О военной ситуации в Сирии (9 – 16 сентября 2017 г.)

По данным российской и турецкой частей представительства совместной российско-турецкой комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с нарушениями Единого соглашения о прекращении огня (далее — российская и турецкая части), в течение прошедшей недели было зафиксировано 59 нарушений режима прекращения огня. Наиболее часто обстрелы отмечались в провинциях Алеппо, Дамаск. Это примерно соответствует показателю предыдущей недели (52). Показательно, что по части обстрелов в провинции Дамаск данные россиян и турок были примерно одинаковы.

В течение недели самолеты ВКС России наносили удары по целям группировок «Исламское государство» (ИГ) и «Джебхат ан-Нусра»/«Джебхат Фатх аш-Шам»/ «Тахрир аш-Шам» (обе запрещены в РФ) в провинции Дейр эз-Зор.

Утром 16 сентября сначала курдские формирования, а затем международная коалиция во главе с США заявили, что самолеты ВКС России и ВВС Сирии по ошибке якобы нанесли удар по формированиям «Сил демократической Сирии» (СДС), которые ведут наступление против формирований ИГ на востоке провинции Дейр эз-Зор. Речь шла об авиаударе по промышленной зоне на северо-востоке административного центра провинции. Как водится в подобных случаях, российская сторона опровергла это сообщение. Однако международная коалиция настаивала на том, что авиаудар действительно имел место.

Самолеты сирийских ВВС в течение недели работали по целям джихадистов в провинциях Дейр эз-Зор, Хама.

По данным правозащитников, 10 сентября в результате авиаудара по парому, работавшему на реке Евфрат в провинции Дейр эз-Зор, погибли по меньшей мере 34 человека из числа гражданского населения. Паром перевозил людей с западного берега реки на восточный. Они бежали от боев, развернувшихся в настоящее время в кварталах Дейр эз-Зор, которые ранее удерживали боевики ИГ.

11 сентября началась переброска на авиабазу «Хмеймим» российского саперного подразделения численностью 175 человек из состава международного противоминного центра Минобороны РФ. В дальнейшем они будут решать задачу по разминированию освобожденных кварталов г.Дейр эз-Зор.

12 сентября в Дамаске с кратким визитом побывал министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу. Там он провел переговоры с президентом САР Башаром Асадом.

14 сентября подводные лодки «Великий Новгород» и «Колпино» Черноморского флота нанесли удар 7 ракетами «Калибр-ПЛ» из акватории Восточного Средиземноморья по целям ИГ юго-восточнее Дейр эз-Зора.

В течение недели продолжались активные боевые действия против джихадистов и их союзников в ряде провинций страны.

На юге провинции Алеппо 12 сентября боевики группировки «Тахрир аш-Шам» попытались атаковать позиции правительственных сил в районе Джарра аль-Джахаш. Эта атака была отбита с большими для боевиков потерями.

В той же провинции 13 сентября формирования группировки «Тахрир аш-Шам» попытались атаковать позиции правительственных сил в южных кварталах города. Эта атака была отбита. При этом джихадисты потеряли десятки бойцов убитыми.

На юго-востоке провинции Дамаск 11 сентября установлен контроль над приграничными с Иорданией территориями между пограничными постами номера 154 – 160. 12 сентября установлен контроль над базой террористов в Аль-Хандалате.

Развивая наступление на востоке провинции Хомс, 11 сентября правительственные силы овладели рядом высот в горах Шумария, деревней Ар-Рабиа и сельскохозяйственным комплексом Ас-Сайяд.

Там же к 13 сентября правительственные силы овладели пятью маленькими городками Закрутия, Дервишия, Лойбда, Каниман и Умм Садж.

В провинции Ракка в ходе боев за одноименный город к 14 сентября формирования  СДС овладели кварталом Ат-Такана в центральной части города.

Это позволило довести до 70% территорию города, контролируемую СДС.

Там же к 16 сентября в ходе боев за одноименный город формирования СДС взяли квартал Ад-Далла на западе Ракки.

На юге провинции Хама 10 сентября отражена массированная атака боевиков группировки «Тахрир аш-Шам» на позиции правительственных сил в районе населенного пункта Хирбнафса.

На востоке провинции 11 сентября установлен контроль над ТЭС Сальба в районе Салами, 12 сентября боевики ИГ были выбиты из деревни Масуд.

Там же в ходе наступления сирийских войск 15 сентября штурмовались позиции ИГ к югу от города Мабуджа, а также в районе деревни Калиб ат-Тор. К 16 сентября эта деревня оказалась под контролем правительственных сил.

В провинции Дейр эз-Зор формирования СДС, начавшие 9 сентября наступление на позиции ИГ в восточной части провинции, к 10 сентября были уже в нескольких километрах от города с восточной стороны Евфрата.

К 10 сентября сирийские войска установили полный контроль над автострадой Дамаск – Дейр эз-Зор.

11 сентября правительственные силы значительно расширили зону безопасности вокруг разблокированной авиабазы, установив контроль над господствующими высотами Ат-Тарда-1,2,3. 12 сентября в ходе боев за провинциальный центр передовые отряды сирийских войск формировали Евфрат и высадились на восточном берегу реки.

В ходе боев за северные кварталы Дейр эз-Зора в течение 13 и 14 сентября действия правительственных сил были направлены на то, чтобы замкнуть кольцо окружения вокруг кварталов, удерживаемых ИГ. Для этого наступление сирийских войск велось вдоль западного берега реки Евфрат.

В провинции Дейр эз-Зор в ходе боев за одноименный город 15 августа сирийские войска выбили боевиков ИГ с позиций у водонасосной и газоперекачивающей станций к востоку от горы Ат-Тарда-3. В восточной части города установлен контроль над военным городком «Замен». В городе Аль-Бакилия установлен контроль над комплексом зданий университета «Джазира» и его студенческим городком.

К юго-востоку от провинциальной авиабазы установлен контроль над важными в тактическом отношении высотами Каррам.

На юго-западе провинциального центра восстановлен контроль над военным городком 1082-й базы ПВО. При этом в боях уничтожены более 20 боевиков ИГ.

В провинции Эль-Кунейтра 10 сентября отражена атака боевиков группировки «Тахрир аш-Шам» на позиции сирийских войск у высоты Аль-Хора близ города Хадхар.

В связи с поражениями, нанесенными ИГ, отмечается резко выросший отток боевиков этой группировки из Сирии. Есть данные,  что за последние дни несколько сотен бывших боевиков ИГ пересекли границу Турции с тем, чтобы затем отправиться в страны их происхождения и в Европу.

14 сентября стало известно, что в результате раскола в группировке «Тахрир аш-Шам» в провинции Идлиб из ее состава вышла организация «Джейш аль-Ахрар» во главе с полевым командиром Абу Салехом Саханом (боевой псевдоним).

Как представляется, с достаточно несвоевременным заявлением отметилась 16 сентября советница президента САР Бусейна Шаабан. Она утверждала о готовности Дамаска воевать против всех вооруженных групп, включая тех, которых поддерживают США. «Будь то формирования СДС, ИГ, или какая-либо другая незаконная зарубежная вооруженная сила, мы будем бороться против них до тех пор, пока наша страна не будет свободна от любого агрессора», — заявила она в интервью ливанскому телеканалу «Аль-Манар». С учетом того, что значительная часть Сирии находится под контролем СДС, такое заявление вряд ли представляется разумным. Думается, Москве лучше остудить пыл тех, кто ранее чуть было не проиграл все в Сирии.

Вновь обратила на себя внимание активность боевиков группировки «Тахрир аш-Шам», то и дело атакующих позиции правительственных сил там, откуда ради победы над ИГ были сняты значительные силы. Как представляется, это объясняется тем, что главари это группировки прекрасно понимают – они будут следующими после разгрома ИГ в Сирии.

52.08MB | MySQL:103 | 0,602sec