Ливан: сирийские беженцы как долгосрочный фактор социально-экономического развития

Ливан по праву считается одной из наиболее пострадавших сторон в результате начавшейся в 2011 году масштабной миграции сирийских беженцев. Сегодня около 1.5 млн сирийцев, включая 1 млн официально зарегистрированных беженцев по линии ООН, проживают в этой небольшой стране, составляя 25% всего населения. 54% переселившихся сирийцев — дети.

Этот фактор является определяющим в динамике социально-экономического развития Ливана, накладывая беспрецедентную нагрузку на экономику, социальную инфраструктуру и различные государственные службы. По оценкам Всемирного банка, с 2012 по 2017 г. общие потери экономики Ливана составили 13.1 млрд долларов, включая 5.6 млрд долларов лишь в течение 2015 года.

Самая насущная и срочная проблема — угроза продовольственной безопасности. По состоянию на конец 2016 года, судя по экспертным оценкам Всемирной продовольственной программы ООН,

49% всего населения высказали обеспокоенность недостаточным доступом к продовольствию, а 31% был вынужден в течение года ограничивать потребление здоровой и питательной пищи.

Ситуация в продовольственной сфере усугубляется отсутствием устойчивого аграрного производства: 80% продовольствия Ливан вынужден импортировать из других стран. Одновременно, ливанский продовольственный экспорт, состоящий преимущественно из фруктов и картофеля, притормозили военные конфликты в Сирии и Ираке, через территории которых проходил главный торговый маршрут из Ливана в страны Залива. В частности, с закрытием в 2015 году последнего доступного пограничного перехода между Сирией и Иорданией, ливанские экспортёры были вынуждены переориентироваться на более дорогие морские поставки в обход, что привело к росту транспортных расходов и потере рынков. Также, неблагоприятный прогноз в текущем году на внутреннее производство зерновых — на 6% ниже прошлого года и среднего пятилетнего уровня. Таким образом, за счет внутреннего производства в 2017 году будет обеспечено лишь 17% потребностей в зерновых, остальное — около 1.6 млн тонн — придётся импортировать.

Очевидно, возросшие импортные потребности в продовольствии — прямое последствие миграционного кризиса и прироста населения.

Другим негативным последствием сирийского кризиса стало обнищание самих ливанцев. По оценкам нового Плана кризисного реагирования для Ливана на 2017-2020 гг., 3.3 млн человек из 5.8 млн проживающих в стране нуждаются в гуманитарном содействии, включая 1.5 млн сирийских беженцев, 1.5 млн ливанцев и 300 000 палестинских мигрантов. При этом, уровень безработицы составляет сегодня более 20%. За чертой бедности проживают сегодня тоже порядка 20% ливанцев, из которых половина — дети школьного возраста от 5 до 17 лет.

С 2012 года Ливану оказывается масштабная донорская помощь, адресованная беженцам. Общие потребности ООН для реализации программы поддержки Ливана в 2017 году составляют 2.75 млрд долларов. Распределение ресурсов по компонентам программы наглядно демонстрирует потребности Ливана и главные пробелы. Приоритетные сферы: продовольственная безопасность (507 млн долл); образование (372 млн долл.); здравоохранение (308 млн долл.). Далее следует обеспечение водой, социальная стабильность, палатки, энергетические потребности.

Тревожным симптомом является рост социальной напряжённости и насилия в среде сирийских беженцев. По данным ооновских докладов, в 2017 году отмечается рост насилия, особенно среди детей и женщин. Участились случаи ранних насильственных браков и незаконного использования детского труда. Новой тенденцией последнего времени стали похищения детей и насилие с применением оружия. Ясно, что все происходящее — результат бедственного экономического положения сирийцев, 93% которых не имеют адекватного экономического доступа к продовольствию, а 30% проживают во временных поселениях и палатках. Интересные данные приводит британская неправительственная организация Welfare Association: 58% семей сирийских беженцев, живущих в палатках, размещены в одной комнате, 82% беженцев зависят от продовольственной помощи, 73% не имеют достаточной еды, чтобы прокормить всех членов семьи.

С учётом двойного пресса на ливанскую экономику, за последние 6 лет страна демонстрирует негативную динамику экономического развития.  Рост ВВП в 2015-16 гг составил не более 1.3-1.8%, число бедных за этот период увеличилось на 200 000 человек, число безработных — на 350 000. С учётом чувствительной политической ситуации в Ливане, сложной палитрой этнических переплетений, а также прямой вовлечённости Ливана по линии «Хизаллы» в сирийский вооружённый конфликт, такого рода экономические сбои могут спровоцировать социальный взрыв.

В этом контексте политика ливанских властей относительно беженцев достаточно объяснима: их здесь относят к категории «временно перемещённых», а не «беженцев» или «мигрантов», сознательно отказываясь от строительства лагерей для длительного или постоянного размещения. Более того, несмотря на благожелательность и гостеприимство в приеме сирийских беженцев, с 2015 года взят курс на постепенное сокращение их численности, делается ставка на решение проблемы в краткосрочной либо среднесрочной перспективе. 20 сентября ливанский парламент принял специальный закон, который запрещает «постоянное расселение» беженцев в Ливане. Спикер парламента Н.Берри подчеркнул, комментируя новый закон, что принцип «постоянного расселения» беженцев противоречит Конституции, согласно которой «ливанская земля принадлежит исключительно ливанцам». При этом правительство весьма дозировано выдаёт трудовые разрешения на пребывание сирийцев, преимущественно тем, кто уже длительное время находится в Ливане, либо имеет здесь тесные родственные связи.

Думается, проблема сирийских беженцев в Ливане будет долгоиграющим фактором, во многом влияющим на внутреннее социально-экономическое развитие на ближайшие годы. Чтобы минимизировать риски, нужны инновационные стратегии, позволяющие трансформировать гуманитарную помощь сирийцам в реальные инвестиции в ливанскую экономику. Сделать это можно за счет внедрения в качестве инструментов помощи денежных переводов, продовольственных и иных ваучеров, которые затем будут возвращаться во внутренний оборот. Также необходимо грамотно балансировать помощь сирийцам и проекты развития, нацеленные на беднейшие и уязвимые слои коренного населения.

52.29MB | MySQL:103 | 0,939sec