Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (11 — 17 сентября 2017 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе были связаны с Сирией и Ираком. По итогам шестого раунда международных переговоров по Сирии в Астане Россия, Турция и Иран объявили о создании четырех зон деэскалации в САР и приняли документы, регламентирующие их функционирование. В Ираке усиливается напряженность по мере приближения 25 сентября – даты намеченного курдским руководством референдума о независимости региона.

14-15 сентября в Астане прошел шестой раунд международных переговоров по Сирии. В нем приняли участие делегации стран-гарантов – России, Турции и Ирана, правительства САР и сирийской оппозиции, а также спецпредставитель генсека ООН по Сирии С. де Мистура. США и Иордания присутствовали в качестве наблюдателей. По итогам встречи Россия, Турция и Иран приняли совместное заявление и четыре документа по зонам деэскалации: мандат на размещение в зонах деэскалации, правила применения военной силы, порядок несения службы на КПП, положение о совместном координационном центре. Страны-гаранты объявили о создании четырех зон деэскалации в Сирии: в Восточной Гуте под Дамаском, на севере провинции Хомс, в провинции Идлиб и в определенных частях соседних провинций Латакия, Хама и Алеппо, а также в некоторых районах на юге Сирии. Эти зоны станут временной мерой с первоначальным сроком действия в шесть месяцев. Создается Совместный ирано-российско-турецкий координационный центр для согласования действий сил контроля в зонах деэскалации. В настоящее время функционируют три из четырех зон: на юго-западе Сирии, в Восточной Гуте и в районе Хомса. Было отмечено, «что ни при каких обстоятельствах создание упомянутых зон деэскалации не подрывает суверенитет, независимость, единство и территориальную целостность» САР. В то же время страны-гаранты пока не договорились о распределении сил контроля в зоне деэскалации в Идлибе. Правительство Сирии и оппозиция положительно отнеслись к созданию четырех зон деэскалации. Сообщается, что седьмая встреча в Астане по Сирии пройдет в конце октября.

12 сентября министр обороны РФ генерал армии С. Шойгу совершил рабочую поездку в Дамаск, где по поручению президента России В. Путина провел переговоры с президентом Сирии Б. Асадом. «В ходе встречи обсуждались актуальные вопросы военного и военно-технического сотрудничества в контексте успешных действий сирийских правительственных войск при поддержке ВКС РФ по завершению уничтожения ИГ. Также на встрече затрагивались темы стабилизации обстановки в Сирии, функционирования зон деэскалации и оказания гуманитарной помощи населению».

Военное присутствие США в Сирии нарушает международное право, но сложившейся возможностью для борьбы с терроризмом надо пользоваться, считает глава МИД РФ С. Лавров, отметив: «Мы с самого начала последовательно выступали с очень понятных позиций. Все, кто находится на сирийской земле или в сирийском воздушном пространстве без согласия сирийского правительства нарушает международное право».

Генеральный секретарь ООН А. Гутерриш 13 сентября не исключил вероятности распада Сирии, и призвал международное сообщество не снижать внимания к ситуации в этой стране.

Президент Турции Р. Т. Эрдоган уверен, что у Анкары и Москвы нет разногласий относительно ситуации в Сирии. «Равно как и не было разногласий во время встречи с Ираном».

Иордания выступает за уход иностранных сил из Сирии и против военного вмешательства в сирийский конфликт, заявил 11 сентября глава МИД Хашимитского королевства А. ас-Сафади.

13 сентября министр иностранных дела Катара М. Аль Тани высказался за продолжение поддержки оппозиционной Сирийской свободной армии.

Тем временем в различных районах Сирии правительственные войска и союзные им силы при интенсивной поддержке ВКС РФ продолжают боевые действия против боевиков «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ) и вооруженных формирований других экстремистских группировок. Наибольший успех достигнут ими в районе Дейр-эз-Зора. От джихадистов освобождены несколько районов к северу и югу от города. 14 сентября две подводные лодки ВМФ России нанесли удар крылатыми ракетами «Калибр» из подводного положения в Средиземном море по объектам ИГ в подконтрольных террористам районах юго-восточнее Дейр-эз-Зора. ВС САР отрезали основной путь снабжения террористов ИГ в Дейр-эз-Зоре. Передовые подразделения сирийской армии форсировали реку Евфрат и закрепились на его восточном берегу к юго-востоку от Дейр-эз-Зора. Одновременно к Евфрату с северо-востока приближаются отряды преимущественно курдских «Сил демократической Сирии» (СДС), которых поддерживают США. При этом курды заявляют, что не позволят сирийской армии переместить фронт за Евфрат. В ответ в Дамаске заявили, что «готовы бороться с любыми силами, препятствующими восстановлению конституционного строя на всей территории САР, включая силы, поддерживаемые США».

Правительственные войска продолжают операцию по зачистке местности от бандформирований ИГ в районах к западу и северу от Акербата в центральной части страны. Отряды СДС при массированной поддержки авиации западной коалиции во главе с США вели бои в городе Ракка.

По мере приближения намеченного на 25 сентября референдума о независимости Иракского Курдистана обстановка в Ираке становится все более напряженной. Нарастает противостояние между иракским правительством и властями курдской автономии. Парламент Ирака 12 сентября проголосовал против проведения референдума о курдской независимости и обязал премьер-министра страны Х. аль-Абади «принять все возможные меры для сохранения единства Ирака и начать серьезный диалог для урегулирования нерешенных разногласий». Курды же заявили, что это решение «не является обязательным для исполнения». Х. аль-Абади призвал курдское руководство начать прямые переговоры по выходу из кризиса, но также заявил, что в Багдаде не позволят провести референдум о независимости в курдской автономии, так как это может привести к расчленению страны. 14 сентября парламент Ирака проголосовал за отстранение от должности губернатора провинции Киркук Н. Д. Карима, поддерживающего курдскую независимость, а 16 сентября объявил об увольнении президента Ирака Ф. Маасума (курда), обвинив его в нарушении присяги и поддержке референдума о независимости Иракского Курдистана. Курдская сторона признала эти решения неконституционными. 16 сентября Х. аль-Абади заявил о готовности к военному вмешательству в случае, если референдум о курдской независимости приведет к эскалации насилия, но отметил, что «переговоры всегда возможны». Со своей стороны, глава курдской автономии М. Барзани также пообещал использовать силу в случае попыток сорвать проведение референдума о независимости региона. Парламент Иракского Курдистана 15 сентября одобрил проведение референдума о независимости в автономном районе.

С заявлениями против проведения 25 сентября плебисцита о независимости Иракского Курдистана выступили Лига арабских государств, США и Великобритания. В Эрбиле 14 сентября М. Барзани встретился с представителями США, Франции, Великобритании, Германии и ООН. В ходе встречи США и западные страны предложили Барзани перенести референдум о независимости на два года, но курдский лидер ответил отказом. Президент Турции Р. Т. Эрдоган заявил, что 22 сентября Анкара объявит о мерах в ответ на курдский плебисцит. Секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана А. Шамхани заявил 17 сентября, что власти ИРИ закроют все погранпереходы с Иракским Курдистаном в случае проведения референдума.

17 сентября появилась информация, что власти Иракского Курдистана направят в течение двух дней в Багдад делегацию для переговоров по вопросу проведения референдума о независимости.

Элементы напряженности сохраняются в отношениях между Турцией и Германием. Канцлер ФРГ А. Меркель не исключает, что Берлину в будущем придется принять дальнейшие меры по отношению к Анкаре, однако надеется на деэскалацию в отношениях между двумя странами. По словам А. Меркель: «Мы — партнеры по альянсу (НАТО), и по вопросам безопасности мы зависим, в том числе, от Турции. При всех различиях во мнениях мы постоянно должны держать это в голове». А. Меркель отказалась ввести полный запрет на экспорт вооружений в Турцию, отметив, что продажи уже ограничены, а Турция остается ключевым союзником в борьбе с ИГ. Канцлер также сказала, что не видит причин предупреждать граждан ФРГ о поездках в Турцию, но отметила, что Берлин сохранит эти возможности. Заморозка Германией поставок вооружений позволит Турции усилить собственную оборонную промышленность, заявил глава турецкого МИД. М. Чавушоглу.

США недовольны решением Анкары закупить у России ЗРС С-400. В ответ Р. Т. Эрдоган заявил, что Анкара намерена самостоятельно принимать меры в обеспечении собственной безопасности. Турция приняла «суверенное решение» о приобретении у РФ систем ПВО С-400, и члены НАТО не в праве его комментировать, заявили в МИД Франции. Власти ФРГ считают «игрой» планы Турции приобрести российские ЗРС С-400. Турция остается надежным партнером НАТО, несмотря на приобретение С-400 у РФ, заявил официальный представитель президента Турции И. Калын. Он назвал правильной реакцию генсека альянса Й. Столтенберга, который сказал, что каждый член НАТО самостоятельно принимает решение о покупке вооружений.

На минувшей неделе в Москве с визитом побывал премьер-министр Ливана С. Харири. Он провел переговоры с президентом России В. Путиным, главой правительства Д. Медведевым и министром иностранных дел РФ С. Лавровым. По словам С. Харири, переговоры с В. Путиным были сконцентрированы на развитии двусторонних отношений между Россией и Ливаном. Также обсуждались «многие региональные проблемы». Особый акцент ливанский премьер сделал на сотрудничестве с РФ по линии ВТС.

Катар был вынужден потратить 38,5 млрд долларов на поддержку собственной экономики в течение двух месяцев с момента начала конфликта эмирата с четырьмя арабскими странами (КСА, ОАЭ, АРЕ, Бахрейн), что составляет около 23% ВВП эмирата. В настоящее время Катар сталкивается с серьезными проблемами в финансово-экономической и социальной областях ввиду ограничений, введенных арабскими государствами в туристическом бизнесе, торговле и банковской сфере. В результате конфликта только в июне и июле нынешнего года из банков эмирата за рубеж было выведено до 30 млрд долларов. Вместе с тем, в условиях продолжения конфликта в нынешнем году Катар еще сможет самостоятельно покрывать внутренние расходы и не заимствовать средства на международном финансовом рынке.

На минувшей неделе эмир Катара Т. Аль Тани посетил с визитами Турцию, Германию и Францию, где провел переговоры с лидерами этих стран по вопросам двусторонних отношений и урегулировании кризиса в отношениях с «арабской четверкой». В Берлине эмир заявил о готовности Катара сесть за стол переговоров с «четверкой» для разрешения кризиса. Правительства ОАЭ, КСА, АРЕ и Бахрейна в своём коллективном заявлении от 14 сентября вновь подтвердили, что предпринятые ими меры в отношении Катара являются «законными» и в очередной раз обвинили Доху в проведение политики «финансирования и укрывательства терроризма и террористических групп».

13 сентября президент России В. Путин провел в Сочи встречу с главой МИД Ирана М. Д. Зарифом. Обсуждался «весь спектр отношений между двумя странами как по двусторонней, так и по международной повестке». Стороны подтвердили, что ядерное соглашением между Ираном и ведущими мировыми державами (2015г.) «не подлежит пересмотру». По словам Зарифа, Иран и Россия «очень хорошо» сотрудничают «по терроризму в Сирии».

По информации со ссылкой на командующего ВКС КСИР генерала А. А. Хаджизаде, Иран создал сверхмощную неядерную бомбу весом 9,8 тонн.

Ливийской национальной армии под командованием фельдмаршала Х. Хафтара удалось освободить от террористов практически весь юг страны и район западного Триполи, заявил 14 сентября официальный представитель ЛНА.

 

Приложение

О некоторых особенностях внешней политики Марокко

Марокко является одним из авторитетных государств Арабского Востока и Африки. Королевство проводит активную внешнюю политику, направленную на упрочение региональных и международных позиций государства, решение в свою пользу спорных территориальных проблем, прежде всего Западной Сахары, содействие решению проблем экономического и социального развития страны. Марокко — влиятельный центр силы в арабском и исламском мире, королевство принимает деятельное участие в решении многих проблем этой части Земного шара.

Дипломатическая гибкость, стремление действовать «в умеренных тонах» и упор на «мягкую силу» характеризуют внешнеполитическую стратегию ныне правящего монарха Мухаммеда VI. Внешняя политика Марокко в целом имеет достаточно мирный конструктивный характер. Её отличительными чертами являются неконфронтационность, взвешенность подходов в решении международных проблем, многовекторность. Однако следует учитывать то обстоятельство, что с первых лет независимости марокканское руководство в вопросах внешней политики и обеспечения национальной безопасности отдает приоритет развитию политических, экономических и военных связей с государствами Запада, в первую очередь, Францией и США.

В настоящее время и на ближайшую перспективу внешнеполитическая деятельность королевства будет сосредоточена преимущественно на окончательном решении вопроса о Западной Сахаре; укреплении и расширении многосторонних партнерских связей с США и странами Евросоюза; нормализации отношений со странами Арабского Магриба, особенно с Алжиром; активной деятельности в Африка, на Ближнем Востоке и исламском мире.

С середины 1970-х гг. ведущее место во внешней политике Марокко занимает западносахарская проблема. В Рабате признают Западную Сахару только как неотъемлемую часть королевства и считают абсолютно неприемлемым рассматривать любой другой вариант урегулирования проблемы. «Ошибается тот, кто ожидает от Марокко каких-либо уступок», заявил Мухаммед VI. Королевство всячески стремится добиться официального международного признания этой территории как неотъемлемой части Марокко. Жесткость позиции Рабата по сахарской проблеме обусловлена тем, что от ее решения во многом зависит устойчивость королевского режима, так как в стране существует консенсус всех политических сил в деле «восстановления исторических границ Марокко». Королевство целенаправленно продолжает курс на дальнейшее освоение Западной Сахары. Официальный Рабат под нажимом ряда международных организаций, включая ООН и Африканский союз (АС), предлагает «компромиссный» план, предполагающий предоставление Западной Сахаре «широкой автономии», при сохранении над ней марокканской власти. В целом неурегулированность западносахарского конфликта сохраняет потенциальную опасность для стабильности на северо-западе Африке. Нельзя исключать того, что при определенных обстоятельствах этот конфликт вновь может серьезно обостриться.

Марокко и Алжир являются крупнейшими странами Арабского Магриба, и от состояния отношений между ними в значительной степени зависит общее положение дел регионе. Поэтому маррокано-алжирское соперничество продолжает серьезно осложнять ситуацию на северо-западе Африке. Королевство рассматривает Алжир своим главным противником и обеспокоено наращиванием военной мощи соседом. Марокко также наращивает свой военный потенциал. Но главным остается различие подходов по Западной Сахаре: Алжир выступает за самоопределение Западной Сахары, помогает Фронту ПОЛИСАРИО, выступающему за ее независимость. Между странами есть и нерешенные погранично-территориальные вопросы. Но одновременно у соседей имеются важные совместные интересы, прежде всего экономические. В целом же, как показывает история отношений двух государств, ни Марокко, ни Алжир не стремятся доводить ситуацию до взрывоопасного состояния. При этом, учитывая тяжелый груз сложных проблем в мароккано-алжирских отношениях, процесс их налаживания будет трудным, длительным и, отнюдь, не прямолинейным.

Марокко придает важнейшее значение развитию военно-политических и экономических связей с государствами Запада, которые рассматриваются Рабатом в качестве союзников, хотя формальных договоров о взаимной обороне с ними не подписано.

Стабильно развиваются отношения с США. Марокканское руководство, сознавая важность для страны американской политической поддержки, особенно в деле урегулировании проблемы Западной Сахары, получения финансовой, научно-технической и военно-технической помощи, заинтересовано дальнейшем упрочении партнерских отношений с Вашингтоном. По словам Мухаммеда VI, Марокко поддерживает с США «отличные отношения», представляющие собой «особое стратегическое партнерство». Что касается США, то важное геостратегическое положение Марокко во многом объясняет интерес Вашингтона к этой стране. США рассматривают Марокко в качестве надежного партнера в Западном Средиземноморье, Магрибе, арабском мире и Африке, на поддержку которого можно рассчитывать. Королевство имеет статус важного союзника США вне НАТО. Две страны сотрудничают в глобальной войне с терроризмом. США являются основным партнером Марокко в сфере военного и военно-технического сотрудничества.

Отношения между Марокко и Францией, несмотря на периодически возникающие сложности, традиционно носят характер стратегического партнерства в военно-политической сфере, отличаются прочными связями в области экономики и культуры. Немаловажным обстоятельством, влияющим на отношения между двумя странами, является и постоянное присутствие во Франции многочисленной – порядка 1,3 млн человек – колонии выходцев из Марокко. Активным сторонником дальнейшего сближения с Францией является король Мухаммед VI. Очень большое значение для Марокко имеет неизменная поддержка Францией позиции королевства по важнейшей для него политической проблеме Западной Сахары. Одним из основных направлений мароккано-французского сотрудничества остается тесное партнерство в военной и военно-технической сфере, имеющее давние традиции и прочную основу. В целом как Рабат, так и Париж заинтересованы в укреплении и устойчивом развитии двусторонних отношений в различных областях. При этом стороны стремятся по возможности оперативно преодолевать сложности, возникающие в отношениях между ними.

Марокко и Испания на протяжении длительного времени поддерживают прочные связи в политической, экономической, военной, культурной и других областях. Две страны подписали договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. В Рабате и Мадриде заявляют, что отношения между ними должны строиться на основе «взаимной лояльности, постоянного взаимопонимания и диалога». Вместе с тем, с Испанией имеется ряд нерешенных проблем. Главная из них — вопрос о принадлежности анклавов Сеута и Мелилья и ряда других более мелких территорий, которые Марокко стремится вернуть под свой контроль. Испания отказывается делать это, что периодически приводит к осложнению двусторонних отношений. Существуют разногласия и по распределению зон рыболовства в Средиземном море и Атлантике, линии морской границы между Канарскими островами и марокканским регионом Тарфия. В целом же наличие спорных вопросов не мешает позитивному развитию двусторонних связей.

Марокко поддерживает прочные отношения с Евросоюзом. В 2008 г. королевство получило особый привилегированный статус в ЕС, что сделано впервые в истории этой организации. Данный статус является промежуточным между ассоциированным и полноправным членством в Евросоюзе.

Королевство активно развивает военное сотрудничество со странами НАТО, участвует в Средиземноморской инициативе альянса.

Отмечая прогресс Марокко в деле соблюдения прав человека, по сравнению с рядом других арабских стран, США и их западные союзники, тем не менее, критикуют сохраняющиеся многочисленные недостатки в этой сфере.

Рабат в сирийском конфликте изначально принял сторону противников режима президента САР Б. Асада.

Марокко пытается играть роль посредника между сторонами внутриливийского конфликта.

С 2015 г. Рабат участвует в арабской коалиции во главе с КСА, воюющей в Йемене против мятежников-хоуситов и сторонников бывшего президента этой страны А. Салеха.

Марокко вышло из панафриканской организации в 1984 г. в знак протеста против принятия в ее ряды так называемой Сахарской Арабской Демократической Республики. В 2017 г. членство Марокко в АС было восстановлено.

В кризисе вокруг Катара Марокко заявило о намерении «предложить свои услуги» для его разрешения, если их примут стороны конфликта.

62.89MB | MySQL:102 | 0,638sec