О ситуации в Алжире /июль 2005г./

Очередной выход Салафистской группы проповеди и джихада /СГПД/ на «международную арену» стал главным событием августа, связанным с Алжиром. 8 июля, день спустя после терактов в Лондоне, стало известно, что связанная с «Аль-Каидой» и действующая преимущественно на территории Алжира СГПД приняла решение расширить «географию» своей террористической деятельности на другие страны, в том числе на Францию. Комментируя это решение, президент Французского института стратегического анализа Франсуа Жере высказал мнение, что Франция — бывшая колониальная держава для Алжира — «является приоритетной целью для СГПД по историческим и культурологическим причинам».

Эксперты тут же указали, что исполнителями возможных терактов во Франции станут в первую очередь выходцы из стран Магриба. Они полагают, что действия американцев в Ираке «придали вторую жизнь» СГПД и Вооруженной исламской группе — марокканской. Первым свидетельством подобной «интернационализации» СГПД стала публикация 7 июня коммюнике, в котором эта организация взяла на себя ответственность за нападение на военную базу в Мавритании, в результате которого погибли 15 военнослужащих. По мнению экспертов, если сейчас СГПД не имеет возможности свергнуть правящие режим, то она располагает всем необходимым для нанесения террористических ударов, в том числе и в Европе.

24 июля СГПД «поздравила» «Аль-Каиду» по случаю похищения в Ираке двух алжирских дипломатов. Как писала в этой связи алжирская пресса, «заказчиком» похищения и последующего убийства дипломатов была СГПД. Это преступление вынудило Алжир отозвать из Багдада всех своих дипломатов.

27 июля вновь напомнила о себе очередная «тень прошлого» в лице бывшего заместителя главы Исламского фронта спасения /ИФС/ Али Бельхаджа. Он был задержан после того, как несмотря на действующий для него запрет на политические выступления сделал заявление через арабский телеканал «Аль-Джазира». Сразу после похищения в Ираке алжирских дипломатов он «приветствовал муджахидинов на земле сопротивления в Ираке — да пусть поможет им Аллах — для того, чтобы с твердостью и решимостью противостоять оккупации». По его оценке, назначение дипломатов на должности в оккупированную страну является фактической поддержкой оккупационного режима.

После подобного заявления А.Бельхадж был обвинен в «пропаганде террористических преступлений, подстрекательстве к убийству и публикации заявлений, прославляющих терроризм». Как отметил в интервью газете «Аль-Ватан» генеральный прокурор Алжира Кадур Берраджа, если в ходе расследования будет установлена связь между заявлением А.Бельхаджа и последовавшим за ним через несколько часов убийством алжирских дипломатов в Ираке, его деяния подпадают под статьи 254 — 261 Уголовного кодекса АНДР, каждая из которых предусматривает наказание в виде 20 лет тюрьмы. Вслед за задержанием последовал обыск в доме, где проживал А.Бельхадж. Там, согласно «Аль-Ватан», были обнаружены листовки подрывного содержания.

Выступление А.Бельхаджа тут же попытался откорректировать экс-председатель ИФС Аббас Мадани. Он осудил убийство двух алжирских дипломатов. Однако это заявление осталось практически незамеченным. Как отметила «Аль-Ватан», в данном случае речь идет об уже давно известной стратегии ныне запрещенной партии. «Если один из руководителей ИФС делает ошибку и говорит то, что не следовало говорить, другой пытается говорить противоположное для того, чтобы успокоить общественное мнение», — писала газета.

Тем временем генеральный директор Службы национальной безопасности Али Тунси объявил о планах увеличения численности алжирской полиции. По его данным, в настоящее время численность «блюстителей порядка» составляет 110 тысяч человек, что меньше аналогичных показателей в других странах Средиземноморья. В этой связи алжирские власти планируют довести их число до 170 тысяч к 2009 году.

По случаю отмечавшегося в начале июля Дня независимости президент Алжира Абдельазиз Бутефлика выступил с обращением к нации. Символично, что оно прозвучало из здания министерства обороны, руководителем которого формально является глава государства. В обращении А.Бутефлика подчеркнул, что «терроризм, который развивался у нас в 90-х годах /прошлого столетия/, не является порождением Алжира, а имеет международное измерение».

Можно только разделить мысль президента АНДР о том, что «мы боролись в одиночку против этого явления в обстановке полного непонимания со стороны мировой общественности, часть которой даже положительно отнеслась к терроризму». Эта мысль хорошо понятна для России с ее Чечней. Однако для урегулирования внутриалжирского конфликта Бутефлика выбрал достаточно спорный и неоднозначный путь т.н. национального примирения, в рамках которого он предложил алжирцам «простить, но не забывать», и «вновь научиться жить вместе». Идти или нет по этому пути — должны решить сами алжирцы на общенациональной референдуме.

В последние дни июля возник дипломатический конфликт между Алжиром и Египтом. Первому не очень понравилось то, что Каир после терактов в Шарм эш-Шейхе выступил с инициативой проведения общеарабского саммита в то время как Алжир в настоящее время является председателем Лиги арабских государств /ЛАГ/. Согласно существующим правилам, Каир мог только обратиться к Алжиру с соответствующей просьбой, а тот — выступать с инициативой созыва саммита. Как сухо заметил «ответственный источник» в Алжире, если «саммит — обычный или чрезвычайный — состоится, Алжир примет в нем участие в качестве обычной страны — участницы ЛАГ, а не в качестве действующего председателя Лиги».

Конфликт угас сам собой после того, как стало ясно, что инициатива Каира умерла сама собой. Сохранить лицо Египту «помогла» кончина короля Саудовской Аравии Фахда. Тем не менее общая атмосфера алжиро-египетских отношений осталась очень прохладной, поскольку обе стороны до сих помнят, что на предыдущем арабском саммите в Алжире в марте с.г. они разошлись по вопросу о реформе ЛАГ.

В июле алжирские власти пошли на достаточно противоречивый шаг в Кабилии /регион к востоку от Алжира (столицы) с преимущественно берберским населением/. Правительство АНДР решило распустить местные органы власти в этом регионе /Тизи-Узу и Беджаия — провинциальные ассамблеи, Бумердас и Буира — отдельные муниципальные ассамблеи/, избранные в ходе очень неоднозначных выборов в местные органы власти в октябре 2002 года, и назначить дополнительные выборы. Дата проведения этих выборов пока не определена.

Выборы в октябре 2002 года бойкотировались подавляющим большинством берберского населения, которое таким образом ответило на соответствующий призыв Координационного совета деревенских комитетов Кабилии /КСДКК/. В них приняли участие менее 1 проц. избирателей, главным образом — сторонников партии Фронт социалистических сил /ФСС/. В январе с.г. правительство Ахмеда Уяхьи согласилось с основными требованиями КСДКК, изложенными в т.н. «Платформе Эль-Ксар», что, возможно, изменит отношение берберов к выборам.

Уже 21 июля сторонники ФСС вышли в Алжире на демонстрацию против роспуска местных органов власти. Примерно тысяче человек удалось пройти всего несколько сот метров. Затем их шествию воспрепятствовала полиция. Шествие трансформировалось в сидячую демонстрацию и завершилось без инцидентов.

Тем временем лидер Движения за автономию Кабилии /ДАК/ Ферхат Мхенни объявил 26 июля, что съезд этой организации состоится до конца 2006 года. Он в очередной раз сообщил, что ДАК выступает за предоставление Кабилии автономии по примеру той, какую имеют регионы в Испании. Предварительно эта идея должна быть одобрена на региональном референдуме, после чего должна быть создана делегация для переговоров с центральными властями. Несмотря на то, что ДАК бойкотировало выборы в местные органы власти в 2002г., Мхенни выступил против роспуска провинциальных ассамблей. «Кабилия требовала вывести с ее территории жандармов, а не депутатов», — отметил он. Согласно Мхенни, предстоящие дополнительные выборы «не принесут ничего позитивного в регион, поскольку их цель — привести в муниципалитеты людей, связанных с властями». «Эти люди будут иметь одну задачу — разрушить пассионарность кабилов», — считает глава ДАК.

Ф.Мхенни выступил категорически против предлагаемого Бутефликой референдума по поводу национального примирения, предусматривающего всеобщую амнистию для исламистов. Он считает, что президент не имеет права выступать инициатором этого шага, поскольку не потерял в ходе кампании террора никого из своих близких. «ДАК призывает к бойкоту референдума, поскольку он означает безнаказанность для убийц», — заметил он. Одновременно Мхенни осудил действия властей, подавляющих свободу прессы.

62.87MB | MySQL:102 | 0,545sec