Размышления по итогам 5-го заседания мониторингового комитета при ОПЕК. Часть 4

В сентябре с.г. появилась информация, что власти Ливии снова открыли трубопровод, который соединяет месторождение Sharara с терминалом на нефтеперерабатывающем заводе в городе Эз-Завия, возобновив подачу нефти.

Напомним, что с ноября 2014 года по декабрь 2016 года этот трубопровод был незаконно перекрыт группировкой «Стража нефтяных объектов». Однако и после того, как трубопровод начал вновь функционировать, работы на месторождении многократно останавливались в основном из-за вооруженных беспорядков, протестов, эвакуации работников и прочих проблем, которых сегодня в Ливии предостаточно.

По информации знакомого с ситуацией источника, на которого сослалось агентство Bloomberg, в начале текущего месяца работа на крупнейшем ливийском месторождении восстановилась после того, как было достигнуто окончательное соглашение с группировкой, которая блокировала трубопровод[i].

Схема боевиками применяется стандартная: перекрывается трубопровод, по которому нефть идет с месторождения на нефтеперерабатывающий завод в портовый город Эз-Завия. Как только это происходит, Ливия сразу заметно сокращает нефтедобычу. Некоторое время назад снижение производства «черного золота» составило 200 тыс. баррелей в сутки из суммарных 700 тыс. баррелей в сутки, которые в среднем добывали в стране. Потом власти на какое-то время убеждают боевиков снять блокаду, поделившись с ними прибылью от продажи нефти, но через какое-то время хорошо отработанный группировками сценарий повторяется вновь.

Судя по всему, нестабильный уровень производства сырья в Ливии позволяет участникам соглашения в формате ОПЕК+ не паниковать и не пытаться всеми силами втянуть африканское государство в число стран, сокращающих нефтедобычу. По итогам 5-го заседания совместного министерского мониторингового комитета министр нефти Кувейта Э.аль-Марзук сообщил, что комитет сейчас не видит необходимости корректировать Декларацию о сотрудничестве (соглашение в формате ОПЕК+), увеличивая сокращение добычи.

Как ранее заметил иракский министр нефти Д.Луэйби, Ирак и некоторые другие нефтедобывающие страны считают, что в рамках соглашения в формате ОПЕК+ необходимо сократить производство «черного золота» на больший объем. Автор сразу скептически отреагировал на это заявление. Почему?

Некоторые участники сделки (их называют «безбилетниками»[ii]) до сих пор не полностью выполняют добровольно взятые на себя обязательства, предпочитая «выезжать» за счет перевыполнения плана другими странами. В этой связи добросовестные подписанты соглашения вряд ли захотят собственноручно вешать себе на шею дополнительный хомут. Более того, нефтеэкспортирующие государства, не являющиеся сторонами соглашения, умело пользуются стараниями государств-подписантов, увеличивая производство и экспорт сырья без каких-либо ограничений. По прогнозу Управления энергетической информации США (Energy Information Administration), в ближайшей перспективе американские компании, добывающие сланцевую нефть, продолжат наращивать ее производство. Как ожидается, в октябре с.г. нефтедобыча на всех сланцевых бассейнах увеличится на 79 тыс. баррелей в сутки до 6,083 млн баррелей в сутки.

Любопытно, что, по сообщению Э.аль-Марзука, министерский мониторинговый комитет будет отслеживать данные по экспорту нефти стран – участниц соглашения в формате ОПЕК+ в качестве дополнительного механизма к мониторингу данных о нефтедобыче. «Венское соглашение было заключено для снижения уровня нефтедобычи. Это то, что мы отслеживаем каждый месяц. И то, что стремятся соблюдать участники сделки. Однако чтобы эти данные были более полными, мы предложили использовать статистику по экспорту как дополнительный механизм, но не как полную замену мониторингу данных по добыче», – подчеркнул кувейтский министр в ходе пресс-конференции по итогам заседания министерского комитета.

Стоит заметить, что накануне заседания министр энергетики России А.В.Новак заявил, что в ходе мероприятия будет обсуждаться механизм мониторинга экспорта в рамках соглашения в формате ОПЕК+.

Таким образом, участники недавней встречи поддержали выдвинутое на предыдущем заседании комитета предложение министра энергетики, промышленности и минеральных ресурсов Саудовской Аравии Х.аль-Фалиха. В июле с.г. он подчеркнул, что отслеживание уровня нефтяного экспорта нужно включать в механизм работы совместного технического комитета, который будет передавать свои выводы министерскому мониторинговому комитету. Это необходимо, чтобы сделать возможным диалог со странами, которые предоставляют противоречивые статистические сведения об объемах добычи, переработки и запасов «черного золота».

А.В.Новак тогда заявил, что Россия не против учета техническим комитетом экспорта сырья при проведении мониторинга выполнения соглашения о сокращении добычи нефти, но в таком случае необходимо также  учитывать экспорт нефтепродуктов[iii].

[i]Sarrar S., Mohareb H. Libya’s Biggest Oil Field Resumes Pumping Crude // Bloomberg, 06.09.2017 c дополнениями 07.09.2017. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2017-09-06/biggest-libyan-oil-field-expected-to-reopen-wednesday-after-deal

[ii]См. подробнее: Касаев Э.О. «Безбилетники» нефтяного картеля // Стратегия России. 2017. № 9. С. 77–82.

[iii]Состоялось 4-е заседание Министерского комитета по мониторингу исполнения соглашения о сокращении добычи нефти стран ОПЕК и не-ОПЕК // Официальный сайт Министерства энергетики России, 24.07.2017. URL: https://minenergo.gov.ru/node/8797

52.39MB | MySQL:103 | 0,690sec