечении, более 9 млн человек — в услугах здравоохранения, 6 млн человек не имеют доступа к питьевой воде и средствам гигиены. В целом для удовлетворения гуманитарных нужд 11 млн иракцев требуется более 3 млрд долларов.

10 августа министр энергетики, промышленности и минеральных ресурсов КСА Х.аль-Фалех и министр нефти Ирака Д.аль-Луейби обсудили в ходе визита иракской делегации в Эр-Рияд вопрос соблюдения условий в сделке ОПЕК+ по сокращению добычи нефти. Саудовский министр сообщил, что Д.аль-Луейби заверил его в строгой приверженности Ирака к соблюдению условий сделки. Ирак более чем на 100% выполняет свои обязательства по сокращению добычи нефти в рамках соглашения ОПЕК+ и достиг уровня добычи в 4,32 млн баррелей в сутки, сообщил Д.аль-Луейби. Экспорт составляет 3,2-3,22 млн баррелей в сутки. С северного направления правительство Ирака не экспортирует нефть, этим занимается только курдские власти, но оценить объем их поставок сложно. По приблизительным оценкам, он составляет 300-350 тыс. баррелей в сутки.

В августе 2017 года правительство Ирака и власти иракской курдской автономии в своей внешнеполитической деятельности продолжали курс на получение зарубежной политической поддержки и масштабной разнообразной помощи, главным образом военно-технической и военной, необходимой для противостояния боевикам «Исламского государства», улучшения экономической и социальной ситуации в стране.

Отмечается, что хотя «статусные шиитские политики Ирака благодарны Тегерану за помощь в борьбе против радикалов и террористов, но вместе с тем опасаются односторонней зависимости страны от ИРИ в вопросах обороны, безопасности, экономики, а также внешней политики. Односторонняя ориентация на Иран затруднит национальное примирение с суннитской общиной. Могут ухудшиться отношения Ирака с США и аравийскими монархиями. В этой связи многие иракские политики стремятся перейти к многовекторности во внешней политике Ирака и отходе от однозначно проиранской ориентации. Очень значимым примером в этой связи стал июльский визит в Саудовскую Аравию влиятельного шиитского политика М.ас-Садра и его переговоры с наследным принцем КСА Мухаммедом бен Сальманом.

Лидер ВИСИ А.аль-Хаким также заявил о своем намерении посетить в ближайшее время Саудовскую Аравию. «Таким образом, он серьезно занялся своим политическим ребрендингом, намереваясь освободиться от имиджа проиранского политика».

13 августа М.ас-Садр посетил ОАЭ, где был принят наследным принцем Абу-Даби Мухаммедом бен Зайедом аль-Нахайяном. В ходе встречи эмиратский руководитель подчеркнул важность стабильности и безопасности в Ираке. Визит в ОАЭ стала второй после посещения в июле Саудовской Аравии поездкой М.ас-Садра в аравийские монархии. Политические наблюдатели не без оснований считают его одним из немногих иракских шиитских лидеров, которые «дистанцируются от шиитского Ирана и Асада».

В последнее время отмечается стремление Эр-Рияда к встраиванию системы противовеса иранскому влиянию в соседней стране. «При этом разыгрывается карта арабского национализма». Одновременно в Багдаде надеются на восстановление полноценных связей между двумя соседними государствами.

14 августа совет министров КСА под председательством наследного принца Мухаммеда бен Сальмана одобрил протокол о создании совета по сотрудничеству с Ираком. Выступив на заседании, Мухаммед бен Сальман подтвердил «решимость королевства развивать отношения с Ираком во всех областях». Он проинформировал министров о результатах недавних переговоров с министром нефти Ирака Д.аль-Луейби, подчеркнув, что королевство «привержено к сохранению стабильности Ирака и намерено всемерно содействовать развитию отношений во всем, что отвечает интересам обеих стран».

Саудовские власти попросили Багдад выступить в качестве посредника между Эр-Риядом и Тегераном, заявил 13 августа в иранской столице глава иракского МВД К.Х.аль-Араджи, посетивший недавно КСА. По словам министра, [наследный принц] Мухаммед бен Сальман официально обратился с просьбой ко мне, чтобы Ирак стал посредником между Тегераном и Эр-Риядом с целью снижения напряженности в отношениях между двумя странами, отметив, что саудовский монарх Сальман «также ранее просил об этом». К.Х.аль-Араджи проинформировал ответственных лиц КСА, что любое потепление «должно начинаться с уважительного отношения к иранским паломникам». Саудовцы обещали выполнить эти требования. Министр подчеркнул, что «Ирак считает, что между Ираном и Саудовской Аравией должны быть дружественные отношения, поскольку это поспособствует укреплению безопасности в регионе».

В этой связи эксперты отмечают: «Если комментировать заявления иракских политиков, то они свидетельствуют не об искреннем желании выступить посредниками в урегулировании конфликта между Тегераном и Эр-Риядом (в Багдаде, скорее всего, понимают, что на нынешнем этапе это невозможно), а о значительных разногласиях между шиитскими политиками Ирака».

Саудовская Аравия и Ирак собираются открыть пограничный переход Арара в провинции Анбар для торговли впервые, начиная с 1990 года.

13 августа Багдад с визитом посетил министр иностранных дел Бахрейна, шейх Х.аль Халифа, который провел переговоры со своим иракским коллегой И.аль-Джаафари. Х.аль-Халифа выразил благодарность народу Ирака «за защиту от террористов всех народов региона», указав на то, что «террор не является угрозой только для Ирака, а направлен против всех стран». В то же время премьер-министр Ирака Х.аль-Абади отклонил приглашение Х.аль-Халифы присоединиться к бойкоту Катара со стороны КСА, ОАЭ, Египта и Бахрейна, высказв пожелание положить конец кризису и отметил, что Ирак не станет стороной в этом конфликте.

Главный пограничный терминал Тарбиль на границе Ирака с Иорданией возобновил 30 августа свою работу. Терминал не работал с 2014 года.

Россия ценит усилия иракского правительства в борьбе с международным терроризмом, сообщили 2 августа в МИД РФ по итогам встречи спецпредставителя президента России по Ближнему Востоку и странам Африки, замглавы МИД М.Богданова с первым заместителем главы МИД Ирака Н.Хейраллой. «Также была подтверждена последовательная поддержка Россией единства, суверенитета и территориальной целостности Ирака, отмечена недопустимость внешнего вмешательства в его внутренние дела, важность решения внутренних проблем в рамках инклюзивного диалога с учетом интересов всех этноконфессиональных групп иракского общества». В ходе встречи «были также рассмотрены ключевые направления дальнейшего укрепления традиционно дружественных российско-иракских отношений».

Россия, Иран и Ирак выступили за консолидированные усилия по поддержанию безопасности на Ближнем Востоке и урегулирование кризиса в Сирии на основе женевского и астанинского процессов, заявили в МИД России по итогам прошедших 2 августа в Москве консультаций заместителей глав внешнеполитических ведомств трех стран.

По итогам визита в Багдада 26 августа главы МИД Франции Ж.-И. Ле Дриана было сообщено, что Париж выделит в течение 2017 года правительству Ирака кредит на сумму 430 млн евро. Этот кредит предназначен, в первую очередь, для поддержки экономических реформ, проводимых иракским правительством.

Чехия намерена максимально расширить взаимодействие с властями Ирака в деле восстановления экономики ближневосточной страны, заявил 27 августа в Багдаде премьер-министр республики Б.Соботка. Наибольший интерес для Праги, по его словам, представляет участие в развитии нефтехимической промышленности. Б.Соботка напомнил, что 60% мощностей, которые используются в этой отрасли на иракских предприятиях, были созданы при помощи чешских специалистов. Чешский премьер также считает, что Европе необходимо принимать более активное участие «в обновлении Ирака, что помогло бы и решению проблемы с беженцами из этой страны».

Евросоюз планирует направить в Ирак миссию для изучения возможностей оказания помощи по восстановлению освобожденных от ИГ регионов страны.

Таким образом, в августе 2017 года военно-политическая обстановка в Ираке продолжала характеризоваться повышенной сложностью, напряженностью и высокой динамичностью происходящих в стране процессов. Тем временем Ирака продолжает оставаться в состоянии затяжного и глубокого политического кризиса. Между ведущими политическими группировками страны не прекращается острая, зачастую бескомпромиссная борьба за власть. В этих условиях близится к завершению основная фаза вооруженного противостояния иракских властей с экстремистской группировкой «Исламское государство». Обстановку в Ираке все более серьезно осложняет решение руководства курдской автономии о проведении 25 сентября 2017 года референдума о независимости Иракского Курдистана, итоги которого могут крайне негативно отразиться на положении дел в стране и регионе.

52.5MB | MySQL:103 | 0,494sec