Об иранской реакции на референдум в Иракском Курдистане. Часть 2

Основные опасения руководства ИРИ перед курдским референдумом лежат не в плоскости возможного сепаратизма в рамках ИРИ, а в нескольких угрозах региональной безопасности, которые он может принести. Во-первых, в Тегеране боятся, что отделение Иракского Курдистана может спровоцировать новый большой вооруженный конфликт в Ираке, особенно учитывая наличие спорных территорий, таких как Киркук. Резко отрицательно высказались о будущей возможной независимости Иракского Курдистана все шиитские политики Ирака. Вице-президент и лидер коалиции «За правовое государство» Нури аль-Малики заявил о том, что в случае аннексии Киркука Ирак начнет полномасштабную войну против курдов. Даже сравнительно умеренные Аммар аль-Хаким (Партия национальной мудрости) и Муктада ас-Садр объявили о своем неприятии идеи референдума и необходимости ему противостоять.

Лидер вооруженной группировки «Асаиб ахль аль-хакк» (входит в состав «Хашед аш-Шааби») Кайс аль-Хазали, близкий к Н.аль-Малики, обвинил правительство курдской автономии в намерении «осуществить израильский проект» на севере Ирака. «Враги Имама Хусейна поднимают знамя гомосексуалистов (?!) в Эрбиле, подчиняясь израильским указаниям.  Создание второго государства сионистов на севере Ирака не будет достигнуто, пока Имам Хусейн живее в сознании всех иракцев», — констатировал Кайс аль-Хазали. Пресс-секретарь «Хашед аш-Шааби» Ахмед аль-Асади в интервью ливанской телекомпании «Аль-Маядин» подчеркнул, что его организация не позволит аннексировать Киркук в случае провозглашения независимости Иракского Курдистана. Он подчеркнул, что «Хашед аш-Шааби» не собирается ввязываться в новую гражданскую войну, но при этом «не позволит сепаратистам оторвать от нас наших курдских братьев». Еще одна вооруженная группировка, входящая в состав «Хашед аш-Шааби», «Катаиб Хизбалла» также выразил свое резко негативное отношение к референдуму. По мнению пресс-секретаря группы Джафара аль-Хусейни, референдум в Иракском Курдистане не имеет никакой ценности и значения. По его мнению, «руководители Курдистана являются американскими марионетками в регионе. Американцы и сионисты стоят за сепаратизмом  в регионе Курдистан». Дж.аль-Хусейни назвал Масуда Барзани «предателем», который воспользовался подъемом «Исламского государства», чтобы отторгнуть Киркук от Ирака. Во-вторых, в Иране опасаются иностранного военного присутствия и присутствия иностранных спецслужб в Иракском Курдистане. В частности определенные опасения связаны с тем, что Саудовская Аравия может установить партнерские отношения с независимым Курдистаном и превратить его в плацдарм враждебных действий против Ирана. В-третьих, учитывая традиционно хорошие курдско-израильские связи, в Иране опасаются установления израильского присутствия на иранских границах.

В этой связи любопытно проследить мнения иранских экспертов о референдуме в Иракском Курдистане и его возможных последствиях. Профессор международных отношений Тегеранского университета Рухолла Савари в своей статье «Сценарии развитии я событий после референдума в Курдистане» рассмотрел за два дня до самого референдума возможное развитие обстановки после плебисцита. По его мнению, были наиболее вероятны три варианта развития событий. Первый сценарий был бы реализован в случае отрицательного ответа большинства курдов на вопрос о независимости.  Это, по мнению эксперта, означало бы сокрушительное политическое поражение ДПК Мустафы Барзани, в результате которого партии пришлось бы уступить место другим политическим силам. Второй наиболее напряженный вариант предусматривает немедленное объявление независимости после референдума. По мнению Р.Савари, это может привести к развязыванию в регионе большого политического конфликта. Наконец, третий вариант предусматривает начало переговоров руководства автономии с Багдадом после референдума с целью выторговать для себя более выгодные условия. Примечательно, что в Тегеране полагают, что целью референдума может быть не реальная независимость, а стремление приобрести больше прав и привилегий, в частности выторговать Киркук. Касаясь причин негативного отношения Ирана и Турции к плебисциту, эксперт отмечает, что ими являются незаконченность конфликта с террористами из ИГ и опасность его нового возгорания на фоне конфликта в Курдистане, а также угроза присутствия на территории независимого Курдистана террористических организаций, ведущих войну против Турции и Ирака: РПК и Партии свободной жизни Курдистана (Пежак). (1)

Еще одно экспертное мнению, выраженное в статье «Что в голове у Израиля? Тьма курдского заговора», написанной известным иранским экспертом по вопросам Ближнего Востока Али Мусави Хальхали, который обращает внимание на тот факт, что Израиль оказался единственным государством, поддержавшим идею референдума в Иракском Курдистане и заявившим о том, что признает его результаты (2). По мнению автора, курдский референдум не инспирирован Израилем, но имеет естественные причины, так как курдское националистическое движение во главе с кланом Барзани всегда стремилось к независимости. В то же время Израиль попытается извлечь всю выгоду из создания независимого Курдистана, чтобы закрепиться на границах Ирана и Турции. По мнению автора, дробление ближневосточных государств и поддержка сепаратистских движений являются инструментом достижения израильских целей: не допустить появления в регионе равного Израилю противника. По убеждению автора, план «курдского троянского коня» был введен в действие после провала «Исламского государства», «американо-сионистского проекта». По словам Хальхали, американцы также стоят за провокационными действиями курдских националистов, несмотря на то, что официально Госдепартамент призвал Эрбиль воздержаться от плебисцита. Если бы США действительно противодействовали намерениям Барзани, они бы вывели войска из Иракского Курдистана и прекратили сотрудничество в области безопасности.

Говоря о прогнозах дальнейшего развития ситуации в связи с проведением референдума о независимости Иракского Курдистана, необходимо отметить, что большой войны в регионе в ближайшее время не будет. Несмотря на громкие заявления руководителей Ирака, Ирана и Турции, ни одна из этих стран не хочет затевать большой вооруженный конфликт в регионе. Не хотят этого и сами курды. Кроме того, турецкие компании имеют значительные экономические интересы в Эрбиле, а иранские в Сулеймании. Представляется, что существуют два варианта развития событий. Первый заключается в том, что достижение полной независимости не входит в планы Эрбиля. Задача заключается в том, чтобы трансформировать иракскую федерацию в конфедерацию и при этом выторговать для себя наиболее выгодные условия, включая уступку Киркука. Второй сценарий предусматривает постепенное достижение независимости. Однако в Эрбиле хорошо понимают, что такая независимость будет ограничена рядом условий. Никто из соседей не позволит Иракскому Курдистану вступать в какие угодно военно-политические альянсы и размещать на своей территории иностранные военные базы, включая американские. Поэтому суверенитет Иракского Курдистана все равно будет носить ограниченный характер.

 

  1. Савари Р. Сценaриуха пишруйе хам порси исткляль Курдестан.// http://www.irdiplomacy.ir/fa/page/1972048
  2. Али Мусави Хальхали. Исроил че дар сар дорад? Буйе тоутие курди.// http://www.irdiplomacy.ir/fa/page/1972060/
52.19MB | MySQL:103 | 0,501sec