Израиль и референдум в Иракском Курдистане

25 сентября в Иракском Курдистане состоялся референдум, по итогам которого подавляющее большинство пришедших на голосование поддержали идею независимости. Событие, ранее получившее одобрительную оценку в Израиле, спровоцировало различные предположения относительно того, какова действительная роль государства в попытках обретения суверенитета иракскими курдами, а также каким образом его последствия повлияют на внешнеполитическое положение страны.

Официальная позиция Израиля

Ответ государства после проведения референдума оказался  противоположным тому, что было высказано на этапе подготовки к голосованию. Министерство иностранных дел и канцелярия премьер-министра Израиля не разместили и не разослали каких-либо официальных комментариев по вопросу, также они отказались от бесед с представителями СМИ. Последний факт заинтересовал местную прессу. Мало того, в среде журналистов распространилась точка зрения, утверждающая, что реакция стала следствием личного распоряжения премьер-министра Биньямина Нетаньяху.

Подтверждением этой версии стало анонимное заявление одного из членов кабинета министров, по словам которого официальные выступления по теме были запрещены по причине того, что вопрос слишком щекотливый. Вместе с тем политик не пояснил, что именно подразумевает. В связи с этим интересно, что за несколько дней до референдума иорданская газета Jordan Times написала, что Израиль в своей борьбе с Ираном не боится поддержать суверенитет курдов, даже рискуя создать прецедент для разрешения палестинской проблемы. Отказ от комментариев после событий понедельника может свидетельствовать об обратном. Хотя последние публикации израильского Института национальной безопасности говорят о том, что страна больше опасается усиления Турции и ее союзнических отношений с Ираном.

Реакция региона

Наиболее очевидной можно считать позицию по вопросам референдума тех государств, с чьим присутствием в регионе Израиль ежедневно сталкивается. Наиболее чувствительной проблема независимости иракских курдов оказалась для Турции. На следующий день после референдума президент Реджеп Тайип Эрдоган ответил Израилю, что будет вынужден пересмотреть отношения со страной и будущее согласованных проектов, если Израиль не изменит свой подход. Ведущие информационные агентства процитировали следующие слова турецкого лидера: «мы не можем совершать совместные шаги с теми, кто не видит Турцию опорным игроком в регионе». Любопытно, что в англоязычной версии фразы, появившейся в СМИ, используется слово playmaker, заимствованное из футбольной терминологии. Оно означает не просто участника команды, а связующее звено между защитой и нападением, начинающее игровые комбинации.

Мало того, Р.Т.Эрдоган продемонстрировал свою позицию курдам, сказав, что референдум и поддержка Израиля им не поможет. Здесь можно вновь процитировать президента Турции, который отметил: «мир не на стороне Израиля. Вы должны знать, что поднятие израильских флагов вас не спасет». Но жесткая и устрашающая линия, избранная лидером Турции не принесла ему сигналов подчинения с израильской стороны. Поспорить с Р.Т.Эрдоганом решил глава партии «Еш Атид» Яир Лапид. Он написал в «Твиттере», что эта угроза ничего не значит. По словам депутата: «отношения (между Израилем и Турцией – авт.) в любом случае пусты, и мы не исполняем никаких поручений от них». В том же ключе посредством того же канала свое одобрение по поводу референдума выразил депутат от Ликуда Аюб Кара, посчитавший, что референдум устранит исторические просчеты соглашения Сайкса-Пико.

В тот же день начальник Генерального штаба иранской армии Мохаммад Хосейн Бакери назвал референдум в Иракском Курдистане постановкой, которая была режиссирована Израилем для подрыва региона. По его словам: «можно быть уверенными, что это результат деятельности сионистского режима на фоне коллапса ИГИЛ». Недружественными по отношению к Израилю стали и заявления со стороны Ирака. Представитель шиитского национального альянса Мувафак аль-Рубаи обвинил курдов, организовавших голосование, в расизме и попытке повторить израильский опыт государственного строительства. По его словам: «идеологи аналогичных усилий создали Государство Израиль в 1948 году».

Позиция иракских курдов

Для самих курдов по итогам референдума на первый план вышло не наличие или отсутствие открытой израильской поддержки, а то, в какой именно области она осуществляется. Командующий вооруженными силами Иракского Курдистана (пешмерга) Сирван Барзани подчеркнул, что со стороны Израиля поступает исключительно политическая поддержка, важная для курдов на этом непростом этапе. Идею получения от государства вооружений он опроверг, сообщив, что у сторон нет каналов для их транспортировки, т.к. отсутствуют совместные границы. Любопытно, что еще до референдума курды, не задумываясь об этом, позаботились об ответе на упреки президента Турции. Появился он сам собой из старого выражения, гласящего, что у курдов «нет друзей, есть только горы», адаптированного СМИ для характеристики отношений с Израилем.

По итогам референдума и израильской реакции на него можно прогнозировать, что в ближайшее время государство на неофициальном уровне сохранит лояльность к стремлениям курдов к суверенитету. Вместе с тем позиция США в сочетании с региональной динамикой заставляют не делать более явных шагов на этом направлении, хотя потенциальная возможность для этого присутствует.

52.22MB | MySQL:103 | 0,560sec