К вопросу о расширении полномочий Верховного суда Израиля

В Израиле, как и в других демократических государствах, действует принцип разделения властей, что предполагает разграничение полномочий между органами законодательной, исполнительной и судебной власти. Вместе с тем отсутствие писаной конституции, выполняющей функции основного свода законов, привели к возникновению разного рода правовых коллизий, размывающих полномочия государственных органов. В соответствии с Основным законом о судебной власти, Верховный суд Израиля исполняет полномочия Высшего суда справедливости (БАГАЦ). Это наделяет его правом контроля над законностью действий государственных и муниципальных структур. В противовес этому Верховный суд связан рядом ограничений. Он не имеет права рассматривать законопроект на предмет конституционности до его принятия или по собственной инициативе начинать проверку утвержденных законодательных актов.

Противоречивость и недостаточная определенность полномочий на деле привели к возникновению принципа «а-коль шафит» (ивр. «все подсудно»). Вооружившись им, Верховный суд все чаще стал вмешиваться в деятельность правительства, провоцируя его раздражение. Мало того, на судебную систему распространился и другой тренд, присутствующий во многих органах государственной власти Израиля. Сводится он к тому, что особенности работы, равно как и дела, которые берет на себя та или иная инстанция, попадают под прямую зависимость от личности руководителя. Яркой иллюстрацией существования данной направленности служит пост президента Государства Израиль, занимая который в 1993-2000 гг.  Эзер Вейцман старался активно вмешиваться в политическую жизнь.

Своеобразным аналогом 7-го президента Израиля в судебной системе стал глава Верховного суда Аарон Барак (август 1995 – сентябрь 2006). Именно в годы его каденции было вынесено решение 6821/93. Руководствуясь им Верховный суд может отменять закон, если будут обнаружены его противоречия с Основным законом о свободе трудовой деятельности или Основным законом о свободе и достоинстве человека.

На текущей неделе стала известна кандидатура нового председателя Верховного суда. Пост был отдан Эстер Хайют. Невзирая на то, что представленная кандидатура в целом не вызвала нареканий по соображениям профессиональных качеств, министр юстиции Израиля Аэлет Шакед положила начало дискуссии о процессе избрания. Возвращаясь к закону о судебной системе, отметим, что по его условиям, должность получает судья, являющийся гражданином Израиля, избранный комиссией по выбору судей и утвержденный президентом. Сверх этого кандидат должен отвечать еще одному критерию, ставшему поводом для недовольства министра юстиции. В стране негласно действует правило, руководствуясь которым должность главы Верховного суда переходит к старейшему из судей. Результатом применения такой практики становится фактическое отсутствие альтернатив. Именно это и попыталась оспорить А.Шакед, повторив тем самым опыт нескольких своих предшественников. Затягивание в процессе одобрения кандидатуры привело к тому, что уходящая в отставку в следующем месяце М.Наор написала министру письмо, мотивирующее ускорить необходимые процедуры. Как бы то ни было, Э.Хайют была избрана и преступит к обязанностям предположительно в октябре с.г., что стало доказательством временного превосходства судей над министрами.

Тем не менее, это столкновение оказалось не единственным противоречием, возникшим между органами власти на текущей неделе. 6 сентября расширенная комиссия судей Верховного суда представила ответ на петицию Академического центра права и бизнеса из Рамат-Гана, озаботившегося недостатками двухгодичного бюджетного планирования. Как было сказано в отчете судей, они выступают против такой практики и внесения поправок в Основной закон. Действующий бюджет на 2017-2018 годы комиссия сочла возможным сохранить.

Рассмотренный пример символизирует не столько вмешательство Верховного суда в финансовую систему государства, сколько попытку оказать воздействие на политические процессы. По статистике принятие бюджета является одним из самых сложных политических процессов и несет в себе потенциальный риск развала правительственной коалиции. Действующий премьер-министр Биньямин Нетаньяху в значительной степени руководствовался как раз этим фактором, отдавая предпочтение бюджету, рассчитанному на два года. Мало того, в начале лета правительство обсуждало вопросы формирования бюджета с учетом возможностей планирования, превышающих двухлетний срок.

Наш прогноз заключается в следующем. Столкновения между правительством и судебной властью сохранятся. Помимо названных тем, предметом противоречий останутся поселения. Главное основание для этого – общее количество обращений в Верховный суд по вопросу расширения или ликвидации израильских форпостов. Вот почему правительство и дальше будет пытаться сформировать более благосклонный к своим решениям состав судей из числа представителей правого лагеря. В феврале 2017 г. А.Шакед смогла сделать серьезный шаг на данном пути, добившись утверждения четырех кандидатур, имеющих склонность одобрять позицию властей. Ареной противостояния останется и процесс обсуждения законопроекта об иммигрантах из африканских  государств.

52.23MB | MySQL:103 | 0,612sec