К вопросу о передаче власти в Саудовской Аравии

Все лето экспертное сообщество активно обсуждало информацию о скором отречении короля КСА Сальмана в пользу своего сына и министра обороны Мухаммеда бен Сальмана, которого он к тому же совсем недавно сделал наследным принцем. По нашим данным, этот вопрос в настоящее время отложен на неопределенное время в связи с непростой ситуацией в стране, конфликтом в Йемене, и кризисом в отношениях с Катаром. В этой связи эксперты сходятся во мнении, что процесс передачи власти может быть отложен на конец нынешнего года как минимум. При этом остается нерешенным и неурегулированным со всеми ведущими ветвями королевской семьи вопрос о назначении нового наследного принца в случае провозглашения королем Мухаммеда бен Сальмана. Пока в качестве наиболее вероятного претендента на это пост называют принца Бандара бен Абдель Азиза. Также отмечается, что существует и иной вариант, который активно поддерживают влиятельные члены королевской семьи, и в частности принц Мухаммед бен Наеф и его клан. Это продление переходного периода  с назначением Мухаммеда бен Сальмана премьер-министром в рамках осуществления им провозглашенных реформ. Это де покажет и продемонстрирует потенциал нового короля как грамотного управленца. В качестве примера успешной реализации такой схемы проверки «кандидата в бою» сторонники этого варианта приводят пример короля Фейсала, который до своего коронования некоторое время исполнял обязанности премьера. В реальности такой эксперимент запросто может похоронить все властные амбиции Мухаммеда бен Сальмана в случае неудачи. Все эти моменты свидетельствуют о том, что в королевской семье продолжаются дискуссии по вопросу престолонаследия, и при этом авторитета молодого наследного принца  пока недостаточно, по оценке его отца, для того, чтобы уверенно контролировать ситуацию в королевстве. Даже несмотря на то, что благодаря его усилиям  практически все финансовые потоки от крупных оружейных контрактов с США и ЕС в настоящее время сосредоточены в руках людей, в той или иной степени аффилированных с Мохаммедом бен Сальманом. Примерно такое же доминирование наблюдается и в силовом блоке, где за счет недавних назначений было резко усиленно  присутствие на руководящих постах людей, близких к нынешнему наследному принцу.

Несомненно при принятии решения о пролонгации процедуры передачи власти  королем Сальманом учитывался и тот факт, что смена власти в период проведения очень непопулярных у значительной части населения реформ может привести к падению личного авторитета наследного принца. Тем более, что многие программы реформ по борьбе с бюрократией и омоложением кадрового состава государственных служащих до сих пор до конца не определены и не прописаны. По крайней мере, они точно не обещают быть простыми, даже исходя из первых попыток заставить частных саудовских предпринимателей ограничить использование зиностранной рабочей силы в пользу найма национальных кадров. Эти мероприятия правительства, которые были предприняты по инициативе Мухаммеда бен Сальмана, признаны фактически провалившимися, и в этой связи в настоящее время первоначально принятые законы пересматриваются. Причем во многом в связи с лоббированием о необходимости внесения корректив со стороны ассоциаций товарных производителей КСА. Не все хорошо и с более амбициозными экономическими реформами, такими как, например, проектов национализации части Национальной нефтяной компании АРАМКО. При этом эксперты указывают на то, что эта процедура практически однозначно будет перенесена на 2019 год вместо планировавшейся на 2018 год. В качестве основной причины называются «технические причины», в реальности же налицо жесткий разброд в правящей элите по вопросу выбора основного оператора для проведения операций по размещению  IPO.  Мухаммед бен Сальман настаивает на американской бирже, а его очень влиятельные оппоненты в королевской семье и экономическом блоке правительства — на британской. Все эти разногласия еще больше усилились на фоне вопроса о судьбе гигантских оружейных контрактов, которые были подписаны в мае во время визита в Эр-Рияд президента США Д.Трампа. На прошлой неделе  американский Конгресс не без труда, но все-таки одобрил продажу Саудовской Аравии высокоточного оружия. При этом законопроект столкнулся со сплоченной негативной позицией значительной части законодателей из двух партий. В качестве основного аргумента назывались «военные преступления» саудовской  авиации при бомбардировке мирных целей в Йемене. В этой связи эксперты отмечают, что остальная часть контрактов с КСА до сих пор даже не нотифицирована, и их реализация находится под вопросом в силу опасения Белого дома столкнуться с еще большей оппозицией в Конгрессе. При этом вопрос встал в отношении двух самых важных для КСА тем модернизации национальных вооруженных сил. Это контракты в 7 млрд долларов на покупку высокоточных боеприпасов для авиации, и 8 млрд на модернизацию ВВС королевства, в частности их основного компонента  самолетов F-15. Эти «битвы в пути» также используются оппонентами принца для его критики в силу «его безудержной ориентированности на США». Вообще любые проблемы в отношениях с США по любым вопросам будут автоматически бить по Мухаммеду бен Сальману, поскольку весь комплекс саудовской-американских отношений он волевым решением замкнул на себя.

Тем не менее реформы  по диверсификации нефтяной экономике страны также потребовали внесение необходимых корректив. В этой связи в королевской семье бытует мнение, что заявленная ранее наследным принцем программа реформ оказалась «амбициозной и труднореализуемой». В частности, курс на «саудизацию кадров» сталкивается с внутренней неготовностью значительной части молодого поколения саудовцев вообще работать. В этой связи правительство обещает внести необходимые поправки к концу октября, в чем эксперты сомневаются. Тем менее,  планируется  повысить прозрачность решений правительства  и реформировать государственную бюрократию в рамках общей программы «Видение 2030». На сегодня же продолжает сохраняться практически полная зависимость Саудовской Аравии от цен на нефть, и на фоне общего кризиса доходы королевства от продажи углеводородов упали на 17 процентов в этом и прошлом году. Провален план по насыщению бюджета от экспорта нефти на первое полугодие. Все это заставляет откладывать принятие непопулярных мер по урезанию субсидий государства на электроэнергию и воду для населения.

В этой связи эксперты говорят о том, что вопрос передачи власти в данном контексте напрямую зависит еще и от того, насколько реформы нанесут  ущерб авторитету и популярности наследного принца Мухаммеда бен Сальмана в среднесрочной перспективе. Некоторые из его других  инициатив — таких, как вмешательство в Йемен, уже крайне непопулярны среди различных частей саудовского общества практически по всем опросам. И все эти моменты безусловно должен был учитывать король Сальман, когда принимал решение о переносе сроков начала передачи власти своему сыну.

52.21MB | MySQL:103 | 0,713sec