Перспективы агарного сектора Иордании в контексте сирийского кризиса

Сокращающийся в объемах на протяжении нескольких десятилетий аграрный сектор иорданской экономики получил благодаря сирийскому кризису неожиданный импульс для нового развития. Совпадение это, либо закономерность, попробуем выяснить на конкретных примерах.

С 1950-70-х гг. наблюдалось стремительное снижение роли сельского хозяйства: его вклад в национальный ВВП упал с 40% в 1950 году до 20% в 1974 году и, наконец, до 3% в 2011 г. С 2013 года тенденция немного меняется: в 2014-16 гг. доля агарного сектора в ВВП страны вновь выросла до 4.2%. На сегодня в нем трудятся 7.7% трудоспособного населения и производится 17% национального экспорта.

Главными сдерживающими факторами развития агарного производства в Иордании следует считать естественные: ограниченные земельные ресурсы (посевными считаются 5-6% земель, что составляет 260 000 гектаров), воздействие климатических изменений, дефицит водных ресурсов (60% которых расходуется на ирригацию). Более развито животноводство, составляющее 2/3 всего сельскохозяйственного вклада в ВВП.

В результате, Иордания является нетто-импортером продовольствия, имея дефицитный торговый баланс в целом  и по аграрной продукции в частности. Так, в 2012-13 гг.  этот дефицит составил 12,8 млрд долл. , в том числе 2.3 млрд долл. по аграрной продукции. Если по некоторым видам продукции (овощи и фрукты, и частично курятина) Иордании даже удалось достичь самообеспеченности, то по зерновым, например, сохраняется очень высокая зависимость от импорта (97% всех потребностей). Так, в 2017-18 гг. правительство  рассчитывает закупить на внешних рынках 900 000 тонн зерна, преимущественно из Румынии, России и Украины. При этом несмотря на прирост населения вследствие наплыва сирийских беженцев, иорданским властям удаётся удерживать объём импортных закупок пшеницы на прежнем уровне, компенсируя при необходимости за счет использования стратегических резервов зерна, которые имеются и рассчитаны на бесперебойное обеспечение нужд всего населения (включая беженцев) на 10 месяцев. Интересно, что импорт основных видов зерновых в 2016-17 гг. по сравнению с периодом до сирийского кризиса (2012) даже несколько снизился. В среднем на 15%, а по главным культурам — ячменю и пшенице — на 20%. Парадоксально, но приток сирийских беженцев, основная масса которых прибыла в Иорданию с января по апрель 2013 года, фактически заставил правительство рационализировать потребление зерновых и иной продовольственной номенклатуры, оптимизировать резервы и в итоге снизить импортные потребности.

Примечательно, что с притоком сирийских беженцев по многим объективным показателям развития аграрного сектора фиксируется положительная тенденция. Здесь видится стечение сразу нескольких факторов: политическая воля руководства страны укрепить  продовольственную безопасность, инновационный подход, направленный на более эффективное использование водных ресурсов, приток квалифицированных трудовых мигрантов из сельских районов Сирии. Кроме того, являясь важной экспортной статьей (17% национального экспорта), сельское хозяйство служит чуть ли не единственным источником поступления твёрдой валюты в страну. Рассмотрим эти обстоятельства более подробно.

Новая национальная Стратегия роста на 2018-2022 гг. придаёт огромное значение сельскому хозяйству и ставит амбициозную задачу его роста в среднем на 10% в год. Сделать это непросто в силу географических и климатических ограничений. В то же время, активное внедрение современных технологий, влияющих на рост эффективности, в том числе энергоэффектвности, пока не принёс ожидаемых результатов: здесь есть окно возможностей для расширения производства и предпринимаются конкретные шаги на этом направлении. В частности, профинансированный недавно  Евросоюзом и Норвегией инновационный проект по опреснению морской воды уже приносит первые результаты. Проект стоимостью 4 млн долл. предполагает опреснение вод Красного моря в иорданском портовом городе Акаба за счет использования солнечной энергии, и её использование в ирригационных целях на сельскохозяйственные нужды. Пилотная фаза уже запущена: мощности, обхватывающие 3 гектара, производят сегодня 10 000 литров пресной воды в день, что позволит производить дополнительно 130 тонн овощей в год. В перспективе планируется расширить мощности проекта до 200 гектаров, то есть в 70 раз.

Также приток новой квалифицированной рабочей силы из Сирии, преимущественно из сельских регионов, может активизировать развитие фермерских хозяйств и диверсификацию их производства. В частности, в сентябре 2017 года правительство, в целях освоения новых земельных площадей под культивацию, приняло решение возобновить выдачу разрешений на работу трудовым мигрантам, приостановленную в 2016 году из-за угрозы проникновения террористов «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) из Сирии и особенно Ирака.

Также существует незадействованный пока потенциал развития рыбного хозяйства. Речь идёт о создании малых рыболовных ферм по искусственному выращиванию рыб в водоёмах. Сегодня, имеется лишь 30 таких хозяйств по всей стране, а общее производство составляет не более 1000 тонн. В то же время национальный импорт рыбы и аквакультуры достигает 112 млн тонн. Здесь есть, над чем работать.

Еще более перспективной представляется пищевая промышленность, доля которой в промышленном секторе составляла 15% в 2011 году, а доля занятых в этой сфере — 20%. По мере роста численности населения Иордании за счет беженцев — это дополнительно 20% к местному населению — возникает новый внутренний спрос на продукцию пищевой промышленности, стимулируя её рост и создание дополнительных рабочих мест.

Еще один косвенный фактор, благоприятствующий прогрессу в аграрной сфере — появление новых конкурентных преимуществ для иорданской экспортной продукции на рынках, которые ранее прочно занимали сирийские компании.

По сути, сельское хозяйство  и пищевая промышленность Иордании получаются на сегодня единственной отраслью, которая де-факто выигрывают от сирийского конфликта. Нагрузка на другие сферы иорданской экономики, прежде всего социальные службы, образование и здравоохранение, в силу наплыва беженцев, колоссальная, требующая дополнительных финансовых ресурсов и международного содействия.

52.22MB | MySQL:103 | 0,460sec