Вооруженные группы демонстрируют слабость ливийского правительства

Начавшиеся 17 сентября ожесточенные столкновения между силами безопасности и милицией (бригадами) города Сабраты, расположенного в 70 километрах к западу от Триполи и служащего «трамплином» для нелегальной миграции в Европу из Ливии, в очередной раз продемонстрировали слабость правительства национального согласия Файеза Сараджа.

Эти столкновения начались после гибели одного из членов руководства милиции Сабраты, Ахмада Даббаши, являвшегося одним из местных полевых командиров контролирующим не только почти половину этого города, но и соответствующую долю в нелегальном мигрантском трафике.

Инцидент произошел на контрольно-пропускном пункте, на котором сотрудники сил безопасности, подчиняющиеся ПНС Ф.Сараджа, расстреляли легковую машину с четверыми представителями милиции Сабраты. Кроме погибшего Ахмада Даббаши трое его попутчиков были ранены.

По версии же представителей правительства Ф.Сараджа, члены группы А.Даббаши первыми открыли по ним огонь.

Как бы там ни было, спустя полчаса после данного инцидента в городе начались ожесточенные бои, прекратившиеся лишь день спустя, 18 сентября. Между тем, у обеих сторон нет уверенности в том, что столкновения не возобновятся.

Примечательно, что источники из окружения Ф.Сараджа утверждают, что группа А.Даббаши может быть косвенно связана с запрещенным в России «Исламским государством» (ИГ), боевики которого в феврале 2016 года заняли на короткое время Сабрату.

При этом они определенно заявляют, что «Эти преступники не хотят, чтобы армия восстановила безопасность в городе».

Не случайно, что подчиненные Ф.Сараджу силовики попытались захватить его и в том числе атаковали штаб группировки Даббаши в центре Сабраты и в ходе этих столкновений погиб еще один ее лполевой командир.

Что же касается самого Ахмада Даббаши, то его имя в последние недели часто указывалось итальянскими источниками в списке лиц, организовавших «незаконный ввоз мигрантов», и которым Италия, объявившая в августе текущего года о начале борьбе против нелегальной иммиграции и направившая с этой целью к ливийским берегам внушительную флотилию, решила объявить фактическую войну.

Ранее ливийские и алжирские источники сообщали о попытке налаживания постоянного контакта между руководством Сабраты и итальянским министром внутренних дел Марко Миннити, побывавшим недавно в Ливии, и даже о якобы имевших место его встречах с самим Ахмадом Даббаши и его представителями.

В ходе этих встреч якобы он передал им неназванную сумму денег (по данным итальянских источников, речь идет о миллионах евро) в обмен на прекращение потока нелегалов.

По имеющимся данным, члены руководства милиции Сабраты эти деньги взяли, но свой пункт обязательств так и не выполнили.

Важно отметить, что 10 – 11 сентября состоялись переговоры мэра Сабраты Хусейна ад-Давади и итальянского посла в Ливии Джузеппе Перони, на которые стороны, по данным итальянских источников, договорились о прекращении нелегального трафика.

Однако вслед за этим диалог сменился боевыми действиями.

Важно отметить, что буквально за день до нападения на Сабрату сил Ф.Сараджа «Военный совет» этого города, включая покойного А.Даббаши, осудил Италию за налаживание ее представителями отношений с  Халифой Хафтаром, которого они пригласили в ближайшее время посетить Рим и, судя по всему, в том числе под этим предлогом отказались от выполнения договоренностей с итальянской стороной по мигрантам.

В ответ на это в последнюю неделю силовики Ф.Сараджа при поддержке своих итальянских коллег начали операцию, направленную на недопущение нелегальной миграции. В ходе 10 таких рейдов в районах городов Аз-Завия (50 километров западнее Триполи) и Сабрата они задержали в общей сложности 3129 готовящихся к отплытию мигрантов, захватив соответствующие плавсредства, на которых они должны были прибыть в Италию.

После этого итальянские источники зафиксировали резкое снижение случаев доставки нелегалов. Ключевым же пунктом этой операции должен был стать полный захват данных городов силовиками ПНС, который и начался с ликвидации Ахмада Даббаши.

По данным местных источников, в начавшихся столкновениях применялись практически все виды тяжелого оружия, приведшие к массовым потерям среди мирного населения и к серьезному материальному ущербу.

Известно, что действия силовиков при этом поддержала по крайней мере часть населения города, недовольная его превращением в транзитный центр для нелегалов со всей Африки со всеми вытекающими из этого негативными последствиями.

Между тем, по имеющимся данным, несмотря на успешное начало операции, выполнить поставленные цели и зачистить Сабрату от представителей преступных группировок не удалось, в том числе и потому, что часть конкурентов группы А.Даббаши, так или иначе участвующих с ее лидерами в разделе этого бизнеса, предпочли поддержать ее, а не настроившихся на ее уничтожение силовиков Ф.Сараджа.

Между тем, ситуация для последнего заметно осложняется и отсутствием твердых позиций в самом Триполи.

Так, например, предыдущая работа по уменьшению количества группировок и их укрупнения в ливийской столице (по данным алжирских источников, из прежних 17 «бригад» к настоящему времени реальное значение имели лишь четыре) может обернуться крахом.

Это следует из фактического раскола одной из самых могущественных триполитанских группировок, «Бригады революционеров Триполи», распавшейся 17 сентября 2017 года, в разгар событий в Сабрате.

Часть ее руководства, по сути, открыто выступила на стороне бригады А.Даббаши, заявив, что оно не позволит «отправившимся из Триполи для дестабилизации вернуться обратно».

В заявлении, размещенном ее командиром Хайфемом ат-Таджури на его личной странице в Facebook,  говориться, что есть силы, заинтересованные в дестабилизации Триполи, которые своими действиями угрожают безопасности его жителей.

По словам этого лидера, «использование темы страданий людей является слишком дешевой приманкой, которая не будет проглочена народом. Страдания людей нуждаются в мудром лечении, чтобы они могли вести лучшую жизнь. Те же, кто посылает им решения из-за рубежа, должны приехать в Ливию и в первую очередь жить страданиями ее народа».

И это в первую очередь соответствующий «намек» Италии.

Кроме того, этот полевой командир обещал 25 сентября вывести своих сторонников на площадь Мучеников в Триполи на демонстрацию протеста, указав, что «Бригадные силы никогда не позволят тем, кто претендует на роль патриота, дестабилизировать страну и ее столицу».

Между тем, другой известный лидер триполитанских «революционеров» и советник по безопасности при Президентском совете Хашим Бешер заявил, что существует разница между мирными демонстрациями и «использованием этой привилегии для дестабилизации в Триполи», добавив, что он выступает против таких действий, способных лишь ухудшить жизнь в столице и в стране в целом, обещая со своей стороны противодействовать намерениям Х.ат-Таджури.

По сути, к выступлению против Ф.Сараджа намеченному на 25 сентября призвал и другой видный политический деятель страны, бывший кандидат на пост премьер-министра Ливии Басит Игтет, чтобы «выразить протест в связи с ухудшением условий жизни, и неудачными действиями ливийского премьер-министра и его ведением диалога с киренаикским маршалом Халифой Хафтаром».

Одновременно против главы ПНС выступили и группировки из Аз-Завийи, захватившие нефтехранилище своего города, блокировав перекачку оттуда «черного золота» в Триполи, что вызвало нехватку топлива в столице и западных горных районах страны.

Важно отметить, что пока действия ПНС не достигли своих целей в силу слабости, с одной стороны, Ф.Сараджа, а с другой стороны, неспособностью его самого и его итальянских кураторов предложить более весомое вознаграждение за отказ от участия в нелегальных миграционных схемах.

Это вынуждает Италию задуматься о более заметном вмешательстве в ливийские события.

62.91MB | MySQL:105 | 0,839sec