О развитии атомной энергетики на Ближнем Востоке. Часть 2

По информации источника в Управлении атомных электростанций Египта, в конце августа с.г. в египетском Госсовете (Высшем административном суде) была завершена законодательная проверка документов на строительство Россией атомной электростанции «Эд-Дабаа». Это ускорило начало процесса технической и финансовой сверки, чтобы сгладить все возможные острые углы перед окончательным подписанием. Наличие разногласий между египетской и российской сторонами по каким-либо моментам после вступления проекта в стадию реализации может означать приостановку работы и, как следствие, задержку процесса строительства.

Глава комитета по атомным электростанциям Египта А.аль-Вакиль заявил, что подписание согласованного варианта пакета из четырех коммерческих контрактов на строительство, ввод и последующую эксплуатацию атомной электростанции станции, подготовку кадров, поставку и утилизацию ядерного топлива может состояться до конца 2017 года.

Напомним, что первый контракт, подписанный в конце 2015 года, касался строительства и технического обслуживания атомной электростанции «Эд-Дабаа» на 10-летний период и включал условие, согласно которому Россия обязалась обеспечивать электростанцию топливом в течение 60 лет.

Для сведения: во времена холодной войны США и СССР помогали ближневосточным государствам развивать ядерную энергетику. Правительства Иордании и Египта в середине 1950-х годов проявили интерес к сооружению атомных электростанций. В 1961 году Советский Союз начал строительство исследовательского реактора в Египте. Подобные реакторы были также построены в Ираке в 1967 году и в Ливии в 1981 году.

Примечательно, что Египет является одной из четырех ближневосточных стран, где Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» построила или собирается построить атомные электростанции. «Атомэнергострой», дочерняя компания «Росатома», которая занимается строительными проектами за рубежом, имеет контракты на сооружение атомных электростанций в Иордании и Турции. Также компания строит дополнительные реакторы на иранском «Бушере». «Росатом» предоставит финансирование, персонал и топливо для этих атомных электростанций, но при этом они останутся в собственности корпорации, и она будет получать доход от производимой на них электроэнергии.

В минувшем месяце «Росатом» сообщил Иордании о намерении обеспечить свою часть инвестиций в строительство атомной электростанции в этой арабской стране за счет банковских кредитов вместо государственного финансирования.

Россия выиграла тендер на строительство атомной электростанции стоимостью 10 млрд долларов (два реактора по 1000 МВт каждый) в ноябре 2013 года. Соглашение между государствами было подписано в марте 2015 года. Иордания рассчитывает запустить станцию к 2025 году. Предполагается, что 51% в этом проекте получит Иордания, 49% – Россия. «Росатом» с Иорданией должны были обеспечить по 15% инвестиций в строительство атомной электростанции, 70% предполагалось покрыть за счет проектного финансирования, привлеченного в банках, у инвесторов и фондов. Изначально речь шла о том, что свои инвестиции в проект «Росатом» предоставит за счет кредита от государства.

Как сообщил пресс-секретарь Комиссии по атомной энергии Иордании Ф.Абу Гаууд, пока российская сторона не представила свое окончательное решение и не предложила конкретный банк в качестве возможного источника финансирования. По его словам, Иордания, конечно же, предпочитает работать напрямую с российским правительством, без задействования какого-либо банка.

Стоит заметить, что весьма щекотливый вопрос финансирования остается единственным камнем преткновения на пути к заключению контракта. По информации Ф.Абу Гаууда, технические и технологические условия проекта полностью согласованы. Он подчеркнул, что иорданской стороне необходимо изучить, что это за банк, размер его капитала, какая у него репутация, поскольку от этого очень многое зависит.

Пресс-секретарь Комиссии по атомной энергии Иордании проинформировал, что за последние два года корпорация «Росатом» детально изучила техническую сторону проекта, завершила исследование инфраструктуры и прочих технических и технологических аспектов, а также провела анализ целесообразности капиталовложений.

Любопытно, что иорданские средства массовой информации со ссылкой на правительственный источник сообщили, будто бы «Росатом» собирается выйти из проекта в Иордании. По их данным, российская компания уже подала заявку на выход, а иорданская Комиссия по атомной энергии страны якобы уже рассматривает предложения других сторон. Однако Ф.Абу Гаууд опроверг эти сообщения, заявив, что они безосновательны и не соответствуют действительности.

В июне с.г. директор блока по развитию и международному бизнесу «Росатома» К.Б.Комаров отметил, что инвестиционное решение по проекту в Иордании должно быть принято до конца 2017 года. Во второй декаде августа с.г. пресс-секретарь Комиссии по атомной энергии Иордании сообщил, что решение о продолжении или прекращении сотрудничества в рамках этого проекта будет принято примерно через месяц.

Помимо России, тесное сотрудничество с Иорданией в области мирного использования атомной энергии развивает Республика Корея, которая уже построила исследовательский реактор для иорданского университета.

52.28MB | MySQL:103 | 0,542sec