Фактор внутриполитической борьбы в референдуме о независимости Иракского Курдистана

Глава Иракского Курдистана  Масуд Барзани подтвердил в пятницу готовность своего правительства перейти к всесторонним переговорам с центральными властями в Багдаде, но лишь после запланированного на 25 сентября референдума о независимости. Об этом курдский лидер заявил, выступая перед многотысячной толпой сторонников плебисцита на центральном стадионе в Эрбиле, передает телеканал «Рудав». «25 сентября я призываю вас, народ Курдистана, пойти на участки для голосования и определить вашу судьбу, — сказал он. — Референдум не для того, чтобы очертить границу [государства] или установить статус-кво, но первый шаг к независимости». М.Барзани также подчеркнул, что курдские военизированные формирования пешмерга обеспечат безопасность народа Иракского Курдистана «от любого врага», не уточнив, о ком именно идет речь.  «После 25 сентября мы готовы обсудить с Багдадом границы, нефть, что угодно», — сказал он. «Курдистан будет демократическим государством, в котором уважают права всех без исключения граждан», — пообещал курдский лидер. По имеющейся информации, делегация из Эрбиля направится в Багдад в субботу для переговоров с федеральным правительством за два дня до запланированного референдума. Руководство курдской автономии твердо намерено не переносить плебисцит до получения лучшей альтернативы, которая, как неоднократно утверждал М.Барзани, до сих пор не получена.

В четверг Совет Безопасности ООН принял совместное заявление, в котором заявил, что проведение референдума в Иракском Курдистане может дестабилизировать Ирак и затруднить борьбу против террористической группировки «Исламское государство» (ИГ, запрещена в РФ). Вместе с тем СБ ООН подчеркнул, что поддерживает суверенитет и территориальную целостность Ирака и призвал решать все спорные вопросы между региональными властями Иракского Курдистана и Багдадом «в соответствии с положениями конституции Ирака, путем диалога и на основе компромисса, при поддержке международного сообщества». Вот собственно из этой речи главы Иракского Курдистана и солидарной негативной акции на этот референдум со стороны основных международных игроков и вытекают основные последствия референдума о независимости, который, как уже совершенно очевидно, состоится при всех вариантах развития ситуации. Ровно по той причине, что во-первых, «точка невозврата» уже пройдена, и М.Барзани, в случае, если он вдруг даст «обратный ход», просто уже никто среди курдов просто не поймет и на его политическом будущем в этой связи можно будет поставить «крест». Во-вторых, проведение этого референдума является последним шансом для М.Барзани как-то остался на плаву в государственной иерархии курдской автономии. Все законные сроки его пребывания на посту главы Иракского Курдистана  истекают, а довод для их неоднократных  пролонгаций (в том числе, как в последнем случае год назад под явным нажимом Вашингтона на остальные курдские партии) в виде необходимости сохранения стабильности на фоне необходимости борьбы с ИГ сейчас нивелирован. Уже очевидно, что этот фактор исчезает в силу успехов на фронтах в Сирии и Ираке, а значит возникает нарастающий напор на М.Барзани со стороны  его внутрикурдских оппонентов с требованием покинуть свой пост. Кроме того, общая поддержка всех политических партий автономии идеи о проведении референдума в общем-то имеет под собой основное требование — М.Барзани должен не просто уйти с руководящего поста, но и взять обязательство о том, что на этот пост не будет занимать представители его клана. По крайней мере, это было основным условием поддержки инициативы о поведении референдума и соответственно разблокирования работы парламента Иракского Курдистана со стороны оппозиционной партии «Горран». Готовность поддержать референдум со стороны еще одного его политического оппонента — Патриотического союза Курдистана  (ПСК) Дж.Талибани, также во многом имеет под собой причины внутрикурдской борьбы и дележа нефтяных доходов. 16 сентября с.г. одна из главных фигур в ПСК Б.Салих объявил о том, что он пойдет на предстоящие парламентские выборы самостоятельно. Раскол и  в Рабочей партии Курдистана (РПК), где сторонники А.Оджалана активно вытесняются с руководящих постов партии.  Если все это суммировать, то одним из побудительных мотивов старой гвардии курдского политического истеблишмента в лице уже престарелых лидеров традиционных партий пойти на скрепляющий нацию референдум, является как раз отвлечение внимание населения от процесса назревающего кризиса по смене старых элит внутри своих партий.   И по оценке экспертов, внтрикурдская политическая борьбы после проведения референдума будет только нарастать. В ее основе лежат разногласия между основными курдскими политическими партиями в отношении проблемы монополии на власть со стороны М.Барзани и представителей его клана, а также проблема перераспределения квот между партиями на получение доходов от продажи нефти. В этой связи значительная часть экспертного сообщества сходится во мнении, что основным препятствием для практической реализации  предсказуемых итогов референдума в Иракском Курдистане станет именно фактор внутриполитической борьбы среди самих курдов. От себя добавим, что и еще безусловно — прежде всего экономический аспект. Эрбиль совершенно не готов остаться без поставок турецких товаров, блокировки экспортных мощностей для отправки нефти в Турцию и прекращения финансовых траншей из Багдада. Он просто это с экономической точки зрения не выдержит.

При этом опять же рискнем сейчас пойти против основной точки зрения, которая сейчас присутствует среди основных мировых игроков и экспертного сообщества. Напомним, что сейчас основным трендом этих настроений являются опасения в том, что  сразу же после проведения референдума начнется активный процесс установления государственных границ и обособления курдской автономии, что вызовет перманентные бои в спорных районах Ирака прежде всего, а также интервенцию вооруженных сил Ирана и Турции в Иракский Курдистан и зоны компактного традиционного проживания  курдов в Сирии и самом Ираке. Опять же рискнем сказать, что такой сценарий развития событий нам кажется маловероятным. При этом отдельные инциденты безусловно возможны, но говорить о начале какой-то полномасштабной арабо-курской, или турецко-курдской войны в принципе не приходится. Ровно по той причине, что сами курды не пойдут ни на какие резкие действия в этом направлении, а основные региональные игроки в виде Ирана и Турции, да и Ирака в эскалации конфликта не заинтересованы. Они заинтересованы в подмораживали этой ситуации. Данный референдум в этом контексте надо опять же расценивать как прежде всего пропагандистский ход в рамках внутрикурдской политической борьбы, в основе которой опять же лежит дележ резко упавших в силу  волатильности мировых цен на углеводороды нефтяных доходов.

Это уже не первый раз, когда курды проводят референдум. В 2005 году в Иракском Курдистане уже проходило аналогичное народное волеизъявление, и порядка 98% проголосовали за независимость. И после этого ничего не произошло. Ряд экспертов в этой связи говорят, что это события разного порядка.   По следующим причинам. Во-первых, как  отмечает М.Барзани, «тогдашний референдум был объявлен и проведен общественными организациями, а нынешний организуется правительством и политическими партиями». Во-вторых, тогдашний референдум проходил на территории меньшей, чем та, которую иракские курды контролируют сейчас. И, в-третьих, тогда, в 2005 году, международная обстановка не способствовала независимости. Сейчас же ситуация несколько другая. Не согласимся. По нескольким причинам. Отсюда по пунктам.

  1. Совершенно не важно, кем организуется и проводится этот референдум, поскольку при любых вариантах понятно, что  такие события могут состояться только при наличии политической воли на это у основных курдских партий. Все остальное — это технические детали по выбору оптимального алгоритма реализации этих планов. В данном случае для М.Барзани в рамках внутриполитической борьбы принципиально важно, чтобы в качестве основного организатора этого исторического события был лично он.

 

  1. Совершенно не важно, на каких территориях будет проходить этот референдум, поскольку он по определению не имеет никакой перспективы на международное признание. И в этой связи непринципиальным будет его «проведение» в той же Турции или на севере Сирии, поскольку де-юре это никак ситуацию там не поменяет. А де-факто тот же север Сирии и так находится в большей степени под фактическим контролем курдов. И как они сами для себя будут называть эти зоны, не имеет никакого значения. Они, кстати, уже давно называют их как «Сирийский Курдистан», и от этого ничего не меняется.
  2. Международная обстановка как раз возвращается в принципе к тем точкам, в которой она находилась в 2005 году. И она характеризуется ровно тем же главным обстоятельством — военным ослаблением суннитской фронды. Тогда это была «Аль-Каида» (запрещена в РФ), сейчас — ИГ, что ничего не меняет по сути. А она лежит прежде всего в том, что этот фактор автоматически усиливает центробежные тенденции между Багдадом и Эрбилем: общая угроза нивелируется, начинаются торги.

В этой связи вновь подчеркнем, что даже, исходя из последнего по времени  заявления М.Барзани, никто в Эрбиле не собирается после референдума обустраивать границ или идти войной на Багдад или Анкару. Старая элита решила путем всей этой истории создать нужный фон для торга с Багдадом о дележе прибыли от экспортируемой нефти  и получить запас времени для приглушения своей внутренней оппозиции. Другой вопрос, что она в этом своем стремлении может заиграться и не удержать ситуацию под контролем. Хотя на сегодня такая вероятность оценивается нами как минимальная.

 

62.9MB | MySQL:105 | 0,878sec