О реакции США на итоги референдума о независимости Иракского Курдистана

Соединенные Штаты не признают состоявшийся 25 сентября референдум о независимости в Иракском Курдистане и его результаты, а также опасаются потенциальных негативных последствий плебисцита. Об этом говорится заявлении госсекретаря США Рекса Тиллерсона, распространенном в пятницу пресс-службой Госдепартамента. «Соединенные Штаты не признают односторонний референдум, проведенный региональным правительством Иракского Курдистана в понедельник. Голосование и его итоги нелегитимны, и мы продолжаем поддерживать единый, федеративный, демократический и процветающий Ирак», — заявил руководитель американского внешнеполитического ведомства. «Мы по-прежнему обеспокоены потенциальными негативными последствиями этого одностороннего шага. В преддверии плебисцита мы вели переговоры и с правительством Иракского Курдистана, и с центральным правительством в Багдаде с тем, чтобы добиться более продуктивной схемы работы, а также стабильности и процветания для народа региона Курдистана. Эти стремления не могут быть продолжены посредством таких односторонних шагов, как проведение референдума», — убежден Р.Тиллерсон. Он также призвал центральное правительство Ирака и власти курдской автономии «воздержаться от взаимных упреков и угроз». «Мы призываем власти Иракского Курдистана уважать роль центрального правительства, определенную конституцией, и мы призываем центральное правительство отказаться от угроз и даже упоминаний возможного применения силы. <…> Борьба с [запрещенной в РФ террористической группировкой] «Исламским государством» (ИГ) не окончена, и экстремистские группировки пытаются воспользоваться нестабильностью и разногласиями. Поэтому мы призываем наших иракских партнеров продолжать концентрироваться на разгроме ИГ», — сказал госсекретарь. Обратим внимание на смену риторики Госдепартамента США, вернее на более четкое акцентирование неприятия идеи референдума. И это объясняется прежде всего даже не резкой реакцией Багдада на это событие, а также поддержкой этой позицией со стороны большинства арабских стран. Напомним, что Ливия, Катар, Египет, Турция и Иран уже четко поддержали решение Багдад о приостановке авиационного сообщения с Иракским Курдистаном. Иран перестал закупать (пока временно) нефтепродукты, Турция вообще готовится полностью ограничить поставки нефти из курдской автономии, но до сих пор их не ограничила. Багдад то посылает вооруженные конвои на  границу с Иракским Курдистаном, то отменяет (или вернее — затормаживает) это решение.  Другими словами, пока мы видим демонстративные в большей степени шаги противников референдума, основной целью которых является информационный шум (чем больше резких и решительных заявлений в СМИ, тем лучше) и оказания соответствующего давления на Эрбиль, для того, чтобы заставить его соблюдать прежние правила игры и не предпринимать при этом никаких дальнейших шагов в сторону государственного обособления. Отметим, что в действиях оппонентов Эрбиля сейчас больше «белого шума», чем практических действий. Они отрабатывают необходимый после проведения референдума  набор публичных шагов и действий, которые в таких случаях полагаются. Причем в классических традициях восточного базара: много шума, мало действий. Даже прекращение авиационного сообщения является очень условным, поскольку из-под его действия выведены рейсы военного, гуманитарного и военного назначения.  И в это очень характерно, поскольку сделано прежде всего в угоду Вашингтона, поскольку именно через Эрбиль идет основной логистический маршрут поставок вооружения сирийским курдам. В Эрбиль оружие перебрасывается воздушным путем, а затем на грузовиках переправляется в Сирию. Кстати, через Эрбиль снабжается и иракская армия под Мосулом: в данном случае логистическое плечо просто гораздо короче, чем через Багдад. И это единственный на сегодня путь поставок вооружений лояльным американцами силам на севере Сирии, поскольку делать это через Турцию в силу понятных причин просто невозможно. И в данном случае скорректированное  заявление Госдепартамента США в отношении референдума надо расценивать прежде всего как отработку своей части договоренности с Багдадом о  том, что все его логистические маршруты в области материально-технического сотрудничества с сирийским курдами будут действовать в прежнем режиме в обмен на четко артикулированную позицию в отношении неприятия итогов референдума. При этом американцы также четко осознают, что без поддержки иракской армии ни о каком внятном присутствии в суннитском треугольнике Ирака говорить не приходится.  И Пентагон, и ЦРУ США, которые имеют наработанные связи с кланом Барзани, в этой связи жестко корректируют позицию Белого дома в этом направлении и соответственно — публичные заявления его официальных представителей.  Вашингтон безусловно и далее будет поддерживать более чем дружественные отношения с Эрбилем, и при этом уверенно гасить все попытки Багдада или Анкары осуществить какие-либо силовые шаги в отношении Иракского Курдистана. Такой вариант ставит под вопрос уровень присутствия американцев в Сирии, а это вопрос ключевого пункта всей «борьбы» американцев с ИГ. В основе такой борьбы лежит тезис глобального противостояния и сдерживания Москвы, и в очень малой степени —  сама борьба с ИГ, которое используется просто как предлог для американского присутствия в Сирии. В этой ситуации для Вашингтона абсолютно неприемлема любая вспышка вооруженного противостояния между Багдадом, Анкарой и Эрбилем. И США сделают все возможное, чтобы этого не допустить. Про Эрбиль  данном случае говорить вообще излишне — клан Барзани полностью управляем. Достаточно сказать, что все шаги по перемещению отрядов пешмерги четко согласовывается курдским руководством с Вашингтоном, а попытки перебросить эти отряды   в начале лета  на север Сирии в связи с просьбой Анкары натолкнулись на жесткое блокирование со стороны Вашингтона. Что же касается Багдада или Анкары, то последующие события продемонстрируют нам со всей очевидностью, насколько степень влияния Вашингтона на их решения является определяющей. Рискнем предположить, что ее вполне хватит для того, чтобы удержать противоборствующие стороны от силового варианта выяснения отношений.

52.2MB | MySQL:103 | 0,970sec