Размышления по итогам 5-го заседания мониторингового комитета при ОПЕК. Часть 3

В американской печати отмечено, что Организация стран – экспортеров нефти (ОПЕК) пытается воздействовать на Ливию и Нигерию, поскольку рост добычи «черного золота» в этих африканских странах может свести на нет усилия картеля по сокращению предложения нефти и укреплению нефтяных котировок. С момента согласования Декларации о сотрудничестве (соглашения в формате ОПЕК+) Ливия и Нигерия смогли договориться с повстанцами, что позволило частично возобновить добычу.

По данным Международного энергетического агентства (МЭА), с октября 2016 года производство нефти в Ливии и Нигерии выросло приблизительно на 550 тыс. баррелей в сутки.

Напомним, уровни производства в октябре прошлого года являются базовыми. Именно от них отталкивались государства, подписавшие соглашение о снижении нефтедобычи в формате ОПЕК+, при согласовании уровней сокращения в рамках сделки.

Таким образом, рост производства сырья в Ливии и Нигерии почти наполовину нивелировал снижение нефтедобычи, произведенное другими членами ОПЕК, несмотря на то, что оно превысило оговоренные ранее объемы и составило более 1,2 млн баррелей в сутки.

Президент трейдерской Vitol Group И.Тейлор справедливо заметил, что два африканских государства смогли так сильно нарастить добычу, что в сочетании с активным ростом производства нефти в Соединенных Штатах они способствуют сохранению избытка мирового предложения и тянут нефтяные цены вниз.

Между тем в кулуарах недавнего заседания совместного министерского мониторингового комитета генеральный секретарь ОПЕК М.Баркиндо сообщил, что продуктивность нефтяных скважин, где добывается сланцевая нефть, становится меньше и нефтедобыча на них падает.

Любопытно, что появились признаки преждевременного истощения нефтяных запасов в бассейне Permian – одной из наиболее продуктивных сланцевых формаций США. Компания Pioneer Natural Resources сообщила, что некоторые ее скважины, пробуренные в бассейне Permian, достигнут этапа деградации быстрее, чем ожидалось.

Правда, добыча «черного золота» на американских месторождениях могла бы расти активнее, но у производителей сланцевого сырья есть один секрет. Количество незавершенных скважин (drilled but uncompleted wells, DUC) увеличилось. Эти пробуренные, но не обустроенные для добычи скважины нефтедобывающие предприятия множат совершенно сознательно. Высокий резерв DUC может позволить американским компаниям быстро и масштабно наращивать добычу при росте цен на нефть вне зависимости от темпов буровой активности. При этом количество DUC также может быть индикатором, свидетельствующим, что увеличение буровой активности необязательно приведет к росту производства нефти.

По мнению И.Тейлора, в этом году маловероятен сценарий, при котором цены на нефть достигнут 60 долларов за баррель.

Возвращаясь к Ливии и Нигерии, стоит подчеркнуть, что ОПЕК не обладает законодательным механизмом, который может заставить эти страны сократить добычу. Корректировки объемов производства – дело добровольное.

Как подсчитало МЭА, в августе с.г. производство ливийской нефти снизилось на 140 тыс. баррелей в сутки, что связано с блокировкой работы месторождений вооруженными группировками. В результате средняя добыча в государстве опустилась до 870 тыс. баррелей в сутки.

До 2011 года ливийские предприятия добывали в среднем около 1,6 млн баррелей «черного золота» в сутки. В результате начавшихся в стране боевых действий суммарная добыча упала приблизительно до 200 тыс. баррелей в сутки.

Как отметил министр энергетики России А.В.Новак, в рамках 5-го заседания совместного министерского мониторингового комитета представители Ливии и Нигерии заявили, что сейчас ситуация с производством сырья в этих странах остается волатильной, но после выхода на определенные уровни нефтедобычи, оба государства готовы заморозить рост или, может быть, даже сократить производство на 2–3%.

По итогам заседания мониторингового комитета министр нефти Кувейта Э.аль-Марзук сообщил, что участники мероприятия не обсуждали уровень производства ливийского «черного золота», поскольку страна далека до восстановления добычи сырья.

В августе с.г. появилась информация, что в Ливии остановлена добыча сначала на крупнейшем месторождении Sharara (ежесуточное производство – около 280 тыс. баррелей), а затем еще на двух месторождениях. Это произошло из-за того, что вооруженные группировки, выступающие против правительства в Триполи, перекрыли нефтепроводы, идущие от нефтепромыслов к экспортным портам. В частности, сообщалось о прекращении производства на месторождении El Feel. Государственная нефтяная компания National Oil Corporation объявила форс-мажор. Ежесуточный объем производства на месторождении El Feel, оператором которого является крупный итальянский концерн Eni, составляет порядка 90 тыс. баррелей[i].

Как представляется, в обозримой перспективе уровень добычи ливийского сырья будет оставаться крайне нестабильным, поэтому государство вряд ли начнет сокращать производство «черного золота» в рамках реализации Декларации о сотрудничестве.

[i]El Wardany S., Mohareb H. Libya’s Oil Disruptions Widen as Two More Fields Halt Output // Bloomberg, 27.08.2017 c обновлениями 28.08.2017. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2017-08-27/libya-s-oil-disruptions-widen-as-two-more-fields-halt-output

53.12MB | MySQL:103 | 0,442sec