О причинах снижения доходов ИГ

Доходы террористической группировки «Исламское государство» (ИГ, запрещена в РФ) от продажи нефти уменьшились за последние два года на 90%. Об этом сообщила в понедельник газета «Ю-Эс-Эй тудей», ссылаясь на источники в возглавляемой США коалиции, которая ведет борьбу с экстремистами в Ираке и Сирии.  По их словам, от продажи углеводородов организация ИГ теперь выручает «менее 4 млн долларов в месяц по сравнению с 50 млн долларов», которые она получала ранее. Среди причин — значительное сокращение территории, которую теперь контролирует группировка, и целенаправленные авиаудары по объектам инфраструктуры, связанной с добычей и переработкой нефти, а также по автоцистернам. Как пишет издание, коалиция начала наносить такие удары в 2015 году, в результате чего было уничтожено свыше 2,5 тысячи автоцистерн, разрушен ряд нефтеперерабатывающих предприятий. Боевиками была налажена следующая схема: нефть продавалась посредникам и доставлялась автоцистернами на перерабатывающие предприятия. Затем продукты переработки посредники либо вывозили из страны контрабандным путем, либо продавали на местном рынке. Это приносило ИГ свыше 500 млн долларов в год. Поступления от продажи нефти составляли примерно половину всех получаемых экстремистами доходов, отмечает газета. Другую половину им обеспечивали в основном грабежи банков и поборы с населения на захваченных территориях. В частности, из банков радикалы украли, по некоторым оценкам, 500 млн долларов, указывает «Ю-Эс-Эй тудей». Это, кстати, большая глупость, о чем мы поговорим ниже.  Потеря территории и доходов заставляет боевиков отказаться от своей мечты об исламском халифате, считает издание. «Мы внимательно следим, во что трансформируется ИГ, — приводит оно слова одного из американских советников в Ираке, полковника Джеймса Уорка. — Для террористов это крупный провал: они хотят создать свою страну, но не могут».  В этой связи отметим два момента.

  1. США и силы их коалиции имеют очень малое отношение к уменьшению объемов нефтедобычи в интересах ИГ. Начало их бомбардировок с 2015 года были обусловлены прежде всего входом российских ВКС в Сирию и началом массированной кампании по ликвидации автокараванов с нефтью, которые шли из Иракского Курдистана и месторождений Дейр эз-Зора в Турцию. Именно российские ВКС в этой ситуации сыграли основную роль, но никак не американские ВВС. И в этой связи интенсивность вылетов российской и сирийской авиации в разы превосходит аналогичное число у ВВС американской коалиции. Единственным реальным достижением американцев в этой связи — это было вытеснение сторонников ИГ с ряда месторождений в Ираке, поскольку до этого нефть с подконтрольных им полей смешивалась с курдской и собственно после того экспортировалась в Турцию. При этом большая часть шла по нефтепроводу Киркук-Джейхан. Во-вторых, резкое снижение объемов « нефти ИГ» было обусловлено и будет обусловлено впредь именно наземным компонентом операции в Сирии, и в малой степени чисто воздушным налетами. Именно эта смешанная схема используется сейчас в Сирии правительственными силами при поддержке российской стороны, но никак не американцами. Последние просто в силу сильной локальности своей «курдской» по преимуществу коалиции не в состоянии серьезным образом влиять на этот процесс в чисто арабских районах Сирии.  Сначала сторонники ИГ были вытеснены с нефтяных полей под Пальмирой, а сейчас вытесняются из-под Дейр эз-Зора. Кстати, последний год нефть с этих месторождений в своей подавляющей части шла именно в Ирак, но никак не в Турцию. Таким образом, сторонники ИГ в Ираке пытались восполнить дефицит топлива. В этой связи отметим, что, как мы и говорили ранее,  США  на фоне своих сильно условных достижений в Сирии (та же Ракка до сих пор не взята, а все сроки уже прошли) начали активно натягивать на себя «одеяло» главного победителя ИГ. . И в данном случае важен принцип: «не словом, но делом». И в этом контексте операция восточнее Евфрата имеет определяющее значение, и ее конечной целью следует полагать именно выход на иракско-сирийскую границу. Без оглядки на возможное и естественное раздражение со стороны американских «партнеров» по этому поводу. В этой ситуации в Пентагоне можно говорить все, что угодно, но это будет уже просто смешно.

Что же касается чисто нефтяного аспекта наполнения казны ИГ, то отметим, что этот момент уже на протяжении довольно значительного периода времени не играет такого уж определяющего значения. Казна ИГ после потери самых главных нефтяных полей в Ираке наполнялась в основном совсем не за счет грабежей банков (они к этому времени давно уже были разграблены) и не за счет поборов с населения (это было чревато очень серьезными осложнениями с сирийским и иракскими суннитскими племенами). ИГнаполняло свою казну за счет налогов за пользование основными логистические путями через сирийскую территорию в Турцию, которые включали в себя и очень важную артерию в лице Евфрата. Отсюда и ожесточенность битвы за Дейр эз-Зор. И за счет арендной платы за пользование  ирригационными сооружениями, что опять же означает контроль над Евфратом. Если мы посмотрим на карту зон влияния сторонников ИГ в начале и середине их экспансии в Сирии, то увидим, что одна из них четко идет по руслу течения этой реки. Поэтому именно битва за контроль над этой водной артерией является сейчас ключевой с точки зрения перспектив физического выживания ИГ не только в Сирии, но  и в Ираке.  Если сирийских правительственные силы плотно оседлают их при поддержке российских ВКС, то процесс  фрагментации ИГ пойдет нарастающими темпами. Ровно по той причине, что основным посылом всей нынешней экспансии ИГ в Ираке и Сирии является тема достижения самодостаточности в финансовом плане. Это было основным условием со стороны Дохи, которая и стояла у истоков этого процесса. Повторим, что и в этом нюансе заключается основное звено нынешнего российско-американского противостояния в Дейр эз-Зоре. Грубо: кто владеет Евфратом, тот контролирует сельские районы страны, в том числе и суннитские. А кто контролирует иракскую границу, то контролирует логистику экспорта  товаров ширпотреба.

Теперь о том, во что «трансформируется ИГ», за чем «внимательно» следят в Вашингтоне, то отметим, что и в Ираке, и в Сирии это будет зависть только от одного обстоятельства — успеха или нет инкорпорации суннитской элиты во власть с предоставлением широкой социально-экономической автономии суннитским районам в этих странах.

52.22MB | MySQL:103 | 0,610sec