О китайско-пакистанских учениях ВВС «Шахиин 6»

9 сентября 2017 на территории Западного военного округа Народно-освободительной армии Китая начались 20-тидневные двусторонние межвидовые учения авиационных подразделений ВВС Пакистана и КНР, которые отрабатывают широчайший спектр боевых задач. Окончание учений намечено на 27 сентября 2017 г., т.е. учение «Шахиин 6» является самым продолжительным по сравнению с одноименными мероприятиями предыдущих пяти лет.

По данным китайских источников, пакистанские военные направили на указанные учебные мероприятия эскадрилью истребителей JF-17, эскадрилью истребителей J-7PG, самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления ZDK-03, два средних транспортных самолета С-130. Следует отметить, что для максимального приближения обстановки к реальной, китайские специалисты выделили несколько воздушных районов над территорией Синьцзян-Уйгурского автономного района. Благодаря работе китайских военных корреспондентов стало известно, что пакистанские военно-транспортные самолеты сделали остановку в аэропорту г.Коэрла для дозаправки.

С китайской стороны в учениях принимают участие тяжелые истребители J-11BS (111-я бригада ВВС НОАК, АвБ Коэрла), высотные истребители-перехватчики JZ-8F (110-я бригада ВВС НОАК, АвБ Урумчи), истребители-бомбардировщики  JH-7A (109-я бригада ВВС НОАК, АвБ Чанцзе) и самолеты ДРЛОиУ KJ-200 (53-й специальный полк 20-й дивизии ВВС НОАК, АвБ Цюнлай). Кроме того, дополнительно привлечены истребители Су-30МКК (54-й полк 18-й истребительной дивизии Южного военного округа ВВС НОАК).

Тяжелые двухместные J-11BS и одноместные Су-30МКК имитируют действия индийских Су-30МКИ в ходе учебных воздушных боев, которым противостоят пакистанские истребители JF-17. Следует отметить, что ранее китайские военные использовали для этих учений истребители Су-27СК/УБК, которые к настоящему моменту практически исчерпали свой летный ресурс. Благодаря привлечению двухместных истребителей J-11BS пакистанские летчики получили опыт пилотирования тяжелых машин, которые по своим характеристикам  не уступают боевым самолетам ВВС Индии. По данным китайских источников, китайские организаторы предоставили несколько десятков мишеней, которые пакистанские партнеры поражали при помощи ракет «воздух-воздух» (РВВ) PL-12 средней дальности (активное РЛС наведение) и ракет класса «воздух-воздух» PL-8 малой дальности,  предназначенные для ведения маневренного ближнего воздушного боя.

В свою очередь пакистанские летчики отработали пуски ракет класса «воздух-воздух» PL-5EII и SD-10A. Представляется возможным указать некоторые тактико-технические характеристики упомянутых выше авиационных средств поражения (АСП).

Таблица 1.

Сравнительные тактико-технические характеристики АСП

Характеристика/модель PL-5EII

 

PL-8

(на основе французской R550 Magic 2)

PL-12

(SD-10A)

 

Длина (м) 2,89 3 3,85
Диаметр (мм) 127 160 203
Вес (кг) 83 120 180 (199)
Дальность пуска (км) 15-21 15 70 (100)
Скорость полета (МАХа) 2,2 2,5 4
Перегрузка (G) 35 38
Наведение Инфракрасное Пассивное инфракрасное Инерциальное + активное РЛС
Год выпуска 1997 1987 2002

Следует отметить, что упомянутые ракеты разработаны китайскими оружейниками при помощи именно пакистанских партнеров. Так РВВ PL-5EII является китайской копией американской AIM-9M, L, UM, которые США поставляли официальному Исламабаду вместе с истребителями F-16 C/D. Также благодаря тесным контактам Пакистана и КНР, специалисты оборонно-промышленного комплекса Поднебесной получили в свое распоряжение несколько РВВ  AIM-120D и благодаря этим ракетам разработали PL-12 (также известна как SD-10A). Еще одна РВВ PL-8 разработана на базе французской ракеты R550 Magic 2, которые входят в боекомплект истребителей «Мираж-3 и 5» ВВС Пакистана. По данным китайских специалистов, пакистанские самолеты до сих пор пригодны к применению по предназначению по сравнению с индийскими Мираж-2000Н.

Истребители-перехватчики JZ-8F ВВС НОАК имитируют действия истребителей Мираж-2000Н ВВС Индии, которые предназначены для скоростного прорыва рубежей ПВО Пакистана и нанесения ударов по объектам военной инфраструктуры на территории страны. Перехват этих самолетов также возложен на истребители JF-17 и J-7PG. По данным китайских источников, китайские специалисты в области тактики разработали прием, в котором задействованы высотные истребители JZ-8F и истребители-бомбардировщики JH-7A. Первые осуществляют вход в заданный квадрат для отвлечения внимания сил перехватчиков, тогда как вторые выполняют прорыв на малой высоте для нанесения ракетно-бомбовых ударов по наземным целям с использованием оптико-электронных систем. Китайские обозреватели отмечают, что привлечение JH-7A позволяет отработать приемы противодействия истребителям-бомбардировщикам МиГ-27Л (пр-во СССР) и SEPECAT JAGUAR(пр-во Франция) ВВС Индии.

Благодаря привлечению самолетов ДРЛОиУ пакистанские и китайские летчики отработали задачи по управлению действиями смешанных эскадрилий и крыльев, которые осуществляют прорыв рубежей ПВО, ведут воздушные бои и прикрывают действия военно-транспортной авиации. Вероятно, пакистанские и китайские военные отработали десантирование отрядов разведки ВДВ двух стран в рамках отработки захвата объектов военного управления.  Китайские специалисты отмечают, что ВВС НОАК привлекают для учений самолет KJ-200, радиолокационная станция которого обладает слепой зоной (в сравнении c ZDK-03) и по этой причине летающему радару ВВС НОАК приходится осуществлять более энергичные маневры.

Кроме того, впервые командование ВМС НОАК приняло решение о направлении своих истребительных подразделений из состава 8-й и 9-й сводных авиационных дивизий, которые дислоцированы на АвБ Цзялай и Линшуй в Южном военном округе ВМС НОАК. В данных учениях задействованы подразделения ПВО НОАК, которые отрабатывают защиту стационарных пунктов и колонн техники на марше с использованием зенитно-ракетных комплексов «Красное знамя 16А, Б» и «Красное знамя 7Д».

Подводя итог вышесказанному необходимо отметить, что ВВС Пакистана не направили свои самые современные истребители F-16 Block 50/52, что не позволило китайским специалистам отработать приемы противодействия этим самолетам, которые США планируют серийно выпускать в Индии. Китайские и пакистанские специалисты внимательно наблюдают за переговорным процессом по контракту между ОПК США и Нью-Дели, который стремится модернизировать свои ВВС при помощи мелкосерийных закупок боевых самолетов западного производства.

52.22MB | MySQL:103 | 0,510sec