Израиль и палестинское единство

Во вторник 3 октября в секторе Газа состоялась встреча представителей ФАТХа и ХАМАСа. Она логически продолжила их шаги на пути к единству, анонсированные в прошлом месяце. Это событие не могло не вызвать реакцию со стороны Израиля, в силу политических и географических причин вынужденного находится между двумя палестинскими фракциями. Накануне судьбоносного визита многочисленной делегации из Рамаллы в Газу израильское правительство воздержалось от комментариев. Было отмечено только, что своими действиями террористическая группировка ХАМАС стремится легитимизоваться в глазах международного сообщества, делая особый акцент на Египте. Относительное спокойствие Израиля выдало и то, что в отличие от 2014 года, военно-политический кабинет не был созван для экстренного совещания. Из этого вытекает, что Израиль не хотел предпринимать никаких шагов заранее, желая посмотреть, как будут развиваться события.

По словам министра строительства и жилищной политики от партии «Кулану» Йоава Галанта, государство оценит сближение ФАТХа и ХАМАСа, основываясь на трех критериях: готовность признать существование Израиля, прекратить насилие, примириться с совместным пребыванием евреев и арабов на общей для них территории в будущем. Как отмечает парламентарий: «Отрицательные ответы на эти вопросы будут означать, что ничего не изменилось, и это только прикрытие». Подозрительно молчалив оказался министр обороны Авигдор Либерман, летом этого года активно обвинявший главу ПНА Махмуда Аббаса в попытках спровоцировать войну между Израилем и ХАМАСом.

3 октября на съезде партии Ликуд в Маале-Адумим премьер-министр Биньямин Нетаньяху прокомментировал происходящее следующим образом: «Мы ожидаем, что все, кто заводит речь о мирном процессе, признают Государство Израиль и, конечно, признают еврейское государство. Мы не готовы принять фальшивое перемирие, в котором, по-видимому, палестинская сторона преодолевает разногласия за счет нашего существования. Кто бы ни хотел прийти к такому соглашению, наша позиция ясна: признать Государство Израиль, распустить военное крыло ХАМАСа, разорвать связи с Ираном, который призывает к нашему уничтожению и т.д. Даже эти предельно ясные вещи должны быть четко сформулированы». Несмотря на бескомпромиссность подхода главы правительства Израиля, в ряде СМИ заподозренного в навязывании палестинцам условий примирения, любопытным кажется один факт. Резкие слова были сказаны после того, как кортеж делегатов Рамаллы пересек границу с Газой.

С энтузиазмом на примирение двух палестинских центров силы отреагировали представители Объединенного арабского списка. Глава фракции в Кнессете Айман Уде во вторник позвонил лидеру ХАМАСа в секторе Газа Яхье Синвару и председателю Палестинской национальной администрации (ПНА) Махмуду Аббасу чтобы лично поздравить их с важным шагом. В разговоре он отметил, что считает палестинское единство важным элементом «прекращения израильской оккупации». Его позиция совпала с взглядами лидеров Газы. В интервью египетскому телевидению глава политбюро ХАМАСа Исмаил Хания заявил о неотъемлемом праве палестинцев на «сопротивление сионистскому режиму».

Факт переговоров депутата Кнессета с лидером террористической организации вызвал недовольство в израильских политических кругах. Еще один представитель партии «Кулану» Михаэль Орен написал в «Твиттере»: «Глава Объединенного арабского списка позвонил главе террористической организации ХАМАС. Это выглядит нарушением израильских законов и должно быть расследовано». Но и здесь акцент сделан не на действиях ФАТХа и ХАМАСа, а отсутствии у арабских депутатов лояльности. Этот элемент израильской политической реальности периодически получает новые проявления. Накануне выпада против А.Уде министр обороны А.Либерман осудил арабского депутата Абдель-Хакима Хадж Яхья за проявление солидарности с отпущенным из тюрьмы активистом ХАМАСа.

Своя точка зрения на палестинское единство имеется в среде израильского экспертного сообщества. В соответствии с ней государство фактически смирилось с существованием между ХАМАСом и ФАТХом. В случае с первым, как указывают последние по времени публикации Иерусалимского центра общественной политики, единственный интерес Израиля в отношении ХАМАСа – максимально продолжительное затишье. Но вероятность того, что примирение принесет мир мала. К такому же выводу склоняется и ряд представителей Института национальной безопасности Израиля, полагая, что  правительство берет на себя весомую часть обязательств в отношении палестинского населения, взамен требуя не создавать иллюзию государства на территории, принадлежащей ему. В израильской прессе звучат противоположные взгляды. К примеру, в связи с заседанием, прошедшим в Газе, газета Haaretz написала, что перемирие ХАМАСа и ФАТХа выгодно Израилю, именно поэтому он не чинил препятствий для встречи. Как полагают политические обозреватели, таким способом правительство Б.Нетаньяху пытается добиться в секторе Газа снижения социальной напряженности, угрожающей новым конфликтом.

На текущем этапе сближение ФАТХа и ХАМАСа демонстрирует ограниченные шансы на успех. Вероятность поддержки их усилий Израилем видится еще более низкой, поскольку на встрече 3 октября стороны не только не договорились о том, что военное крыло ХАМАСа сложит оружие, но и не прокомментировали острый вопрос террористических тоннелей, ведущих на израильскую территорию. Легитимация группировки ХАМАС, без сомнения лежащая в основе ее интересов по сближению с Рамаллой, без обсуждения названных проблем представляет для Израиля большую угрозу, чем любой социальный взрыв. Сдерживающим фактором для израильской критики можно считать сохраняющуюся заинтересованность США продолжать миротворческую деятельность, ввиду которой открытое противостояние палестинскому единству может быть воспринято как отказ от переговоров.

52.18MB | MySQL:103 | 0,642sec