О некоторых особенностях приватизации в Иране

Несмотря на наметившийся рост иранской экономики после выхода страны из международной изоляции, который стал возможен после подписания в июле 2015 года соглашения по иранской ядерной программе, существует целый ряд структурных проблем, существенно замедляющих экономическое развитие ИРИ. Необходим отметить, что политическая элита ИРИ отдает отчет в наличии этих объективных проблем. Например, верховный лидер Ирана Али Хаменеи, выступая на праздновании Новруза (иранского Нового года) подчеркнул необходимость создания в Иране «сильной, надежной и самодостаточной экономики». «Без такой экономики, — констатировал А.Хаменеи, — мы не сможем достичь не постоянной безопасности, ни постоянного достоинства». При этом А.Хаменеи признал существование в стране экономических проблем, имеющих внутреннюю природу. «В нашей экономике присутствуют некоторые слабости, и эти слабости порождены нашим плохим управлением».

Основные структурные проблемы экономики ИРИ общеизвестны. Это отсутствие налоговой дисциплины, слабость банковско-финансового сектора, отягощенного «токсичными кредитами», отсутствие достаточной правовой базы и отсутствие объективных судов. Значительной проблемой является контрабандный импорт товаров. По словам самого А.Хаменеи, годовой объем контрабанды в стране составляет 15 миллиардов долларов.

Еще одной проблемой является неурегулированность проблем собственности и наличие в стране большого «полугосударственного сектора». К нему относятся предприятия и компании, принадлежащие религиозным фондам (боньядам), пенсионным фондам и Корпусу стражей исламской революции (КСИР).   По данным иранского экономиста Биджана Хаджепура, в ВВП Ирана за последние пять лет доля госсектора составляла 35%, доля частного сектора – 25%, а доля полугосударственного сектора – 40%. Компании полугосударственного сектора пользуются государственной поддержкой, но при этом не обязаны отчитываться в своих действиях перед правительством, подчиняться пятилетним планам развития и зачастую не платят установленных налогов. Это относится, главным образом, к компаниям, входящим в крупнейшие религиозные фонды «Астан-э Кодс Разави» и «Боньяд-э мостазеффин» («Фонд обездоленных»). Это объясняется тем, что теоретически они платят хумс (отчисление 20% от прибыли в пользу того или иного шиитского Имама и представляющего его духовенства).

Приватизация, которая начала проводиться в ИРИ еще в правление президента Али Акбара Хашеми-Рафсанджани (1989-1997 годы) и достигла своего апогея в президентство Махмуда Ахмадинеджада. Преференции в ходе приватизации оказывались полугосударственным акторам, в частности КСИР. Примечательно, что в первые революционные годы, когда Ираном руководил аятолла Рухолла Мусави Хомейни, КСИР не участвовал в экономической жизни страны. Продвижение КСИР в экономику началось в 1990 году, когда А.А.Хашеми-Рафсанджани попросил тогдашнего командующего Корпусом генерала Мохсена Резаи принять участие в реконструкции страны, экономика и инфраструктура которой были разрушены затяжной ирано-иракской войной (1980-1988 годов).

Официальным подразделением КСИР является корпорация «Хатам аль-Анбия», сыгравшая значительную роль в восстановлении экономики страны после ирано-иракской войны 1980-1988 годов. В ее состав входят строительные, нефтедобывающие, газодобывающие и нефтехимические компании. Особенно велика роль корпорации в газовом секторе Ирана, где, по признанию иранских аналитиков, она держит контрольный пакет. Финансовые интересы КСИР обслуживает «Сепах-банк». По некоторым данным, годовой оборот предприятий КСИР оценивается в 12 миллиардов долларов. В настоящее время «Хатам аль-Анбия» осуществляет 750 правительственных контрактов в области нефтепереработки, газодобычи и инфраструктуры. Кроме интересов, связанных с этой корпорацией, КСИР осуществляет и другие экономические проекты. Так, КСИР владеет контрольным пакетом акций «Бахман групп», занимающейся сборкой в Иране автомобилей «Мазда». В 2010 году произошла сделка по покупке предприятиями КСИР пакета акций крупнейшей телекоммуникационной компании «Мобин» ни сумму 7,8 миллиарда долларов. По данным Хаджепура, экономические подразделения КСИР дают до 15% иранского ВВП. Даже беглый анализ компаний и предприятий, связанных с «Боньяд таавон Сепах» (БТС), фонда регулирующего экономическую деятельность КСИР, позволяет судить о том, что Корпус проник во все сферы экономики.

В правление иранского президента Мохаммада Хатами (1997-2005 годы) начали выявляться противоречия между экономическими интересами иранского правительства и экономическими интересами КСИР.  В 2004 году для развития собственных телекоммуникационных компаний КСИР удалось пролоббировать лишение лицензии турецкой компании мобильной связи Turkcell. В 2005 году в пользу  фирм, аффилированных с КСИР таким же образом удалось расторгнуть контракт с турецкой компанией TAV на установление системы охраны в международном аэропорту Имама Хомейни в Тегеране. Однако М.Хатами категорически возражал против допуска КСИР в нефтегазовый сектор. Ситуация изменилась после прихода к власти М.Ахмадинеджада, назначившего в 2008 году бывшего руководителя корпорации «Хатам аль-Анбия» Рустама Каземи министром нефти ИРИ.

Одним из направлений деятельности президента Хасана Роухани, являющегося выразителем интересов новой иранской буржуазии, стала борьба с присутствием КСИР в экономике Ирана. Еще в 2013 году Х.Роухани поставил вопрос об ограничении доли КСИР в экономике страны, мотивируя это тем, что засилье БТС не дает развернуться нормальной конкуренции. Наконец, уже в июне с.г. на одном из банкетов разговения (ифтар) во время месяца рамадан Хасан Роухани позволил себе опрометчивое высказывание в адрес КСИР. Он отметил, что «Экономика должна принадлежать народу. Государство не для того сорок лет вооружалось, чтобы передать самые доходные отрасли от государства без пушек к государству с пушками (намек на КСИР)». Также он сказал, что все, что бы ни делали представители этого государства в государстве, а именно пушки, дома или газеты, все ведет к коррупции. В ответ на это командующий КСИР заметил, что без пушек и ракет его организации все доходные отрасли были бы давно захвачены врагами Ирана, и правительству Роухани было бы неоткуда извлекать прибыль. Иранские политические круги, связанные с КСИР, отрицают тезис о засилии Корпуса в экономике Ирана. Хамилл Реза Фуладгар, глава парламентской комиссии по мониторингу приватизации, уверяет, что доля приватизированных предприятий, доставшихся КСИР, составляет всего 10% от объектов, выставленных на продажу. Спикер КСИР Рамезан Шариф отмечает, что долг правительства Ирана КСИР за исполненные контракты составляет 200 триллионов риалов.

Главной причиной критики полугосударственного сектора является то, что он подавляет конкуренцию и не дает развернуться иностранным инвестициям. Впрочем, ряд последних по времени сделок, заключенных в ИРИ с иностранными компаниями, позволяет судить о том, что ситуация с иностранными инвесторами пусть медленно, но меняется.   Ранее иностранным инвесторам мог принадлежать только миноритарный пакет акций в той или иной компании. При этом иранское государство сохраняло за собой право контроля через своих представителей в совете директоров предприятия. Все это привело к сравнительно низкому интересу иностранных инвесторов к большинству сегментов иранского рынка кроме ТЭК. Ряд недавних контрактов с иностранными инвесторами был заключен по другой схеме. Организацию по развитию и обновлению Ирана (IDRO), являющаяся основным уполномоченным правительства по переговорам с крупными иностранными инвесторами, заключила соглашения с автомобилестроительной компанией Renault, транспортным гигантом Alstom и российской компанией «Трансмашхолдинг» о создании совместных предприятий. При этом доля Renault и Alstom в СП составила 60%, а доля «Трансмашхолдинга» — 80%. Одновременно правительство взяло на себя функции «пассивного акционера», то есть его представители не будут управлять компаниями, отдав эту функцию под ответственность иностранного инвестора. Если такая практика получит развитие, то процесс привлечения иностранных инвестиций в Иран может значительно активизироваться.

62.82MB | MySQL:102 | 0,467sec