Успехи и неудачи оборонно-промышленного комплекса Турецкой Республики

Позитивные моменты деятельности ОПК Турецкой Республики

Благодаря материалам публикации в китайском специализированном военно-техническом издании «Танки и бронемашины» (официальный печатный орган крупнейшей китайской оружейной корпорации НОРИНКО) представляется возможным выполнить обзор некоторых достижений  компаний оборонно-промышленного комплекса (ОПК) Турецкой Республики  (ТР), задействованных производстве колесной бронетехники.

Компания Otokar в рамках 13-ой ежегодной выставки продукции оборонной промышленности, прошедшей в г.Стамбул в период с 9 по 13 мая 2017 г., представила вниманию посетителей уже известные бронетранспортеры ARMA (с колесными формулами 6х6 и 8х8), которые были укомплектованы необитаемыми башнями MIZRAK и MIZRAK-S. В первой модификации установлена только автоматическими пушками калибра 30 мм, а второй уже установлен спаренный пулемет калибра 7,62 мм. Также была представлена новая необитаемая башня BOZOK с пулеметом МКТ калибра 12,7 мм и еще один необитаемый модуль под обозначением  KESKIN DUAL. Известно, что Объединенные Арабские Эмираты закупили у турецкой компании 400 БТР ARMA, на базе которых арабские оружейники собирают свою боевую машину под обозначением Radban.

К новинкам компании представляется возможным отнести легкую бронированную машину URAL, предназначенную для подразделений полиции, осуществляющих патрулирование в районах с возможной активностью сепаратистов или террористов. Для обеспечения большей продолжительности патрулирования в задней части бронекорпуса установлен топливный бак объемом 1500 литров. В качестве вооружения на БМ устанавливают телеуправляемый модуль с пулеметом калибра 12,7 мм.

Другая турецкая компания ВМС представила вниманию гостей выставки свою версию многофункциональной бронированной машины под обозначением Vuran (колесная формула 4х4), корпус которой изготовлен в форме латинской буквы V, что должно обеспечить защиту экипажа при подрыве на минах, фугасах или самодельных устройствах.

Кроме того, компания ВМС представила свою версию взрывостойкой бронемашины под обозначением Kirpi c однотипной колесной формулой, которая позволяет экипажу осуществлять поиск взрывных устройств на маршруте движения и разминирование при помощи специального манипулятора AKI от компании Aselsan. Данное устройство представляет собой телескопический (выдвижение на 8 метров) многофункциональный прибор, который позволяет производить осмотр взрывных устройств, вскрытие упаковок подозрительных предметов и разрыв электрических/электронных цепей взрывателей/детонаторов. Максимальная грузоподъемность манипулятора составляет 200 кг.

Следует отметить, что компания изготовитель предлагает устанавливать на БМ Kirpi установку лазерного ослепления MLADS, которая предназначена  для  нейтрализации оптических систем наведения ПТУР вероятного противника в заданном секторе (-90 +90 градусов по углу места и -35+35 по вертикали). Благодаря большой вместительности бронекорпуса машина может быть использована для эвакуации раненных – предусмотрено размещение двух раненых на носилках и места для двух санитарных инструкторов. По данным китайских источников, с 2009 г. ВС Турции уже приобрели 468 подобных БМ, в 2014 г. 48 Kirpi было поставлено ВС Туниса и ожидается, что ВС Пакистана также примут данную БМ на вооружение.

Внимание китайских наблюдателей также было обращено и на новинки небольших оборонных производителей Турции. Так, китайские специалисты в своих публикациях отметили  компанию Nurol Makina, конструкторы которой разработали легкую тактическую боевую машину под обозначением NMS. Представляется возможным указать следующие характеристики указанной БМ.

– длина: 4,9 м;

– ширина: 2,4 м;

– высота: 2,1 м;

– снаряженная масса: 10 тонн;

– экипаж: 2 в/с;

– десант: 7 в/с;

– силовая установка: турбодизель мощностью 300 л.с.

– максимальная скорость 140 км/ч;

– запас хода: 700 км;

Высокие скоростные показатели обусловлены установкой автоматической трансмиссии, а движение по бездорожью обеспечивает независимая подвеска.  БМ NMS способна преодолевать вертикальное препятствие высотой не более 55 см, ров шириной 90 см и водную преграду глубинно 90 см без специальной подготовки.

Вооружение бронемашины может быть представлено пулеметам калибром от 7,62 до 12,7 мм. Известно, что турецкие конструкторы предусмотрели возможность изготовления бронированного кузова типа «пикап», а также прорабатывают возможность размещения оптико-электронной системы наведения и двух счетверенных пусковых установок ПТУР на БМ NMS.

Представляется возможным сделать промежуточный вывод о том, что большинство существующих турецких предприятий ОПК активно реализуют научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию легких (весом до 10 тонн)  и средних (весом до 16 тонн) бронемашин с разными колесными формулами (4х4, 6х6), предназначенных для выполнения широчайшего спектра боевых задач, что особенно актуально для ВС Турции.

 

Неудачи ОПК Турецкой Республики

Как известно ведущие предприятия оборонно-промышленного комплекса Турецкой Республики (ТР) в составе компаний Aselsan, Roketsan», «Otokar, FNSS и ВМС на протяжении девяти лет активно сотрудничают с южнокорейской Hyundai Rotem в создании основного боевого танка (ОБТ) под обозначением «Алтай».

По сообщения китайских источников, в сентябре 2017 г. турецкие специалисты получили из Республики Корея несколько неутешительных новостей. Корейские специалисты не смогли обеспечить надежность нового V-образного 12-ти цилиндрового двигателя с турбонаддувом мощностью 1500 л.с., который был скопирован с МТ893 (пр-ва немецкой компании MTU).

Кроме того, корейские конструкторы и инженеры не могут наладить работу автоматической коробки переключения передач. Следует отметить, что турецкие разработчики оказались в очень сложной ситуации и по этому вопросу поскольку франко-немецкая компания Renk отказалась поставлять свою АКПП HSWL 354.

Как отмечают китайские обозреватели, турецкие оружейники предприняли ряд попыток установить партнерские отношения с украинскими производителями дизельных двигателей, однако все их усилия оказались безуспешными по причине того, что наиболее грамотные украинские разработчики турбодизельных  двигателей, уже переехали на работу в КНР или выполняют заказ пакистанских военных.

Китайские специалисты отмечают, что турецкие и украинские двигателестроители могут попытаться создать двигатель мощностью 1800 л.с., однако до сих пор ни в одной стране, которая обладает полноценным танкостроительным комплексом такого двигателя не разработано. Следует отметить, что самый мощный серийный танковый дизельный двигатель российского производства обладает мощностью 1130 л.с., а китайский всего лишь 870 л.с.

Известно, что китайские предприятия выпускают двигатели повышенной до 1200 л.с. мощности (малыми сериями), предназначенные для танков, участвующих в «Танковом биатлоне». Появление подобных силовых установок в КНР стало возможным после того, как китайские специалисты смогли разработать новые тугоплавкие сплавы, позволяющие повысить давление надувного воздуха и увеличить подачу топлива. Основной минус таких форсированных двигателей китайского производства – малый ресурс.

С учетом вышесказанного, представляется возможным согласиться с оценками китайских аналитиков и обозревателей, что не всегда совместные проекты предприятий ОПК разных стран могут быть доведены до логического завершения. Очевидно, что турецкие оружейники в полной мере ощущают на себе результаты внешней политики президента страны Реджепа  Тайипа Эрдогана, который на протяжении последних двух лет сознательно движется к политической и экономической конфронтации с ключевыми странами-членами НАТО.

62.84MB | MySQL:102 | 0,653sec