Об особенностях ливийского маршрута миграции в Европу

Ливия традиционно играет важную транзитную роль в обеспечении миграционных потоков из африканских стран в Европу. В последние годы динамика и направленность этого процесса эволюционировала, как под воздействием военно-политических событий в странах, служащих источником для миграции, в основном к югу от Сахары, так и в результате потрясений в самой Ливии после свержения М.Каддафи в 2011 году.

Согласно статистике Международной организации миграции (МОМ), на август 2017 г. Ливия обеспечивала поставку 14% всех мигрантов в Европу, являясь при этом главным каналом миграции из Северной Африки на европейский континент (более 58%). Национальный состав мигрантов, следующих из Ливии в Европу разнообразен: более 35 национальностей. При этом, он регулярно варьировался в зависимости от внешних обстоятельств. В последние годы большая часть мигрантов, следующих по ливийскому маршруту в Европу — выходцы из Нигерии, Гамбии и Эритреи. Так, число нигерийских беженцев, мигрирующих по ливийскому маршруту в Италию, выросло с 9 тысяч в 2014 году до 37 тысяч человек в 2016. В первую очередь, это связано с резким обострением экономической ситуации в северных регионах Нигерии, где население с начала 2017 года стоит на пороге массового голода.

В целом наблюдается высокая динамика роста потоков по ливийскому каналу. 2017 год стал в некотором смысле рекордным: по состоянию на начало сентября по т.н. центральному средиземноморскому маршруту, то есть через Ливию, в Италию прибыло 99 967 мигрантов. При этом в текущем году в Средиземном море в результате спасательных операций было спасено почти 14 000 следующих из Ливии мигрантов, в то время как 2360 человек погибло.

Как показывают различные исследования, основным мотивирующим фактором для африканских мигрантов является экономический. Именно в попытке улучшить экономическое положение, уйти от безработицы и обеспечить достойные условия жизни, а не в военном конфликте, заключается и главная причина миграции из африканских стран в Европу через Ливию. По сути, это трудовые мигранты, но незаконные и не согласованные как с властями стран Старого Света, так и Ливии как транзитной страны. Так, 75% нигерийцев, мигрирующих через Ливию в Италию, решились на это по экономических причинам. Ещё один важный аспект — большая часть мигрантов являются выходцами из сельских районов, лишившихся основного дохода в силу экономических обстоятельств и регресса аграрной системы в отсутствие необходимых инвестиций и других финансовых стимуляторов.

Статистика МОМ наглядно подтверждает эти факты: 44% всех мигрантов, следующих по ливийскому маршруту либо осевших в Ливии, занимались до этого сельским хозяйством, скотоводством либо рыбным промыслом.

Другой интересный факт заключается в том, что Ливия по-прежнему, как и во времена экономического благополучия, рассматривается мигрантами как некий центр притяжения, даже если конечная цель достичь Европы так и не будет осуществлена. Кроме того, большая часть мигрантов (12%) едет в Ливию для воссоединения с уже проживающими там родственниками и семьями. Однако, ливийская реальность сегодня, судя по всему, оказывает отрезвляющее действие и провоцирует высокую мобильность: 46% мигрантов в Ливии сегодня составляют приехавшие сюда за последние 6 месяцев, 42%  высказали намерение мигрировать дальше, а 26% рассматривают возможность вернуться на родину. Причин для возвращение называют несколько, но самая популярная — отсутствие адекватных условий, в том числе безопасности (43%).

По данным исследования, проведённого в Ливии в июне 2017 года, в стране насчитывается 390 000 мигрантов, расселенных в 517 из 657 районов Ливии. 80% из них въехали в страну незаконно. Основная масса мигрантов проживает в городах — Мисурата (21%), Триполи (15%), Альмаргеб (10%). По национальному составу лидируют граждане Египта (18%), Нигера (17%), Чада (13%) и Судана (9%), что не совсем совпадает с этнической картиной транзитников, мигрирующих через Ливию в Европу. При этом, в 2017 году в Ливии отмечается наибольший прирост числа мигрантов из Марокко (на 26%), Ганы (на 16%), Туниса (на 12%), Мали (на 8%) и Судана (на 5%). В то же время значительно сократился приток беженцев из Пакистана (на 19%), а также Сенегала (на 5%) и  Нигерии (на 3%).

Типаж мигранта в целом стандартен: в основном это мужчины (89%) со средним возрастом 29 лет, большей частью безработные (79%), идущие на этот шаг по экономическим причинам (91%), прежде всего в поиске заработка и стабильного источника доходов. Причём, в среднем 63% мигрантов имеют среднее либо высшее образование (37% — никакого). При этом, наименее образованный контингент поступает из Нигера и Чада: 59% и 43% мигрантов из этих стран соответственно вообще не имеют образования. В то же время совсем без образования в Ливию прибывает лишь 16% суданских мигрантов и 18% египетских. Что касается способов проникновения в Ливию, то 97% мигрантов из Нигера, 97% из Нигерии, 95% из Чада совершили это незаконно. В то же время, 56% египетских мигрантов и 32% суданских въехали в страну законным путём, через официальную границу.

Однако, тенденция в 2017 году в целом негативная и направленная в пользу роста незаконной, нерегулируемой миграции, источниками которой служат прежде всего молодые люди, преимущественно из стран Западной Африки. Проблема заключается ещё и в том, что преобладающее большинство африканских стран, включая Ливию, сознательно не стремятся заключать с Европой какие-либо юридические акты об обязательной репатриации, усматривая в трудовых мигрантах важный источник денежных переводов обратно в свои страны, что является значительным вкладом в национальный ВПП. Даже если такого рода соглашения и навязываются под политическим давлением, их срок обычно ограничен только периодом после, и не распространяется на мигрантов, переехавших в Европу до подписания такого соглашения.

В заключение следует отметить, что загруженность ливийского трафика мигрантов из Африки в Европу в долгосрочном плане будет только возрастать. Этот фактор, вызванный прежде всего экономическими причинами, будет тем не менее представлять серьёзную угрозу на политическом фронте. Очевидно, что решить проблему в корне, чтобы создать серьёзную финансово-экономическую мотивацию для возврата мигрантов из Чада или Нигера на родину, в ближайшие годы не представляется реалистичным. Попытки итальянских властей договориться с Ливией о совместном патрулировании  внутренних территориальных вод, чтобы контролировать потоки мигрантов, пока тоже не увенчались успехом. Во многом этому препятствует нестабильная внутренняя ситуация внутри Ливии. Кроме того, прогнозируется и активизация миграционных потоков в Ливию из стран южнее Сахары, прежде всего Нигерии и Сомали, где под воздействием конфликтов и климатических изменений стремительно ухудшается продовольственная ситуация, вынуждая население мигрировать в поисках нового источника доходов.

52.22MB | MySQL:103 | 0,560sec