Алжирские исламисты пытаются втянуть армию в политические разборки

Алжирские оппозиционные политики не оставляют своих попыток использовать армию в своих целях для дестабилизации ситуации в стране.

Следует напомнить, что с момента августовского увольнения премьер-министра Абдельмаджида Теббуна, вызванного острым кризисом, вызванным его действиями в направлении попыток давления на олигархат, стали появляться открытые заявления видных оппозиционеров, призывающие военных вмешаться «в ситуацию безвластия и навести в стране элементарный порядок».

Важно заметить, что если раньше в их рядах были в основном явные маргиналы левого и либерального толка, то теперь их позиции усилились в результате присоединения к ним одного из лидеров партии «Движение общество за мир» (MSP), Абдерраззака Макри третьей по значимости алжирской политической структуры, до недавнего времени входившей наряду с «партиями власти» Фронтом национального освобождения (FLN) и Движением за демократию (RND) в правительственную коалицию.

В своем письме, адресованном руководителям армии, А.Макри указал, что с 1990-х годов MSP стала жертвой вмешательства армии. «Я не думаю, что среди них (военачальников – авт.) есть те, кто не испытывает никаких угрызений совести после фальсификаций на президентских выборах 1997 года… и в отношении шейха Нахнаха (основатель MSP – авт.), участника президентских выборов 1999 года… Я не думаю, что военные не знают, что все выборы были сфальсифицированы …»

По словам представителя MSP, «вмешательство армии — было бы похвальным, если бы она не делала различий между партиями и списками, и если бы она не использовала коррумпированных и уже проигравших политиков, желающих остаться у власти».

В этой связи он рекомендовал армейскому руководству, во-первых, «помнить и руководствоваться тем, что все Алжирцы равны, независимо от их принадлежности» и во-вторых, предложил ему «удалить все, что носит характер угрозы для страны, ее экономике и суверенитету» и «соблюдать нейтралитет при политической конкуренции».

И, наконец, он попросил военных стать «гарантом» в реализации проекта «перехода к демократии, принятой оппозиционными партиями в направлении дальнейшего развития страны».

Следует напомнить, что призывы к вмешательству армии отмечались в преддверии президентских выборов 2014 года, чтобы «не допустить нарушения алжирской конституции», не позволявшей Абдельазизу Бутефлике баллотироваться на четвертый президентский срок.

И он вновь поднимается в преддверии начинающейся предвыборной кампании на пост главы государства перед выборами 2019 года.

Особенно показательным служит то, что как сам этот политик, так и возглавляемая им структура придерживаются исламистских установок.

Недовольство А.Макри во многом вызвано тем, что на майских парламентских выборах 2017 г. его партия, пусть и занявшая почетное третье место, лишилась, по его данным, в результате политических махинаций, целого ряда депутатских мандатов.

Его раздражение относительно действий власти было настолько сильно, что он отказался от предложения тогдашнего премьер-министра Абдельмалека Селлаля вновь вступить в правительственную коалицию.

Неспособность сформировать ее при невысокой явке избирателей на парламентские выборы, ставшей свидетельством недоверия значительной части алжирцев к власти, во многом и вызвала его отставку с премьерского поста и назначение на его место Абдельмаджида Теббуна.

Однако теперь бывший «легальный исламист» А.Макри, судя по всему, решил «сбросить маску» и фактически призвал заместителя министра обороны (то есть подчиненного президента АНДР Абдельазиза Бутефлики) начальника штаба алжирских Вооруженных сил генерал-лейтенанта Ахмеда Гаида Салаха совершить государственный переворот.

Следует заметить, что данный высокопоставленный военный, всякий раз не устающий при таких информационных вбросах выражать верность своему начальнику, и на этот раз остался верен себе.

Ответом на эту явную провокацию А.Макри стало опубликованное в некоторых проправительственных СМИ (в том числе в журнале El Djeich) интервью Ахмеда Гаида Салаха, посвященное «всем тем, кто тайно, открыто или неявно, требует вмешательства армии».

По его словам, «она останется республиканской армией, защищающей государственный суверенитет, территориальную целостность и обеспечения независимости страны. Армия не откажется от своей миссии по обеспечению конституции независимо от условий и обстоятельств. Ее успехи и результаты, проявленные ей на поле битвы с врагами нашей страны подтолкнули некоторых наймитов, называющих себя защитниками народа, которые, продав свои души дьяволу, в недавнем прошлом совершали унизительные деяния в отношении него, попытаются продолжить подобное. Но граждане Алжира видят их позерство и стремление любым способом пробраться на руководящие должности, и поэтому эти провокаторы остаются изолированными».

Согласно заявлению Ахмеда Гаида Салаха, «даже ребенок, представляющий эту великую нацию, с гордостью и большим уважением указывает на свою доблестную армию, видя ее достижения во всех областях, в том числе борьбе с терроризмом, защите родины, единство с народом при любых обстоятельствах и невзирая на какие бы то ни было политические веяния, что позволяет эффективно осуществлять стратегию индустриализации и другие великие достижения, злящие некоторых печальных и злопамятных духов уже ушедшего прошлого».

В этой связи военачальник вновь напомнил свое недавнее публичное выражение верности президенту страны Абдельазизу Бутефлике как высшему руководителю Вооруженных сил и министру обороны в канун одного из главных национальных праздников – «Дня муджахида», когда он заявил, что «народ Алжира может рассчитывать в любой момент на народную армию, наследницу национальной освободительной армии страны, развернутой вдоль ее границ и на всей ее территории, готовую к жертвам и эффективным действиям, когда речь идет о соблюдении безопасности страны, ее граждан и сохранении ее территориальной целостности».

Военачальник отметил в этой связи важность «продолжения борьбы против остатков террористов, укрепление боевого потенциала армии в направлении достижения здесь новых высот и повышению ее уровня готовности».

Наряду с этим Ахмед Гаид Салах особо отметил, что «участившиеся призывы политиканов, направленные на разобщение президента республики и наших Вооруженных сил, заставляют нас удвоить усилия, бдительность и решимость, чтобы оправдать доверие нашего высшего командования и надежды нации перед лицом усиливающихся вызовов».

Следует особенно отметить явно провокационный характер действий А.Макри. Можно долго размышлять о том, насколько самостоятельными являются его действия, и не связаны ли они с попытками вызвать реакцию того же Ахмеда Гаида Салаха, которая бы стала основанием для его отставки.

Важно, что подобные заявления одного из главных представителей «политических исламистов» демонстрируют его явный отход от прежних установок «легального ислама» и свидетельствуют о намерении занять более видное место в условиях прогрессирующего финансового и управленческого кризиса.

52.24MB | MySQL:103 | 0,540sec