Цели, средства и результаты переговоров премьер-министра Израиля Б.Нетаньяху и президента США Д.Трампа

В понедельник, 18 сентября в Нью-Йорке состоялась встреча премьер-министра Израиля Б.Нетаньяху и президента США Д.Трампа. На протяжении последних недель стороны, а вместе с ними и СМИ, находились в состоянии подготовки к данному событию, в некоторой степени предвещающему содержание ближневосточной составляющей общих прений Генеральной Ассамблеи ООН.

Как и прогнозировалось, главной темой встречи для Израиля стал основной противник – Иран, а целью оказалась максимально наглядная демонстрация его опасности в вопросе ядерного потенциала и присутствия в Сирии. Для достижения желаемого результата Б.Нетаньяху фактически использовал в нужном для себя русле текущие события, лучше любых слов говорящие о том, чего именно хочет добиться Тегеран. Во-первых, как стало известно в минувшие выходные, Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) не справилось должным образом с поставленными задачами инспекции в Иране. Как утверждают израильские источники, причиной тому послужил отказ иранских властей в предоставлении допуска на объекты, находящие под сомнением, но не заявленные относящимися к соглашению, наслоившийся на нежелание международных экспертов идти на конфронтацию, ставящую под вопрос будущее договоренностей 2015 г.

Во-вторых, 15 октября наступает последний срок для американской сертификации Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД), предусмотренной для создания рычагов воздействия на сделку. Неудобный вопрос о решении, которое примет США, прозвучал на брифинге пресс-секретаря Госдепа США Хизер Нойерт 14 сентября. Тогда она предпочла не отвечать журналистам прямо, отказавшись строить гипотетические сценарии развития событий. При этом в ряде израильских газет, включая Israel Hayom, перед встречей лидеров вскользь говорилось о том, что Д.Трамп, по их сведениям, не собирается сертифицировать соглашение. За считанные часы до переговоров появилась информация, что американский президент будет настаивать на пересмотре СВПД, если инспекции МАГАТЭ будут сочтены недостаточно эффективными. Позднее уже в американских изданиях появилась цитата Д.Трампа о том, что скоро (без обозначения конкретной даты) мир узнает, позицию США по будущему сделки с Ираном.

Не выходя за пределы рассмотрения иранского вопроса, посол Израиля при ООН Д.Данон сместил акцент на влияние Тегерана в Сирии и опасную близость к Голанским высотам. Дипломат и член партии Ликуд сообщил, что эта задача является для его страны ключевой, параллельно отметив, что решать ее премьер-министр будет не в формате двусторонних переговоров с Д.Трампом, а на сессии ГА ООН. Любопытно, что, выражая свою позицию в беседе с израильскими журналистами, он избежал острой темы о наличии в израильских военно-политических кругах двух точек зрения на целесообразность пересмотра сделки с Ираном. По словам посла, единственная позиция – противостояние соглашению, которое Израиль считает неправильным. Споры могут возникать только о характере и имплементации изменений, но никак не об их необходимости. Вместе с тем, очевидно, что в Израиле далеко не все будут готовы с этим согласиться. Даже экс-министр обороны М.Яалон в период подписания СВПД утверждал, что Израиль должен на время смирится, ожидая провала Тегерана, а не бороться против мирового сообщества, отстаивающего иллюзию дипломатической победы.

Для американской стороны одной из задач в переговорах стало доказательство реальности своих усилий в палестино-израильском мирном процессе и представление некоторых свидетельств результативности визитов советников президента в зону конфликта. Мало того, негласным ориентиром, стал сохраняющийся отказ от употребления штампа «два государства для двух народов», что с готовность поддержал Б.Нетаньяху. Нацеленность на демонстративный обход формулы урегулирования заметна во всем, от контент-анализа материалов встречи, до публикаций в СМИ, где присутствуют все возможные фразы (мир, урегулирование, прорыв), и даже местоимения оно и это, но нет ничего о том, сколько государств будет создано.

На этом фоне достоин внимания рост заинтересованности в альтернативном плане, предполагающем, что палестинского государство в лице Иордании давно существует, а новому не бывать. В октябре в Центре имени Менахема Бегина даже запланирована конференция под названием The Jordan Option, участники которой рассмотрят вопрос реальности «иорданской опции» подробно. В списке выступающих фигурирует проживающий в Лондоне генеральный секретарь самопровозглашенной Коалиции иорданской оппозиции Мудар Захран. По его мнению, для выполнения плана не нужно спрашивать палестинцев и их руководителей, т.к. они перестали существовать даже в роли подобия образования, претендующего на государственность, еще в 2013 г., когда М.Аббас подписал «декрет № 1». Незначительной помехой на пути остается иорданская королевская династия, которой идея вряд ли придется по вкусу. Ее М.Захран считает правильным отстранить от власти путем настраивания в нужном русле армии. В последнем, как он полагает, потребуется влияние США.

Несмотря на смелость идей и обилие планов, итог встречи Б.Нетаньяху и Д.Трампа мало отличался от своих прошлых аналогов. Во-первых, в стенограммах открытой части дискуссии много говорится об особых американо-израильских отношениях, ставших еще более тесными со сменой американского лидера. Во-вторых, при значительном внимании и времени, отведенном на Иран, никакой конкретной инициативы по борьбе с ним выдвинуто не было. В-третьих, палестинский вопрос, решения которого по-прежнему ждут оптимисты, стал наименее значительным по продолжительности обсуждения. Д.Трамп вновь повторил тезис о возможности урегулирования конфликта в ходе его каденции, Б.Нетаньяху с этим согласился, а оба они преуспели в том, что вновь не связали свои планы числом государств, которые для решения проблемы должны быть созданы.

Прогнозировать какие-либо радикальные изменения на направлениях, обозначенных в ходе встречи, пока рано. Их контуры появятся по завершении выступлений всех заинтересованных государств на прениях и после встречи между Д.Трампом и М.Аббасом. Очевидным итогом пока можно считать низкую оценку переговоров со стороны арабских лидеров, а также отсутствие новых, необходимых Израилю точек соприкосновения с США. При обилии встреч на высшем уровне основу взаимопонимания все еще составляет борьба с тем, что оставил после себя Барак Обама, наряду со схожим восприятием ряда угроз.

52.23MB | MySQL:103 | 0,411sec