Спор между Египтом и Катаром за место генерального директора ЮНЕСКО

Традиционно, самой интригующей из выборных компаний в ООН   является наименее прозрачная. В 2017 г. в октябре в организации предстоят выборы нового генерального директора ЮНЕСКО, сулящие интригу не многим меньшую, чем при выборах генсека. Ведь в распоряжении этого человека на протяжении пяти лет окажутся средства примерно в 500 млн долларов США, кроме того, этот пост весьма значим и в системе ООН, и в международной политике. Ирина Бокова, болгарский дипломат, чьи полномочия на посту директора ЮНЕСКО истекают в этом году,  в прошлом году баллотировалась на выборах генерального секретаря ООН, уступив победившему Антониу Гуттеришу несколько голосов.

24 апреля Исполнительный совет ЮНЕСКО провел встречу с девятью финальными кандидатами на место И.Боковой. Четверо из претендентов представляют страны-члены Лиги арабских государств, Ирак, Египет, Ливан и Катар. Оставшиеся кандидаты соответственно представляют Вьетнам, Азербайджан, Гватемалу, Францию и Китай. Шансы арабских кандидатов оценивались невысоко, поскольку еще ни разу, ни одному арабу не удавалось занять пост генерального директора ЮНЕСКО.

К тому же, группа арабских стран отнюдь не солидарна между собой, что является отражением существующих между ними противоречий и разногласий и лишний раз доказывает всю нынешнюю эфемерность самого понятия «единства» арабской «уммы». Его нет и в помине, а последние внятные признаки этого феномена закончились в середине 1970-х гг. вместе с экспериментами ливийского лидера М.Каддафи, последовательно пытавшегося воссоздать Объединенную Арабскую Республику с Египтом и с Ираком. С тех пор лишь надпись, изредка встречающаяся на некоторых кокардах с арабских головных уборов «Иттихад Аль Джумхурийят Аль Арабийя», (Союз арабских республик – авт.) напоминает об этой мечте.

Поэтому и на это раз за пост гендиректора ЮНЕСКО развернулась борьба между Египтом, поддерживающим кандидатуру Муширы Хаттаб, бывшего министра культуры и Катаром, выдвинувшим своего кандидата – Хамада бен Абдель Азиза аль-Кавари, тоже бывшего министром культуры, чьи полномочия закончились не так давно, в 2013 году.

Египет обвиняет «Братьев-мусульман» и Катар в поддержке терроризма, особенно после 5 июня, когда он присоединился к антикатарскому союзу из Саудовской Аравии, ОАЭ, Бахрейна и принял участие в дипломатической и экономической блокаде эмирата.

Разумеется, это не могло не сказать на ситуации вокруг выборов нового гендиректора ЮНЕСКО. И вполне возможно, это обстоятельство является одной из причин, реально подталкивающих Катар к поиску решений по выходу из кризиса, причин, оговоримся немногих, к числу которых относятся и описанные нами ранее, негативные последствия блокады на состояние финансовой системы эмирата. Здесь же речь идет о потерях имиджевых и потерях серьезных, принимая в расчет амбиции Катара.

Обе страны входят в исполнительный совет ЮНЕСКО, ответственный за назначение нового руководителя. Катару не приходится рассчитывать на поддержку Сенегала, разорвавшему с ним дипломатические отношения, нет надежды и на помощь Чада, чьи отношения с Дохой также существенно охладели из-за катарско-саудовского противостояния. Правда, Судан, присутствующий в списке стран с правом голоса, в октябре, скорее всего, поддержит Катар, вложивший значительные средства в сохранение суданских пирамид и в другие проекты, кроме того, между Суданом и Египтом стоит проблема нильской воды.

Катар не скупится для продвижения своего кандидата. На поддержку кандидатуры Хамада бен Абдель Азиза аль-Кавари денег не жалеют, так, одно из солидных голландских дипломатических изданий называет его «лидирующим и предпочтительным кандидатом». Однако, его кандидатуре неожиданно начал противиться ряд влиятельных еврейских и сионистских организаций по причине, якобы, многочисленных публикаций антисемитской направленности в Катаре. Европейский офис «Центра Симона Визенталя» направил открытое письмо председателю исполнительного совета ЮНЕСКО, в котором обращает внимание на то, что экспозиция Катара на последней  по времени международной Франкфуртской книжной ярмарке включала в себя материалы, поддерживающие или выражающие постулаты антисемитизма.
Кроме того, Катар поддерживал решения ООН, осуждающие  политику Израиля в отношении мечети «Аль-Акса» на Храмовой горе в Иерусалиме. Антисемитизм не в первый раз упоминается в связи с должностью генерального директора ЮНЕСКО, так в 2009 г. один из лидировавших в выборах арабских претендентов на этот пост, в итоге, проиграл их по причине все тех же обвинений.  Было очевидно, что Хосни Фарук, бывший министром культуры 20 лет, является почти идеальным кандидатом на пост гендиректора ЮНЕСКО, но вдруг выясняется, что он, бывший художник в жанре сюрреализма, пообещал «Братьям-мусульманам» сжечь все израильские книги, которые только найдутся в египетских библиотеках. Почему он так сказал, сказал ли он это, и какие именно книги имелись ввиду, и, в каких обстоятельствах все описанное происходило, если происходило вообще, уже никто особо в этом не разбирался. Х.Фарук потом принес свои извинения, объяснял в интервью газете Le Mond, что даже подписал контракт на переводы двух израильских авторов, Амоса Оза и Давида Гросмана на арабский язык, но, что сделано, то сделано, одно это обстоятельство, и гендиректором ЮНЕСКО в 2009 году стала И.Бокова.

В своей выборной компании Мушира Хаттаб делает ставку на тысячелетнюю египетскую культурную традицию. ЮНЕСКО, как известно, призвана, в том числе, заботится и о всемирном культурном наследии, семь объектов которого находятся как раз в Египте, среди которых знаменитые пирамиды Гизы и Сфинкс. О своем решении баллотироваться на этот пост она заявила, стоя перед зданием Каирского музея на площади Тахрир, а лозунгом ее компании стала большая доступность Египта для всех, без исключения ученых, христиан, иудеев, мусульман, «чья история на протяжении тысяч лет стремится из глубины веков в сегодняшний день».

Все попытки Египта добиться успеха на этом поприще, начиная с 1999 года, закончились неудачей, хотя в ноябре 2013 года на пост председателя Исполнительного совета ЮНЕСКО был избран представитель Египта Мухаммед Сам Амер. Нынешние попытки Катара, в сравнении с Египтом, «исторического и культурного» карлика, вошедшего в Исполком ЮНЕСКО только в 2013 г, вызывают в Каире закономерное раздражение и ревность. Однако, ресурсы Катара никак нельзя списывать со счетов, эмират возводит суперсовременный Национальный музей, спроектированный Жаном Новелем, и чье открытие ожидается в 2018 году, проводит выставки таких известных авторов как Дамиан Херст, словом, всеми силами стремится доказать, что является страной не чуждой арабской культуре и культуре мировой.

Разрешение этой интриги в октябре, к сожалению, не только оставит нерешенными многие другие катарско-египетские противоречия, негативно сказывающиеся на безопасности и стабильности на Ближнем Востоке, но и добавит к ним разочарование одной из сторон итогами выборов, а значит, еще больше разобщит самую большую арабскую стран с одной из самых богатых.

62.84MB | MySQL:102 | 0,526sec