Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (2 – 8 октября 2017 года)

В регионе на минувшей неделе сохранялась сложная, а в ряде стран напряженная и нестабильная обстановка. Вооруженные конфликты продолжаются в Сирии, Ираке, Ливии, Йемене, Афганистане, Южном Судане и Сомали. В России с государственным визитом находился король Саудовской Аравии Сальман. США приняли решение отменить действующие 20 лет в отношении Судана экономические санкции.

4 октября в Россию впервые за всю историю двусторонних отношений прибыл с государственным визитом король Саудовской Аравии Сальман. В Москве 5 октября состоялись переговоры между президентом России В. Путиным и кролем Сальманом. Два лидера обсудили ситуацию в Сирии, Ираке, Йемене, обстановку в зоне Персидского залива и ближневосточное урегулирование. Было заявлено, что РФ и КСА разделяют общее понимание приоритетности борьбы с терроризмом при подходе к решению проблем ближневосточного региона. Король Сальман позитивно оценил усилия по урегулированию в Сирии, предпринимаемые в рамках астанинского процесса. С российской стороны было заявлено о поддержке усилий Эр-Рияда по объединению сирийской оппозиции для переговоров с Дамаском. Также В. Путин и король Сальман обсудили вопросы расширения двустороннего экономического взаимодействия, военно-технического сотрудничества и ряд важнейших международных проблем. Два лидера поддержали работу, проводимую нефтедобывающими странами в рамках ОПЕК+. В этот же день саудовский король обсудил с министром обороны РФ С. Шойгу вопросы безопасности и борьбы с терроризмом. 6 октября король Сальман и глава российского правительства Д. Медведев обсудили практическую реализацию достигнутых накануне соглашений.

По итогам визита главы саудовского королевства в Россию стороны подписали целый ряд соглашений и меморандумов о взаимопонимании в сфере торгово-экономического, научно-технического, инвестиционного и военно-технического сотрудничества, а также масштабные коммерческие контракты. В частности, РФ и КСА подписали дорожную карту торгово-экономического и научно-технического сотрудничества на среднесрочную перспективу, а Российский фонд прямых инвестиций подписал соглашение с саудовскими партнерами на сумму 2,1 млрд долларов. Достигнута договоренность о создании комиссии по ВТС. Подписан контракт на общие условия организации в КСА лицензионного производства автоматов АК-103 и патронов различного назначения. По оценке главы МИД России С. Лаврова, Москва и Эр-Рияд настроены наращивать сотрудничество во всех областях. Министр иностранных дел Саудовской Аравии А. аль-Джубейр отметил, что если раньше отношения между РФ и КСА ограничивались политическими консультациями, то теперь речь идет о взаимодействии в сфере экономики, военно-технической области, по проблемам безопасности, а также в вопросах образования и культуры. По мнению аль-Джубейра, политика США в отношении России не повлияет на планы Эр-Рияда сотрудничать с Москвой, в том числе в вопросах инвестиций.

7 октября Госдепартамент США одобрил продажу КСА мобильных комплексов ПРО THAAD на сумму в 15 млрд долларов в рамках общей партии оборонительного вооружения стоимостью 110 млрд долларов, о поставке которой ранее договорились Вашингтон и Эр-Рияд. КСА запросила у США 44 пусковых THAAD, 360 ракет-перехватчиков, 16 пунктов управления и 7 РЛС для этих комплексов.

На прошедшей неделе правительственные войска Сирии и союзные им силы при активной поддержке российских ВКС вели бои с вооруженными формированиями «Исламского государства» (ИГ), «Джебхат ан-Нусры» (обе группировки запрещены в РФ) и других экстремистских группировок. Кроме того, в результате ударов с воздуха самолетов Су-34 и Су-35 ВКС РФ ликвидировали командование «Джебхат ан-Нусра», главарь которой А. М. аль-Джуляни, как сообщило МО РФ, находится в критическом состоянии, 12 командиров убиты. Авиация ВКС РФ также ликвидировала крупнейший заглубленный арсенал «Джебхат ан-Нусры» в Сирии, где хранилось более тысячи тонн боеприпасов. В результате ударов российских ВКС уничтожены несколько влиятельных полевых командиров ИГ в Сирии, выходцев из Северного Кавказа, в то числе А. О. аш-Шишани.

6 октября сирийские правительственные войска вступили в город Эль-Маядин в 45 км к юго-востоку от Дейр-эз-Зора, Это город является оплотом ИГ, а также занимает стратегически важную позицию по отношению к крупнейшим в Сирии нефтяным полям Аль-Умар. Днем ранее, 5 октября, две подлодки ВМС РФ несли удар 10 крылатыми ракетами «Калибр» в районе города Эль-Маядин в поддержку наступления сирийской армии, уничтожив склады с оружием и ангары с бронетехникой ИГ. 5-6 октября сирийские правительственные войска завершили ликвидацию остатков «акербатского котла» в провинции Хомс. Между тем сложная обстановка сохраняется в районе трассы Пальмира — Дейр-эз-Зор и города Эль-Карьятейн, недавно снова захваченного боевиками ИГ. По имеющейся информации, мобильные группы боевиков ИГ продолжают действовать в тылу сирийской армии и «атаковать в самых неожиданных местах».

На сирийско-турецкой границе в провинции Идлиб 8 октября развернулись бои между вооруженными силами Турции и джихадистами.

Поддерживаемые США формирования преимущественно курдских «Сил демократической Сирии» (СДС) продолжают вести бои с боевиками ИГ в городе Ракка. Кроме того, на минувшей неделе отряды СДС взяли под полный контроль нефтяное месторождение Аль-Джафра и район города Ас-Сувар северо-восточнее Дейр-эз-Зора.

Глава МИД РФ С. Лавров заявил 4 октября, что США устраивают против российских военнослужащих в Сирии «смертельно опасные провокации». В Минобороны РФ считают, что «основным препятствием для разгрома ИГ в Сирии является поддержка террористов со стороны США». Так, атаки террористов в Сирии 28 сентября на правительственные войска были выполнены из зоны, подконтрольной военным США, а американская военная база в Эт-Танфе, прикрытая «живым щитом» из сирийских беженцев, превратилась в «черную дыру» на сирийско-иорданской границе, откуда совершают диверсионно-террористические вылазки мобильные группы боевиков ИГ. В сложившейся ситуации российские ВКС готовы полностью предотвратить все операции ИГ в Сирии, представляемые США как «случайности». В то же время Россия хотела бы, чтобы США и возглавляемая ими антитеррористическая коалиция координировали свои действиями в Сирии с армией САР и российскими ВКС. В ответ представитель пресс-службы МО США назвал необоснованными обвинения в адрес США и западной коалиции во взаимодействии в Сирии с боевиками ИГ. В Пентагоне также призвали «режим (Б. Асада) и Россию сфокусировать усилия на ИГ и предотвратить ненужный конфликт». Было заявлено, что США стараются избегать возникновения конфликтов во время осуществления военной операции в Сирии, однако готовы принять меры для защиты своих солдат и солдат союзников. Кроме того, США отрицают, что беженцы в сирийском лагере Рукбан являются «живым щитом» американской базы в Эт-Танфе.

На прошедшей неделе власти США приняли решение отменить действующие в течение 20 лет в отношении Судана экономические санкции. Речь идет о торговом эмбарго и других ограничениях, которые лишали Судан доступа к мировой финансовой системе. Причиной принятия этого решения послужило, как заявили в администрации США, улучшение ситуации с соблюдением прав человека в этой стране, однако Вашингтон продолжит оказывать давление на Хартум, чтобы не допустить «затухания этого прогресса». При этом Судан останется в составляемом Госдепом США списке стран, поддерживающих терроризм. Кроме того, часть карательных мер, принятых против властей Судана из-за насилия в провинции Дарфур, будет сохранена.

5 октября правительственные силы Ирака освободили от боевиков ИГ город Эль-Хувейджа на севере страны. Тем временем спикер парламента Ирака С. аль-Джубури заявил 8 октября после переговоров в Эрбиле с главой иракской курдской автономии М. Барзани, что руководство Иракского Курдистана готово к переговорам с федеральным правительством в Багдаде без каких-либо предварительных условий. Ранее М. Барзани провел в Эрбиле переговоры с вице-президентами Ирака У. ан-Нуджайфи и А. Алауи. Стороны обсудили варианты выхода из кризисной ситуации. В частности, У. ан-Нуджайфи и А. Алауи предложили поэтапный план, предусматривающий немедленное снятие всех санкций, введенных в отношении курдской автономии Багдадом. Официальный представитель офиса иракского премьера С. аль-Хадиси заявил в свою очередь, что инициатива вице-президентов не отражает позицию Багдада, а встречи проходят без координации с центром.

4 октября Иран с визитом посетил президент Турции Р.Т. Эрдоган. По итогам его переговоров с президентом ИРИ Х. Роухани стороны договорились о расширении торгово-экономического сотрудничества и переходе на взаиморасчеты в национальных валютах. Турция и Иран будут всячески противостоять дезинтеграции в Ираке и Сирии, выступают за продолжение сотрудничества по поиску решения сирийского конфликта в рамках астанинского процесса, не признают итоги референдума о независимости Иракского Курдистана и «готовы поддержать любые шаги федерального правительства Ирака для сохранения единства арабской страны». Х. Роухани и Р. Т. Эрдоган также призвали руководство Иракского Курдистана воздержаться от «любых шагов, нарушающих конституцию Ирака».

Иран не придерживается духа соглашения о мирном характере его ядерной программы, США не должны позволить Тегерану получить ядерное оружие, заявил 5 октября президент Д. Трамп. По его словам, США не должны позволить ИРИ «получить ядерное оружие». В ближайшие дни Д.Трамп намерен объявить о возможном выходе США из международной ядерной сделки с Ираном. Д. Трампу не под силу лишить Иран выгоды, которую ИРИ получила от ядерного соглашения с мировыми державами, отметил президент ИРИ Х. Роухани, комментируя планы американского президента в отношении международного соглашения по иранскому атому.

Палестинское правительство национального согласия приступает к работе в секторе Газа, где сосредоточится на первоочередном решении социальных вопросов, объявил 2 октября по прибытии в прибрежный анклав премьер-министр ПНС Р. Хамдалла. Его поездка в Газу осуществляется в рамках достигнутых в сентябре в Каире договоренностей между противоборствующими палестинскими движениями ФАТХ и ХАМАС по достижению полного примирения. Премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху 3 октября прокомментировал новую попытку примирения между ФАТХом и ХАМАСом, заявив: «Мы не готовы принять фиктивные примирения, которые палестинская сторона, как представляется, производит за счет нашего существования. Признайте Государство Израиль, распустите боевое крыло ХАМАСа, разорвите связи с Ираном, который призывает к нашему уничтожению». В то же время египетские посредники уведомили руководство ФАТХа о том, что ХАМАС не станет даже обсуждать возможность своего разоружения до подписания мирного соглашения с Израилем.

Глава Пентагона Дж. Мэттис считает, что США лучше решать проблему Афганистана вместе с Россией, а не поодиночке. 3 октября он заявил, что США собирают разведданные о якобы поддержке РФ талибов в Афганистане, но пока привести факты он не может. По мнению Дж. Мэттиса, вариант с выводом американского военного контингента из Афганистана будет представлять угрозу для Америки, а новая стратегия президента Д. Трампа позволит США выиграть самую затяжную войну в своей истории. Дж.Мэттис считает, что у афганских талибов только один путь к миру — через переговоры с правительством в Кабуле.

В Москве призывают Вашингтон перейти от слов к готовности сотрудничать с Россией по ситуации в Афганистане к реальным действиям в этом направлении, заявил 5 октября спецпредставитель президента РФ по Афнганистану З. Кабулов.

Приложение

 

 

О курдских вооруженных формированиях пешмерга

 

 

После свержения режима С. Хусейна в Ираке в 2003 г. иракская курдская автономия официально получила право иметь собственные вооруженные силы. В 2006 г. власти Иракского Курдистана официально объявили о начале создания на базе полупартизанских формирований пешмерга регулярной армии. С этой целью в 2010 г. в Эрбиле было учреждено Министерства по делам пешмерга (МДП) в курдском региональном правительстве и начался формироваться его аппарат.

Создание МДП, однако, не привело к объединению всех формирований пешмерга в единую военную структуру под началом общего командования. На сегодняшний день министерству подчинена лишь часть курдских вооруженных сил. Собственные военизированные формирования имеют две ведущие курдские политические партии – Демократическая партия Курдистана (ДПК) и Патриотический союз Курдистана (ПСК). По имеющейся информации в 2015 г. собственное ополчение начала создавать еще одна партия – Движение за перемены («Горран»).

Подготовка офицерских кадров низшего звена для сил пешмерга ведется в двух военных академиях (фактически училищах), расположенных в городе Захо (подчиняется ДПК) и в Калачолане (подчиняется ПСК). Благодаря помощи со стороны США академия в Захо стала «сильным и престижным учебным заведением». Обучение в академиях ведется на основе стандартов НАТО. Его продолжительность составляет один год, что вызвано необходимостью ускоренной подготовки офицерского состава. Отметим, что в курдские военные академии отбираются лучшие кадры из числа местной молодежи. Немалую роль играет и то, что быть офицером в Иракском Курдистане весьма престижно.

Курдские власти в 201 г. приняли пятилетнюю программу развития сил пешмерга. Однако значительные политические, финансовые и ресурсные проблемы не позволили успешно ее реализовать.

Летом 2014 г. ко времени начала вооруженной экспансии «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ) в Ираке численность курдских сил пешмерга оценивалась в 42 тыс. человек. После проведенной мобилизации к маю 2016 г. эта цифра возросла до 120 тыс. бойцов. В ближайшие пять лет власти курдской автономии собирались увеличить численность пешмерга до 200 тыс. человек, что вряд ли достижимо. Организационно силы пешмерга сведены в 12 пехотных бригад, каждая численностью в 3-5 тыс. человек. Имеется большое число отдельных батальонов, несколько батальонов сил специального назначения, женских батальонов, артиллерийских дивизионов и вспомогательные подразделения. Кроме того, в составе сил пешмерга имеется бригада, укомплектованная арабами (2 тыс. человек).

Оценочно, на вооружении пешмерга имеется порядка 400 танков (Т-55 – 200, Т-62 – 170, Т-72 – 30), до 70 легких плавающих танков ПТ-76, около 30 БМП-1, до 250 БТР, различные артиллерийские системы, в том числе РСЗО, ПТРК, зенитные оружия, ПЗРК. Подавляющее большинство тяжелого вооружения – трофеи, захваченные у армии С. Хусейна в 2003 г. после ее распада. Часть трофеев захвачена в ходе военных действий против боевиков ИГ.

Первые бои с боевиками ИГ летом и осенью 2014 г. со всей очевидностью продемонстрировали, что силы пешмерга все еще далеки от уровня регулярной армии. Военные эксперты отмечали: «Способ боевых действий, к которым привыкли курдские боевики – это партизанская борьба в горных условиях с тактикой ударов и последующих отступлений». У курдов «нет опыта оборонительных и наступательных действий на равнинной местности и в городах. Кроме того, в течение примерно 20 лет пешмерга не вели боевых действий, и поэтому даже прежний боевой опыт ими в значительной степени утрачен». Сообщалось, что «в Министерстве пешмерга существуют различные источники принятия решений». Курдам не хватало вооружения, а имевшееся устарело и часто выходит из строя из-за отсутствия должного технического обслуживания. Отмечалась острая нехватка снаряжения, автотранспорта, обмундирования и продовольствия.

Курдское руководство начало принимать экстренные меры по организации отпора противнику и укреплению сил пешмерга. Была срочно затребована военная помощь за рубежом. Глава автономии М. Барзани распорядился провести реформу пешмерга и создать единую структуру их командования.

С осени 2014 г. стала поступать военная помощь из-за рубежа. Боеприпасы, стрелковое оружие, легкая бронетехника, противотанковые средства, средства ПВО, обмундирование, транспортные средства были получены и продолжают поставляться из США, Великобритании, Германии, Франции, Италии, Чехии, Эстонии, Албании, России и других стран. Советников и инструкторов в Иракский Курдистан направили США, Великобритания, Германия, Франция, Турция, Нидерланды, Чехия, Канада, Австралия, Финляндия, Швеция и Норвегия. Их усилиями уже подготовлено примерно 22 тыс. бойцов пешмерга. Отдельные группы бойцов пешмерга обучаются за рубежом. Основную роль в военном строительстве в курдской автономии играют США. В июле 2016г. Министерство пешмерга и Пентагон подписали меморандум о взаимопонимании. Документ представляет собой комплексный план помощи пешмерга, в том числе в виде поставок «тяжелого и стандартного оружия», проведения военных учений и других видов поддержки курдских сил в войне против ИГ.

В мае 2017 г. курдское региональное правительство одобрило рекомендованную западными военными советниками «дорожную карту» из 35 рекомендаций по реструктуризации сил пешмерга в течение десяти лет, а курдский премьер-министр Н. Барзани подписал документ «Пешмерга в будущем», «направленный на создание профессиональной современной военной силы, которая способна наилучшим образом защитить границы Курдистана». Сообщается, что силы пешмерга «получат военную подготовку, похожую на подготовку армий других стран мира». Курдский президент М. Барзани в июле утвердил план по реструктуризации пешмерга.

Курдское руководство продолжает настойчиво просить США, другие страны Запада и Россию предоставить пешмерга более современное оружие, мотивируя это необходимостью борьбы с боевиками ИГ. Небольшую военную помощь автономии оказало правительство Ирака. Отметим, что вся зарубежная военная помощь курдам осуществлялась с согласия иракского правительства. В то же время, по информации курдских властей, Багдад зачастую препятствовал получению иностранной военной помощи. Эрбиль также заявляет, что правительство Ирака не выделяет положенных финансовых средств на содержание курдских сил.

Силы пешмерга при поддержке авиации западной коалиции во главе с США приняли активное участие в войне против сил ИГ на севере Ирака. При этом руководство пешмерга заявило, что «основной целью является возврат курдских земель, потом будем продолжать борьбу против ИГ вместе с силами международной коалиции и иракским правительством». К середине 2016 г. пешмерга освободили от противника целый ряд территорий, населенных преимущественно курдами. В 2016-2017 гг. силы пешмерга участвовали в операции правительственных сил Ирака по освобождению от боевиков ИГ Мосула – крупнейшего города на севере Ирака – от боевиков ИГ, причем, согласно соглашению с Багдадом, курдские формирования не стали входить в город, остановив свои наступательные действия на подступах к Мосулу. В сентябре 2017 г. пешмерга взаимодействовали с иракскими войсками при освобождении от боевиков ИГ района Эль-Хувейджи. По информации курдского командования, число погибших бойцов пешмерга в боях с ИГ с 2014 г. по май 2017 г. составило 1707 человек, 9997 бойцов получили ранения.

Курдские силы пешмерга продолжают участвовать в борьбе с ИГ, и координируют свои действия с иракскими силами безопасности, несмотря на противоречия, вызванные референдумом 25 сентября 2017 г. о независимости Иракского Курдистана и реакцией Багдада на него, сообщил 29 сентября представитель возглавляемой США коалиции. При этом коалиция продолжит свою военную поддержку курдским силам пешмерга независимо от результатов референдума о независимости, заявили в командовании коалиции.

В период подготовки референдума о курдской независимости силы пешмерга усилили свое присутствие в районе Киркука и других спорных между Эрбилем и Багдадом территориях. Напряженные отношения сохраняются между пешмерга и арабскими шиитскими ополченцами. В то же время вероятность возникновения масштабного вооруженного противостояния между курдской автономией и иракским правительством оценивается как крайне маловероятная.

В целом практика участия курдских сил в войне против ИГ показала, что «попытка наладить боевое слаживание наталкивается на крайне неудовлетворительный уровень координации между отдельными частями и подразделениями, а также крайне низкий уровень штабной работы в пешмерга», которые все еще не стали настоящей регулярной армией.

25.65MB | MySQL:65 | 0,493sec