О перспективном пункте материально-технического обеспечения ВМС НОАК в Джибути

Благодаря публикации в китайском специализированном военно-техническом издании «Корабельное знание», стал известен план строительства пункта материально-технического обеспечения (ПМТО) ВМС НОАК в Джибути, который предназначен для временного базирования подразделений морской пехоты (МП), надводных кораблей и подводных лодок, выполняющих учебно-боевые и боевые задачи в акватории Индийского океана. Следует отметить, что в непосредственной близости от ПМТО расположен многофункциональный грузовой терминал Doraleh, а основная дорога на терминал проложена китайскими строителям вдоль железобетонной стены пункта.

По окончанию строительства ПМТО Джибути будет представлять собой шестиугольный укрепленный район неправильной формы с двумя контрольно-пропускными пунктами (КПП), тройной защитной стеной из железобетона, а кроме того перед основной стеной ПМТО будет выкопан ров. На углах основной стены будут созданы наблюдательные башни, которые обеспечат часовым круговой обзор. Следует отметить, что по обе стороны от основного и запасного КПП будут построены долговременные укрепления, которые представляют собой бетонированный окоп с железобетонным перекрытием трапециевидной формы.

Следует отметить, что основная стена ПМТО представляет собой прямоугольную конструкцию высотой около 10 м с внутренними коридорами и лестницами, которые позволят подразделению охраны наблюдать за внешним периметром базы и за внутренней территорией. Фактически строение защитных сооружений является реминисценцией фортификационных укреплений китайских княжеств средних веков нашей эры.

По данным китайских источников, территория базы будет разделена на следующие сектора:

– площадка для сухих грузов;

– склад вооружения и военной техники;

– район обслуживания техники;

– район зданий официальных делегаций;

– командный центр;

– район зданий управления действиями авиации и сил флота;

– район расположения батальона морской пехоты;

– вертолетная площадка;

– район обслуживания авиационной техники;

– склад ГСМ;

– причальные сооружения;

– укрепленные укрытия.

В настоящее время на территории базы полностью возведены и функционируют командный центр, под которым создан подземный укрепленный комплекс обеспечения жизнедеятельности базы, а также склады боеприпасов, вооружения, продовольствия и оборудование, обеспечивающее возможность независимого функционирования ПМТО, в случае отключения внешних источников электропитания. Второй вход в подземные укрепленные сооружения оборудован в районе обслуживания авиационной техники. Кроме того, введены в строй все здания, предназначенные для групп управления действиями авиации, сил флота, а также моторизованных подразделений морской пехоты, дислоцированных на ПМТО.

Также полностью готовы вертолетная площадка длиной 400 м, девять стоянок для авиационной техники, восемь ангаров и центр управления полетами. Некоторые китайские специалисты отмечают, что решение о строительстве вертолетной площадки серьезно сократило оперативные возможности по доставке грузов и личного состава подразделений самолетами военно-транспортной авиации ВВС НОАК.  Следует отметить, что из-за небольшого размера ПМТО отсутствует возможность увеличить длину взлетно-посадочной полосы (ВПП) до размера, при котором стал бы возможен взлет-посадка среднего транспортного самолета «Юнь-9» ВВС НОАК.  Тем не менее, длина ВПП в ПМТО Джибути вполне позволит китайским военным применять разведывательно-ударные беспилотные летательные аппараты «Радуга-3, 4».

Вероятно, в качестве основной единицы авиационной техники в Джибути будут выступать новейшие военно-транспортные вертолеты «Чжи-18А». Отличительная особенность нового вертолета состоит в том, что  конструкторы «Чанхэ эйркрафт индастриз» впервые оснастили один вертолет тремя двигателями WZ-10 мощностью 2000 кВт каждый.

Кроме того, для «Чжи-18А» были разработаны новые лопасти несущего и рулевого винтов, изготовленные из композитных материалов и рассчитаны на высокоскоростные полеты и снижение уровня шума. Практический потолок составляет 9000 м, максимальная дальность полета без дозаправки 800 км. При размещении двух дополнительных топливных баков в салоне этот показатель увеличивается до 1000 км. Погрузка/выгрузка техники и личного состава может осуществлять через опускаемую (гидравлическую) заднюю рампу. В результате проведенных работ, новый вертолет позволяет перевозить 27 военнослужащих с вооружением в салоне или груз весом пять тонн на внешней подвеске. Максимальный взлетный вес 13800 кг.

Следует отметить, что корпус вертолета выполнен с учетом повышенных требований к аэродинамике, ниши шасси состыкованы с корпусом, бортовая радиолокационная станция (обеспечивает навигацию и применение вооружения) установлена под обтекаемой крышкой, состыкованной со «стеклянной» кабиной пилотов. Кроме того, на вертолет установлена новая система содействия пилотированию – электронный «помощник» стабилизации вертолета при зависании на месте.

Также вертолет оснащен оптико-электронной станцией в поворотном корпусе, позволяющей выполнять полеты в сложных метеоусловиях и при плохой видимости. На вертолете установлена система навигации GPS/Бэйдоу, система КВ и УКВ радиосвязи. На верхнем срезе хвостовой балки установлена система РЭБ, на корпусе установлено четыре датчика приближения зенитных ракет.

Для обеспечения прикрытия транспортных «Чжи-18А» на ПМТО будут размещены легкие ударные вертолеты «Чжи-19», комплекс вооружения которых включает авиационную пушку калибра 23 мм, неуправляемые авиационные ракеты калибра 57 и 90 мм и тяжелые противотанковые управляемые ракеты (ПТУР) серии «Хунцзянь». Прикрытие ПМТО от угроз с воздуха будет обеспечивать зенитно-ракетный комплекс малой дальности «Красное знамя 17» (копия советского «Тор-М1»)

Вероятно, в вопросе доставки необходимого снабжения для функционирования ПМТО китайские стратеги опираются на возможности десантно-вертолетоносных кораблей-доков проекта 071 (по классификации НАТО «Юйчжао») и универсальных транспортных кораблей проектов 903, 903А и новейших быстроходных транспортов обеспечения авианосных ударных группировок проекта 901. В настоящее время один такой корабль с бортовым номером 965 «Хулуньху» уже передан ВМС НОАК и еще один достраивают на одном из судостроительных предприятий в Гуанчжоу.

В настоящее время ведется строительство складов ВВТ и ГСМ, районов обслуживания боевой техники, площадки хранения сухого груза, укрепленных укрытий. По данным китайских источников, подразделения МП, дислоцированные в ПМТО Джибути, располагают бронетранспортерами ZBL-08, легкими бронемашинами «Мэнши» и полноприводными командно-штабными машинами BJ80.

Представляется возможным сообщить некоторые тактико-технические характеристики БТР ZBL-08:

– длина 8 м;

– ширина 3 м;

– высота 2,1 м;

– снаряженная масса: 21 тонна;

– вооружение: автоматическая пушка ZPT-99 калибра 30 мм;

– экипаж: 3 в/с

– десант: 8 в/с.

В качестве силовой установки на данном БТР серийно устанавливают шестицилиндровый рядный дизельный двигатель с турбонаддувом BF6M1015FC  мощностью 440 л.с. (пр-во немецкой компании DEUTZ). Максимальная скорость движения по шоссе достигает 100 км/ч, а запас хода может варьироваться от 800 до 1000 км.

В отношении бронирования (композитная броня) машины известно, что корпус обеспечивает защиту экипажа и десанта от огня из стрелкового оружия калибра до 14,5 мм со всех ракурсов. Известно, что на обитаемой башне рассматриваемого БТР предусмотрены места для установки ПТУР «Хунцзянь-73С», которые позволяют успешно бороться как с основными боевыми танками, так и с укрепленными огневыми точками вероятного противника.

Следует отметить, что на корпус данной бронемашины можно без переделок установить башенное орудие калибра 102 или 122 мм. Кроме того, именно такой бронекорпус был использован китайскими конструкторами при создании плавающего колесного штурмового орудия PTL-11, принятого на вооружение подразделений ВМС НОАК.

По оценкам китайских обозревателей, в случае необходимости Командование морской пехоты ВМС НОАК может передислоцировать тяжелое вооружение – основные боевые танки «Тип-99», гусеничные самоходные артиллерийские установки PLZ-07 и PLZ-05 с орудиями калибра 122 и 155 мм. соответственно.

В отношении колесной бронемашины «Мэнши» (пр-во китайской корпорации «Дунфэн») известно, что ее корпус обеспечивает экипажу защиту от обстрела из легкого стрелкового оружия калибра не более 7,62 мм. Экипаж машины – 2 в/с, а для десанта предусмотрено еще 8 мест.

Выход десанта осуществляется через распашные вертикальные двери по обеим сторонам машины. В качестве основного вооружения на БМ «Мэнши» устанавливают пулемет «Тип 89» калибра 12,7 мм. Известно, что такие бронемашины уже приняты на вооружение высокомобильных подразделений 78-й Армии Сухопутных войск НОАК, которая прикрывает вверенный участок китайско-индийской границы.

Очевидно, что строительство причальных сооружений и размещение погрузочного оборудования запланировано на финальный этап создания ПМТО. Длина причальных стенок рассчитана с учетом необходимости одновременной швартовки двух сторожевых кораблей проекта 054А, составляющих основу большинства корабельных групп охраны, направляемых Командованием ВМС НОАК в Аденский залив для борьбы с пиратами.

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что ПМТО Джибути является первым официально признанным объектом военного назначения КНР за рубежом и скорее всего данный пункт постоянной дислокации позволит на регулярной основе размещать до 2000 морских пехотинцев, что не скажется на боеготовности подразделения МП ВМС НОАК поскольку их численность уже выросла за счет перевода нескольких бригад СВ в состав ВМС. Основная задача данного ПМТО – обеспечение безопасности китайского бизнеса в восточной части Африканского континента и на Аравийском полуострове.

62.85MB | MySQL:102 | 0,534sec