Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что израильская разведка причастен к проведению референдума по вопросу о независимости Иракского Курдистана. Выступая по турецкому телевидению, он утверждал, что тот факт, что на манифестациях сторонников независимости в Иракском Курдистане на прошлой неделе были подняты государственные флаги Израиля, подтверждает его обвинение.
В этой связи уместно отметить, что в Иракском Курдистане, как и в Ираке в целом уже давно практически нет евреев. В начале 50-х годов прошлого века в Ираке проживало более 120 тысяч евреев. Подавляющее их большинство репатриировалось в Израиль. Последняя группа репатриантов – всего около 40 человек – прибыла в Израиль из Ирака в 2003 году. Тогда же была закрыта последняя синагога, еще действовавшая в Багдаде. Согласно последним данным Еврейского Агентства (Сохнут) во всем Ираке остается 8 евреев.
Что касается курдистанских евреев, проживавших в частности и в Иракском Курдистане, то они сильно отличались в культурном и языковом отношении от собственно иракских евреев, которых в Израиле по традиции часто именуют «вавилонянами» («бавлим»). Достаточно упомянуть о том, что в то время, как разговорным языком «вавилонян» был арабский, курдистанские евреев разговаривали на различных новоарамейских диалектах, родственных диалектам христиан-ассирийцев. Как и «вавилоняне», евреи Иракского Курдистана массово репатриировались в Израиль в 1950-е годы. Выходцы из Иракского Курдистана, проживающие в Израиле, обычно утверждают, что в Курдистане остались только отдельные еврейские женщины, перешедшие в мусульманство, чтобы выйти замуж за курдов. В последние годы в Израиль репатриировалось из Иракского Курдистана несколько десятков потомков от таких смешанных браков. Правда, имеются неясные сообщения о том, что в Иракском Курдистане все же существует какая-то маленькая еврейская община (возможно, речь идет о потомках смешанных курдско-еврейских браков, которые вернулись в иудаизм), а в Министерстве по делам религий Иракского Курдистана даже есть отдел по делам иудаизма. Так или иначе, израильские флаги в Иракском Курдистане поднимали курды, а не крайне малочисленные и сильно ассимилированные местные евреи. В том, что флаги Израиля там поднимали, сомнения нет. Соответствующие фотографии появились в израильских и не только в израильских СМИ. Должностные лица Иракского Курдистана отнюдь не отрицали этого факта, а объясняли его тем, что Израиль – единственное пока государство, открыто поддержавшее идею независимости Курдистана (соответствующее заявление было сделано незадолго до курдского референдума о независимости премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху), и что Израиль является образцом для Курдистана. В это контексте уместно упомянуть о том, что еще в 2014 году, выступая на конференции в Институте национальной безопасности, Б.Нетаньяху сказал, что «курды это народ-боец, который доказал свою приверженность к выполнению политических обязательств, и он заслуживает политической независимости»
Поддержка независимости Иракского Кудистана хорошо укладывается в выработанную израильтянами еще в 1950-е годы стратегию выживания еврейского государства в регионе, в котором доминируют враждебные ему арабы-мусульмане. Речь идет о стратегии союзов с неарабскими и с немусульманскими меньшинствами. Курдское национальное движение, сформировавшееся фактически в национализм европейского типа, в частности благодаря своему надконфессиональному характеру (уместно напомнить о том, что среди курдов есть мусульмане-сунниты, езиды, мусульмане-шииты, алевиты, последователи сект Ахле е-Халк) и широкому распространению среди курдов светского, в частности социалистического мировоззрения, представляет собой естественного союзника еврейского государства в регионе, где господствует идеология исламизма в тех или иных формах. Существенен и тот факт, что Иракский Курдистан продемонстрировало высокий уровень толерантности к проживающим на контролируемых им территориях меньшинствам, резко отличающимся от основного населения и по религии, и по языку. Речь идет о христианах (прежде всего, ассирийцах и армянах), которые подверглись жесточайшим преследованиям на Ближнем Востоке в результате событий так называемой «арабской весны».
По словам Тайипа Реджепа Эрдогана публичная поддержка Израилем независимости Иракского Курдистана «показывает одно – то, что у властей в Северной Ираке есть общая история с Мосадом. Они идут рука об руку». Обращаясь к курдским лидерам в Северном Ираке, президент Турции воскликнул в упомянутом выступлении по телевидению: «Вы осознаете, что вы делаете? Только Израиль вас поддерживает», после чего призвали их «пробудиться ото сна».
Относительно деятельности Мосада в Иракском Курдистане трудно сказать что-то определенное, однако следует признать, что иракские курды давно поддерживают довольно тесные контакты с Израилем в различных сферах. Начало этим контактам было, судя по всему, положено еще в 1950-е годы, когда иракские курды и ассирийцы сотрудничали с израильтянами в организации репатриации иракских евреев. Однако есть и гораздо более свежие примеры. Например, Сирия и Иран неоднократно утверждали, что израильтяне тренируют бойцов армии Иракского Курдистана — пешмерга. Официальных отношений между Израилем и Иракским Курдистаном нет. Однако еще в 2004 году израильские СМИ сообщили о встречах между официальными лицами Иракского Курдистана и Израиля. Курдские лидеры Масуд Баразани (президент Иракского Курдистана и лидер Демократической партии Курдистана ) и Джаляль Талабани (ставший в 2005 году президентом Ирака), а также тогдашний премьер-министр Израиля Ариэль Шарон подтвердили эти сообщения. В мае 2006 года Масуд Баразани в ходе своего визита в Кувейт ответил на заданный ему вопрос об отношениях между Иракским Курдистаном и Израилем следующим образом: «Установление отношений между курдами и Израилем это не преступление, поскольку у многих арабских государств есть связи с еврейским государством».
В минувшую пятницу турецкие авиакомпании «Туркиш эйрлайнз», «Атлас» и «Пегасос» прекратили полеты в Иракский Курдистан и из него на неопределенное время, присоединившись таким образом к бойкоту курдской автономии, на котором настаивали контролируемое сейчас арабами-шиитами иракское правительство в Багдаде. Однако пока что это фактически единственный серьезный шаг, осуществленный турецкими властями в ответ на проведение референдума о независимости Иракского Курдистана. Комментаторы израильских СМИ, которые уделяют в последнее время очень много внимания Иракскому Курдистану и его борьбе за независимость, склоняются к мнению, что дальше этого ни турки, ни иранцы, ни даже багдадское правительство не пойдут. Войны на данном этапе не будет. Поставки курдистанской нефти через турецкую территорию, дающие государственной казне Иракского Курдистана основной доход, продолжаются, что говорит само за себя.