Обзор продовольственной ситуации в Афганистане: сентябрь 2017 г.

Зависимость Афганистана от внешних поставок продовольствия продолжает сохраняться на высоком уровне. По состоянию на сентябрь 2017 года, Афганистан отнесён Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединённых Наций (ФАО) к списку 37 стран, которые нуждаются в международном продовольственном содействии.

Основные факторы такого положения: продолжающийся конфликт и переселение населения. На сегодня, 9.7 млн афганцев (34% населения) нуждаются в продовольственном обеспечении, а 1.6 млн человек (6% населения) в нем нуждаются остро.

С января по сентябрь 2017 года продовольственная ситуация в стране продолжала ухудшаться. В частности, за этот период в страну вернулись обратно 84 000 афганских беженцев из Пакистана и 230 000 из Ирана. Ранее, в 2016 году из соседних в стран вернулось обратно еще 770000 незарегистрированных афганцев. Также, в течение всего прошлого года порядка 630000 афганцев в результате конфликта стали внутренне перемещёнными лицами, в основном в труднодоступных для оказания помощи районах.

Основные тенденции в сфере аграрного производства и развития продовольственных рынков на 2017-2018 гг. не позволяют рассчитывать на кардинальное улучшение ситуации. Более того, есть причины для беспокойства, которые сигнализируют о том, что ситуация в области продовольственной безопасности продолжит ухудшаться.

В частности, объем внутреннего производства пшеницы в 2017 году прогнозируется на уровне 4.28 млн тонн, что на 16% ниже среднего показателя за 5 лет. Причины — продолжающаяся засуха и задержка сезонных дождей — что оказывает негативное воздействие на урожай в северных и северо-восточных регионах Афганистана. Оказываемая государством и агентствами ООН помощь в форме раздачи фермерским хозяйствам семян и удобрений явно недостаточно. В посевом сезоне на 2017-2018 гг Министерством сельского хозяйства, ирригации и животноводства планируется раздать 10000 тонн семян для 200 000 фермерских хозяйств, что позволит засеять пшеницей лишь 70 000 гектаров из 2.3 млн гектаров обычно используемых для пшеницы посевных площадей.

Симптоматичным на этом фоне является переориентирование фермеров на производства опия:  в 2016 году оно выросло на 10% по сравнению с предыдущим годом и составило 4 800 тонн. Это все же меньше рекордного урожая 2014 года (6 400 тонн), но достаточно серьёзный сигнал. Рост производства опия пришёлся в основном на проблемные регионы с точки зрения безопасности, такие как Северный регион и провинция Бадгис.

Одновременно, на фоне снижения внутреннего производства, ожидается рост импорта пшеницы и других зерновых . В 2017-2018году страна планирует закупить на внешних рынках 3 млн тонн зерновых, что на 25% выше среднего показателя за последние 5 лет. Кроме того, Афганистан вынужден импортировать в больших объёмах пшеничную муку, что обусловлено отсутствием в стране собственных эффективных перерабатывающих мощностей и возможностей её обогащения витаминами и микронутриентами. Основные поставщики пшеничной муки — Казахстан и Пакистан.

Неблагоприятная экономическая конъюнктура на сегодня является главным фактором экономического риска для продовольственной безопасности Афганистана. Она складывается, разумеется, под воздействием внутриполитического конфликта и обусловлена отсутствием устойчивых источников для роста ВВП, колеблющегося в 2015-2016 между 0,8% и 1.2%. Если удастся обеспечить политическую стабильность, рост ВВП может достигнуть 2.4-3% в 2017-2018 гг, но это максимум. Разумеется, о прорывных результатах 2008-2012 гг, когда он составлял 12-20% в год, сейчас речи не идёт. Это, в свою очередь, диссонирует со значительным и устойчивым приростом населения (3% в год), что имеет долгосрочный вектор и ведёт, таким образом, к постепенному сокращению доходов на душу населения, увеличению бедности и недоедания.

Другим проявлением неблагоприятной экономической конъюнктуры следует считать динамику продовольственных цен, вернувшихся с 2015 года, после некоторого падения, к новому циклу роста. С учётом высокой импортной зависимости Афганистана, этот тренд наряду с девальвацией местной валюты толкает к росту инфляции, которая выросла с отрицательного показателя -1.5% в 2015 году до почти 5% в 2016 году и может достигнуть, исходя из прогнозов Всемирного банка, уровня 5.5% по итогам 2017 года.

Выход из создавшейся ситуации правительство искало посредством инвестирования в другие, не связанные с продовольственным сектором и, казалось более перспективные отрасли. В частности, предпринимались попытки оживить горнодобывающую промышленность, производство, усилить значимость частного сектора. Существенных результатов эти усилия не приносили, а параллельное сокращение внешней гуманитарной помощи и прежде всего донорских финансовых вливаний, ещё усиливали социальную напряжённость и уязвимость афганской экономики. При этом аграрный сектор как драйвер для экономического роста, генерирующий внутреннее производство продовольствия, оставался всегда недооценённым. При этом,  статистика демонстрирует обратное. Инвестиции в сельское хозяйство, причём в диверсифицированной форме, не только в производство пшеницы, но и, например, развитие садоводства, приносят великолепную отдачу. В 2017 году, после длительной стагнации, наконец, прогнозируется прирост ВВП на 2.2%. Главным драйвером этого роста является именно сельское хозяйство, которое увеличилось в рамках ВВП в 2016 году на 6%, и вырастет ещё больше в 2017 году. Во многом этому способствовали грамотные адресные инвестиции именно в сферу садоводства. Потенциал для дальнейшего прогресса не исчерпан: до конца 1960-х гг. Афганистан был одним из ведущих поставщиков продукции садоводства, а также сухофруктов, на мировой рынок.

Сегодня вклад аграрного сектора в ВВП составляет 40%, и он является важным фактором экономического роста и занятости.

В целом, как представляется, в силу сложности вызовов, как внутренних, так и внешних, стоящих на пути социально-экономического развития, для удержания стабильности необходима многовекторная продовольственная политика. Такая политика должна сочетать эффективные меры стимулирования внутреннего аграрного  производства, его диверсификации и создания устойчивых запасов, а также активной позиции на внешних продовольственных рынках, зависимость от которых по-прежнему высока. При этом, целый ряд внешних факторов — динамика внешней помощи, внутриполитическая стабильность, цены на глобальных рынках — будут по-прежнему доминирующими в определении экономической конъюнктуру. Она, в свою очередь, будет напрямую воздействовать на продовольственную безопасность в национальном масштабе.

52.23MB | MySQL:103 | 0,613sec