Обострение курдского вопроса в Турции

По данным спецслужб Турции, Рабочая партия Курдистана (РПК), новое название Народный конгресс Курдистана (KONGRA-GEL), готовится к широкомасштабному вооруженному противостоянию силам безопасности и планирует новые теракты на территории страны. 21 сентября истек срок месячного моратория на боевые действия против Турции, который РПК объявила в августе. И хотя этот срок был продлен затем до 3 октября, спецслужбы страны утверждают, что подготовка боевиков к проведению терактов продолжается. Для акций насилия, прежде всего в крупных городах, планируется использование пластиковой взрывчатки. Ранее турецкая пресса сообщала, что вооруженные подразделения РПК в стране и сопредельном Северном Ираке насчитывают около 3,5 тысяч человек. Только в североиракском лагере Зап, по данным информационного агентства Net haber, базируются до полутора тысяч боевиков РПК. В их числе 250 террористок-смертниц, прошедших специальную подготовку. В горах в оборудованных тайниках хранится около трех тонн пластиковой взрывчатки С-4 и 21 переносной зенитно-ракетный комплекс (ПЗРК). Популярный в Турции еженедельник «Темпо», ссылаясь на секретные данные сил безопасности страны, информирует своих читателей, что на вооружении РПК находится в общей сложности 176 ракет к ПЗРК. Частично переносные комплексы типа «Стингер» уже доставлены в приграничную часть Турции. Их планируется использовать против вертолетов вооруженных сил Турции, а также для организации терактов против высшего руководства страны.

В августе-сентябре в Турции, несмотря на объявленное перемирие, наблюдается резкий рост активности РПК. В разных районах страны произошли массовые столкновения курдов с силами безопасности, в результате которых пострадали сотни человек. С юго-востока Турции практически ежедневно поступают сообщения о столкновениях армейских подразделений с курдскими повстанцами. Более того, целями терактов стали военные объекты, органы местного самоуправления, железные дороги, а также курортные районы Турции, что оказывает негативное влияние на международный имидж страны, ведет к оттоку инвестиций и валютных поступлений от туризма. Только в течение нескольких дней в середине сентября было убито 15 боевиков и 5 турецких военнослужащих. 25 сентября на востоке Турции был предотвращен крупный террористический акт на железной дороге. На одном из перегонов ветки Эрзинджан-Эрзурум силы безопасности обнаружили 25 кг пластиковой взрывчатки С-4, заложенной под железнодорожное полотно. По версии спецслужб, взрывчатку заложили курдские боевики.

Официальная Анкара серьезно обеспокоена всплеском терроризма в стране. Вопросам противостояния актам насилия было посвящено специальное заседание парламента Турции. Проблема нейтрализации боевиков РПК была основной и в ходе рабочих встреч турецкой делегации в рамках работы юбилейной 60-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Безусловно, центральное место среди этих контактов заняли встречи с руководителями США и ряда европейских государств, а также Ирака.

В частности, в беседе с президентом Ирака Джaлялем Талабани и премьер-министром этой страны Ибрагимом Джаaфaри турецкий премьер Реджеп Тайип Эрдоган указал на бездействие в отношении террористов сил безопасности Ирака по причине их слабости, а также на отсутствие помощи в этом деле со стороны американских военнослужащих. Глава правительства Турции заявил при этом, что, «если иракская армия и дислоцированные в Ираке подразделения американских вооруженных сил не предпримут жестких мер против боевиков РПК, турецкое правительство сделает необходимые шаги».

Турецкий премьер не раскрыл, что это за шаги, однако, как полагают аналитики, это может быть войсковая операция турецких спецподразделений против террористов на территории Северного Ирака. Анкара полагает, что одного включения Вашингтоном и Европейским союзом РПК в список террористических организаций недостаточно. Необходимы конкретные меры против террористов. Ведь их жертвами практически ежедневно становятся ни в чем не повинные люди.

Необходимо отметить, что в ходе многочисленных переговоров на различных уровнях Вашингтон неоднократно обещал предпринять жесткие меры по разоружению боевиков, уничтожению их лагерей и складов, закрытию филиалов и ячеек РПК в странах Западной Европы, финансовых счетов организации. Одно из них прозвучало и 9 сентября в ходе визита в Анкару командующего американскими войсками в Европе армейского генерала Джеймса Джонса. Он отметил, что РПК является общей проблемой Турции, Ирака и США, решать которую «в первую очередь должны Анкара и Багдад, а Вашингтон, в случае необходимости и целесообразности, окажет помощь». Однако до практической реализации этих обещаний дело так и не дошло.

Об отсутствии у США намерений практически реализовать свои обещания турецкой стороне в отношении РПК говорят и итоги переговоров министра иностранных дел Турции Абдуллаха Гюля и госсекретаря США Кондолизы Райс, которые состоялись 20 сентября в Нью-Йорке в рамках работы ГА ООН. По итогам этих переговоров глава американской дипломатии вновь заверила Анкару в своем принципиальном согласии на жесткие силовые меры в отношении курдских террористов в Северном Ираке, однако, по ее мнению, «такие действия будут предприняты лишь в удобное для Вашингтона время». Это заявление Кондолизы Райс подтверждает вывод, сделанный нашими экспертами в предыдущих статьях о том, что широкомасштабные боевые действия против РПК потребуют от Вашингтона открытия, по сути дела, «второго фронта». Сделать это в нынешних условиях разгула террора в Ираке и слабости иракских спецслужб практически невозможно.

Примечателен в этой связи тот факт, что сами американцы на высоком уровне признают бездействие Вашингтона в плане выполнения ранее данных Анкаре обещаний относительно нейтрализации деятельности РПК. Так, декан факультета международных отношений университета Leight Генри Баркли, выступая на заседании комиссии по иностранным делам палаты представителей конгресса США, заявил, что у Вашингтона для открытия в Ираке «второго фронта» против РПК нет достаточного количества людских и материальных ресурсов. Среди турецких экспертов укрепляется мнение о том, что придерживаясь такой нейтральной политики бездействия в отношении РПК, американцы намерены сохранить боевой потенциал организации для его возможного использования в зависимости от развития ситуации в послевоенном Ираке, в частности, на севере этой страны, а также в регионе в целом.

Американская администрация, принимая во внимание крайнюю озабоченность турецкого руководства набирающим силу курдским сепаратизмом, понимая неубедительность своих доводов о «неподходящем времени для практических мер в отношении боевиков РПК», 23 сентября направила в Анкару советника президента США по вопросам национальной безопасности Стефена Хадли. Высокопоставленный представитель Белого дома в течение двух дней вел переговоры с премьер-министром Р.Т. Эрдоганом, начальником генштаба ВС страны армейским генералом Х. Озкеком, генеральным секретарем Совета национальной безопасности Й. Альпогеном и первым заместителем министра иностранных дел А. Туйганом. В ходе переговоров С. Хадли подчеркнул высокий уровень турецко-американского стратегического партнерства, осудил деятельность боевиков РПК, признал необходимость покончить с их присутствием в Северном Ираке, перекрыть финансовые поступления на банковские счета этой организации. Однако и на этот раз советник Дж. Буша по вопросам национальной безопасности констатировал, что основными действующими лицами в решении этих задач должны быть Турция и Ирак.

Думается, необходимо подчеркнуть, что Турция очень тщательно подготовилась к двусторонним переговорам с США по курдскому вопросу, которые прошли в сентябре с.г. в Нью-Йорке и Анкаре. Так, по имеющимся сведениям, для американской стороны был составлен специальный доклад с указанием пяти стран, в банках которых есть счета, на которые поступают денежные переводы для РПК. В документе названы организации и фирмы, занимающиеся финансированием РПК. В последние годы доходы организации снизились, тем не менее они составляют более 150 миллионов евро в год. Турецкая сторона подчеркивает, что в этой сумме не учитываются доходы организации от наркотрафика и похищения людей, которые на сегодняшний день неизвестны. Американцам были представлены также точные координаты лагерей и баз подготовки боевиков, тайников с оружием и боеприпасами, сведения, касающиеся средств и методов связи между руководством и отдельными боевыми группами. Общая численность вооруженных подразделений РПК, по данным этого доклада, превышает 4 тысячи человек.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что американцы на нынешнем этапе не заинтересованы в жестких мерах против РПК, хотя, как и Европейский союз, признали эту организацию террористической. Одна из причин такой позиции заключается в том, что такие меры «взорвут» Ирак, обстановка в котором и без того накалена до предела. Кроме того, сохранение проблемы РПК в подвешенном состоянии позволяет нынешней американской администрации удерживать Анкару в фарватере своей региональной и глобальной политики. С помощью курдского рычага возможно достижение любого выгодного Вашингтону решения в плане задействования Турции в реализации плана «Большой Ближний Восток и Северная Африка».

Функционеры РПК понимают выгодность сложившейся ситуации и пытаются оптимальным образом использовать ее для достижения своих целей, диапазон которых очень широк: от дальнейшего расширения прав и свобод в самых различных сферах до национальной автономии. Кроме того, курды используют в своих целях процесс вступления Турции в ЕС, который требует от Анкары радикальных демократических преобразований и законодательных нововведений в отношении граждан нетурецкого происхождения, в данном случае курдов.

Надо отметить, что Анкара, несмотря на полярные позиции в обществе по этому вопросу, осуществляет такие преобразования. В 1991 году курдский язык был легализован как средство общения. Сегодня частным и государственным каналам разрешено вещание, помимо турецкого, и на других языках и наречиях. Трансляцию передач на курдском и некоторых других языках проживающих в стране этнических меньшинств осуществляет государственный телеканал TRT-1. И хотя турецкий язык, будучи государственным, все еще продолжает быть единственно допустимым языком преподавания в государственных школах, парламент разрешил открывать частные курсы по изучению языков, употребляющихся гражданами в быту, а также включать их в программы частных школ. Из законодательства был изъят запрет на ношение определенных имен. Таким образом, были узаконены курдские имена. Предоставление этих прав турецким курдам ведет к дальнейшему повышению их требований, реализации которых, считают функционеры РПК, способствует и процесс вступления Турции в ЕС.

Официальная Анкара в свою очередь рассматривает обострение курдской проблемы как попытки сепаратистов сорвать намеченные на 3 октября переговоры о вступлении Турции в ЕС. Однако, несмотря на эти попытки, власти заявляют, что не намерены вводить чрезвычайное положение. Министр иностранных дел А. Гюль подчеркнул, что «не может быть и речи о введении чрезвычайного положения. Турция не вернется к периоду, когда в стране действовал режим ЧП. Все это уже в прошлом и не укрепляет наше государство. Мы не допустим отхода от демократических преобразований, но в то же время будем самым эффективным образом использовать все полномочия для противодействия терроризму». Министр напомнил, что в результате конфликта, развязанного РПК в 1984 году, в Турции уже погибли более 37 тысяч человек.

В такой ситуации Анкара неоднократно заявляла о своем праве принять адекватные меры, которые не исключают и проведения военной операции на территории Северного Ирака, где расположены основные базы боевиков РПК. США же, отмечая необходимость уничтожения террористов, тем не менее выступают против проведения Турцией трансграничных операций в Северном Ираке. Пренебречь мнением своего главного союзника Турция не может, так как потеряет его мощную поддержку в процессе своего вступления в ЕС. Кроме того, против такой операции и нынешние власти Ирака. Анализ проблемы РПК говорит о том, что «замкнутый круг» в ее решении будет иметь место до тех пор, пока он устраивает Вашингтон, а его позиция по данному вопросу в обозримом будущем не претерпит существенных изменений.

52.27MB | MySQL:103 | 0,497sec