Глава Иракского Курдистана Масуд Барзани подтвердил в пятницу готовность своего правительства перейти к всесторонним переговорам с центральными властями в Багдаде, но лишь после запланированного на 25 сентября референдума о независимости. Об этом курдский лидер заявил, выступая перед многотысячной толпой сторонников плебисцита на центральном стадионе в Эрбиле, передает телеканал «Рудав». «25 сентября я призываю вас, народ Курдистана, пойти на участки для голосования и определить вашу судьбу, — сказал он. — Референдум не для того, чтобы очертить границу [государства] или установить статус-кво, но первый шаг к независимости». М.Барзани также подчеркнул, что курдские военизированные формирования пешмерга обеспечат безопасность народа Иракского Курдистана «от любого врага», не уточнив, о ком именно идет речь. «После 25 сентября мы готовы обсудить с Багдадом границы, нефть, что угодно», — сказал он. «Курдистан будет демократическим государством, в котором уважают права всех без исключения граждан», — пообещал курдский лидер. По имеющейся информации, делегация из Эрбиля направится в Багдад в субботу для переговоров с федеральным правительством за два дня до запланированного референдума. Руководство курдской автономии твердо намерено не переносить плебисцит до получения лучшей альтернативы, которая, как неоднократно утверждал М.Барзани, до сих пор не получена.
В четверг Совет Безопасности ООН принял совместное заявление, в котором заявил, что проведение референдума в Иракском Курдистане может дестабилизировать Ирак и затруднить борьбу против террористической группировки «Исламское государство» (ИГ, запрещена в РФ). Вместе с тем СБ ООН подчеркнул, что поддерживает суверенитет и территориальную целостность Ирака и призвал решать все спорные вопросы между региональными властями Иракского Курдистана и Багдадом «в соответствии с положениями конституции Ирака, путем диалога и на основе компромисса, при поддержке международного сообщества». Вот собственно из этой речи главы Иракского Курдистана и солидарной негативной акции на этот референдум со стороны основных международных игроков и вытекают основные последствия референдума о независимости, который, как уже совершенно очевидно, состоится при всех вариантах развития ситуации. Ровно по той причине, что во-первых, «точка невозврата» уже пройдена, и М.Барзани, в случае, если он вдруг даст «обратный ход», просто уже никто среди курдов просто не поймет и на его политическом будущем в этой связи можно будет поставить «крест». Во-вторых, проведение этого референдума является последним шансом для М.Барзани как-то остался на плаву в государственной иерархии курдской автономии. Все законные сроки его пребывания на посту главы Иракского Курдистана истекают, а довод для их неоднократных пролонгаций (в том числе, как в последнем случае год назад под явным нажимом Вашингтона на остальные курдские партии) в виде необходимости сохранения стабильности на фоне необходимости борьбы с ИГ сейчас нивелирован. Уже очевидно, что этот фактор исчезает в силу успехов на фронтах в Сирии и Ираке, а значит возникает нарастающий напор на М.Барзани со стороны его внутрикурдских оппонентов с требованием покинуть свой пост. Кроме того, общая поддержка всех политических партий автономии идеи о проведении референдума в общем-то имеет под собой основное требование — М.Барзани должен не просто уйти с руководящего поста, но и взять обязательство о том, что на этот пост не будет занимать представители его клана. По крайней мере, это было основным условием поддержки инициативы о поведении референдума и соответственно разблокирования работы парламента Иракского Курдистана со стороны оппозиционной партии «Горран». Готовность поддержать референдум со стороны еще одного его политического оппонента — Патриотического союза Курдистана (ПСК) Дж.Талибани, также во многом имеет под собой причины внутрикурдской борьбы и дележа нефтяных доходов. 16 сентября с.г. одна из главных фигур в ПСК Б.Салих объявил о том, что он пойдет на предстоящие парламентские выборы самостоятельно. Раскол и в Рабочей партии Курдистана (РПК), где сторонники А.Оджалана активно вытесняются с руководящих постов партии. Если все это суммировать, то одним из побудительных мотивов старой гвардии курдского политического истеблишмента в лице уже престарелых лидеров традиционных партий пойти на скрепляющий нацию референдум, является как раз отвлечение внимание населения от процесса назревающего кризиса по смене старых элит внутри своих партий. И по оценке экспертов, внтрикурдская политическая борьбы после проведения референдума будет только нарастать. В ее основе лежат разногласия между основными курдскими политическими партиями в отношении проблемы монополии на власть со стороны М.Барзани и представителей его клана, а также проблема перераспределения квот между партиями на получение доходов от продажи нефти. В этой связи значительная часть экспертного сообщества сходится во мнении, что основным препятствием для практической реализации предсказуемых итогов референдума в Иракском Курдистане станет именно фактор внутриполитической борьбы среди самих курдов. От себя добавим, что и еще безусловно — прежде всего экономический аспект. Эрбиль совершенно не готов остаться без поставок турецких товаров, блокировки экспортных мощностей для отправки нефти в Турцию и прекращения финансовых траншей из Багдада. Он просто это с экономической точки зрения не выдержит.
При этом опять же рискнем сейчас пойти против основной точки зрения, которая сейчас присутствует среди основных мировых игроков и экспертного сообщества. Напомним, что сейчас основным трендом этих настроений являются опасения в том, что сразу же после проведения референдума начнется активный процесс установления государственных границ и обособления курдской автономии, что вызовет перманентные бои в спорных районах Ирака прежде всего, а также интервенцию вооруженных сил Ирана и Турции в Иракский Курдистан и зоны компактного традиционного проживания курдов в Сирии и самом Ираке. Опять же рискнем сказать, что такой сценарий развития событий нам кажется маловероятным. При этом отдельные инциденты безусловно возможны, но говорить о начале какой-то полномасштабной арабо-курской, или турецко-курдской войны в принципе не приходится. Ровно по той причине, что сами курды не пойдут ни на какие резкие действия в этом направлении, а основные региональные игроки в виде Ирана и Турции, да и Ирака в эскалации конфликта не заинтересованы. Они заинтересованы в подмораживали этой ситуации. Данный референдум в этом контексте надо опять же расценивать как прежде всего пропагандистский ход в рамках внутрикурдской политической борьбы, в основе которой опять же лежит дележ резко упавших в силу волатильности мировых цен на углеводороды нефтяных доходов.
Это уже не первый раз, когда курды проводят референдум. В 2005 году в Иракском Курдистане уже проходило аналогичное народное волеизъявление, и порядка 98% проголосовали за независимость. И после этого ничего не произошло. Ряд экспертов в этой связи говорят, что это события разного порядка. По следующим причинам. Во-первых, как отмечает М.Барзани, «тогдашний референдум был объявлен и проведен общественными организациями, а нынешний организуется правительством и политическими партиями». Во-вторых, тогдашний референдум проходил на территории меньшей, чем та, которую иракские курды контролируют сейчас. И, в-третьих, тогда, в 2005 году, международная обстановка не способствовала независимости. Сейчас же ситуация несколько другая. Не согласимся. По нескольким причинам. Отсюда по пунктам.
- Совершенно не важно, кем организуется и проводится этот референдум, поскольку при любых вариантах понятно, что такие события могут состояться только при наличии политической воли на это у основных курдских партий. Все остальное — это технические детали по выбору оптимального алгоритма реализации этих планов. В данном случае для М.Барзани в рамках внутриполитической борьбы принципиально важно, чтобы в качестве основного организатора этого исторического события был лично он.
- Совершенно не важно, на каких территориях будет проходить этот референдум, поскольку он по определению не имеет никакой перспективы на международное признание. И в этой связи непринципиальным будет его «проведение» в той же Турции или на севере Сирии, поскольку де-юре это никак ситуацию там не поменяет. А де-факто тот же север Сирии и так находится в большей степени под фактическим контролем курдов. И как они сами для себя будут называть эти зоны, не имеет никакого значения. Они, кстати, уже давно называют их как «Сирийский Курдистан», и от этого ничего не меняется.
- Международная обстановка как раз возвращается в принципе к тем точкам, в которой она находилась в 2005 году. И она характеризуется ровно тем же главным обстоятельством — военным ослаблением суннитской фронды. Тогда это была «Аль-Каида» (запрещена в РФ), сейчас — ИГ, что ничего не меняет по сути. А она лежит прежде всего в том, что этот фактор автоматически усиливает центробежные тенденции между Багдадом и Эрбилем: общая угроза нивелируется, начинаются торги.
В этой связи вновь подчеркнем, что даже, исходя из последнего по времени заявления М.Барзани, никто в Эрбиле не собирается после референдума обустраивать границ или идти войной на Багдад или Анкару. Старая элита решила путем всей этой истории создать нужный фон для торга с Багдадом о дележе прибыли от экспортируемой нефти и получить запас времени для приглушения своей внутренней оппозиции. Другой вопрос, что она в этом своем стремлении может заиграться и не удержать ситуацию под контролем. Хотя на сегодня такая вероятность оценивается нами как минимальная.