О трансформации позиции Иордании по сирийскому конфликту

Создание «южной зоны деэскалации» в Сирии безусловно вносит коррективы в поведении Иордании в связи с развитием сирийского кризиса. В этой связи полагаем более подробно остановится на этом моменте, поскольку мотивировки Аммана в этом случае были очень знаковыми. Перед этим однако отметим, что создание зоны на юге страны было жизненно важным аспектом действий Москвы, Тегерана и Дамаска при организации наступления на Дейр эз-Зор, поскольку это высвобождало необходимые для этого силы и средства. К тому же относительное перемирие на юге уже было достигнуто ранее с использованием системы локальных перемирий и достижения договоренностей на эту тему с Амманом, что сыграло свою безусловно положительную роль в организации наступления на Восточное Алеппо.  Суть соглашения предусматривает, что Россия и США обязались обеспечить соблюдение режима прекращения огня всеми группировками, которые базируются в зоне деэскалации на юго-западе Сирии, и гуманитарный доступ, а также наладить контакты между находящимися там оппозиционерами и мониторинговым центром, который создается в столице Иордании. Первоначально безопасность вокруг зоны деэскалации будет обеспечиваться российской военной полицией при координации с США и Иорданией. Таким образом речь на переговорах шла прежде всего о том, что жизненно важно для Вашингтона, и в принципе отвечает интересам Москвы. А если говорить проще и оставить за скобками полагающиеся в таких случая дипломатические обороты, то  была достигнута договоренность о попытке узаконить зоны влияния сторон  в тех границах, которые они сейчас контролируют на территории Сирии: со стороны Москвы через сирийские правительственные силы, отряды шиитской милиции и в очень небольшой степени  отряды ливанской «Хизбаллы»; со стороны Вашингтона — через собственные силы, подразделения иорданского спецназа и лояльные оппозиционные группы, которые в своей массе были подготовлены на базе двух тренировочных лагерей в той же Иордании. Есть еще и бедуинские племена, которые традиционно проживают как на территории Иордании, так и Сирии, но часть из них и так уже примирилась с Дамаском, а часть плохо контролируется тем же Амманом, несмотря на бытующие мнения о том, что они полностью подконтрольны спецслужбам королевства. Таким образом было зафиксирован  сложившейся на сегодня статус-кво: американцы не могут продвигаться далее по периметру иордано-сирийской границы и расширять границы своего влияния к Дейр эз-Зору (кстати, в том числе и в связи с тем, что руководимые иранцами сирийские шиитские формирования смогли все-таки на ряде участков выйти на границу с Иорданией и Ираком и тем самым заблокировать такую ползучую экспансию), российская сторона в свою очередь будет через имеющиеся рычаги влияния пытаться убедить иранцев  отказаться от практики рейдовых операций непосредственно в той зоне на сирийской территории, где базируются лояльные США группировки.  США в данном контексте отказываются от нанесения ударов с воздуха по сирийским правительственным силам и их союзникам. Таким образом, ситуация на юге Сирии была подморожена. Синхронно с этим Вашингтон принял решение о сворачивании материально-технической поддержки «силам сирийской оппозиции». Если говорить проще, то американцы фактически свернули свой «иорданский проект», перебросив все свои ресурсы на северное направление в контексте усиления боевого потенциала лояльных себе «Сил демократической Сирии» (СДС). Таким образом, был зафиксирован отказ США от планов начала наступления с южного направления, что прорабатывалось очень активно практически до средины лета и подразумевало усиление потенциала наступающих сирийских оппозиционных групп  силами двух батальонов иорданского спецназа. В данном случае предположим, что активность сирийским войск при российской поддержке в рамках операции по деблокаде Дейр эз-Зора также сыграло в этом свою роль.

Собственно этот момент и стал определяющим в рамках трансформации позиции Аммана применительно к сирийскому конфликту. По данным ряда экспертов, в настоящее время резко активизировались рабочие контакты по линии спецслужб между главой Управления общей разведки (УОР) Иордании Аднаном Иссамом аль-Джунди и главой  Национального бюро по безопасности Сирии Али Мамлюком. Этот канал заработал практически с начала этого года, и в этой связи эксперты отмечают роль Москвы в организации такого взаимодействия. При этом  король Абдалла II на первом этапе сохранял осторожность в их активизации, явно имея ввиду вероятность реализации планов Вашингтона по организации наступления с иорданской территории. Теперь «точка невозврата» по этому вопросу пройдена.  По крайней мере, ряд экспертов утверждает, что  иорданские спецслужбы в рамках достигнутых со своими сирийским коллегами договоренностей в настоящее время проводят активную работу среди дислоцированных в Иордании сирийских оппозиционных групп в попытках убедить их покинуть территорию королевства. В этом контексте видимо надо упомянуть последние по времени случаи перехода сирийских оппозиционеров на сторону Дамаска. И это процесс особенно заметен сейчас именно на юге Сирии. Очень примечательным моментом в этой связи является тот факт, что Эр-Рияд дал свое согласие на диалог Аммана с Дамаском по линии спецслужб. Это является косвенным подтверждением того, о чем мы сообщали ранее. А именно об обозначившейся тенденции в политике Эр-Рияда по укреплению отношений с Москвой на сирийском направлении, что было отмечено в рамках недавних переговоров на уровне министров иностранных дел и присутствие «эр-риядской» группы на шестом раунде переговоров в астане. КСА таким образом пытается переформатировать свое присутствие в Сирии в пользу установления своего доминирования в зоне деэскалации в Идлибе. При этом опять же по настоянию Эр-Рияда в рамках сирийско-иорданских консультаций по линии спецслужб Амман ставит вопрос об отводе иранских сил и проиранских группировок на некоторое расстояние от иорданской границы. В ближайшем сирийском приграничье иорданцы также планируют создать несколько зон безопасности, что фактически означает создание некой «зоны отчуждения» по всему периметру иордано-сирийской границы.

52.17MB | MySQL:103 | 0,613sec