Вступление Турции в ЕС и проблема Кипра

Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган в рамках работы юбилейной 60-й сессии ГА ООН принял участие в работе ряда симпозиумов и семинаров. Выступая на одном из них в Нью-Йорке, турецкий премьер подверг резкой критике страны ЕС, которые предъявляют новые требования к Турции накануне ее вступления в ЕС, назвав их противоречащими международному праву.

«Турция выполнила свои обязательства. Попытки предъявить ей после этого новые требования, а также полемика о том, должен ли начаться переговорный процесс или нет, противоречат морали международной дипломатии. Если вы (страны ЕС. — Авт.) так негативно относитесь к Турции, тогда зачем в 1996 году приняли ее в Таможенный союз? Зачем на саммите ЕС в Хельсинки признали Турцию в качестве кандидата на вступление в Евросоюз? Зачем, наконец, в 2002 году говорили, что при выполнении Турцией копенгагенских критериев с ней незамедлительно начнутся переговоры о вступлении в ЕС», — эмоционально спрашивал глава турецкого правительства представителей стран-членов ЕС.

На вопросы, заданные турецким премьером в Нью-Йорке, ответ прозвучал в тот же день, но в Брюсселе. В середине сентября в штаб-квартире ЕС состоялась встреча постоянных представителей 25 стран — членов организации. На ней был утвержден проект декларации по проблеме евроинтеграции Турции. В документе, в частности, указывается на необходимость полного выполнения Анкарой дополнительного протокола о таможенном союзе, снятия всех преград для свободного передвижения товаров и открытия портов для всех стран ЕС. В нем также подчеркивается, что контроль открытия турецких морских портов для Кипра будет проведен ЕС в 2006 году.

Как известно, 29 июля с.г. Турция подписала дополнительный протокол о таможенном союзе с ЕС, который предусматривает распространение его действия на новые 10 стран — членов ЕС, в том числе Кипр. Однако после подписания этого документа турецкий МИД выступил с заявлением, в котором констатировалось, что «подписание протокола ни в коем случае не означает признание Республики Кипр». В документе также отмечается, что «Турция, подписав протокол, выполнила все, что должна была сделать для начала переговоров о вступлении в ЕС на правах полноправного члена». Глава турецкого правительства, поясняя позицию Анкары в кипрском вопросе, заявил, что Турция не намерена признавать Кипр и решительно не приемлет никаких дополнительных условий своего членства в ЕС. Что же касается вопроса об открытии турецких портов для Кипра, то, по словам министра иностранных дел Турции А. Гюля, «если появятся проблемы в процессе функционирования таможенных органов, то существует юридическая основа для их обсуждения в рамках Таможенного союза. Процесс вступления Турции в ЕС не имеет отношения к этим разногласиям». Турция может отказаться от вступления в Евросоюз, если ей будут предъявлены новые условия и не будут представлены все права полноправного члена ЕС, подчеркнул глава турецкого дипломатического ведомства.

После этих заявлений Анкары руководство Кипра высказало намерение заблокировать начало переговорного процесса между Турцией и ЕС, запланированного на 3 октября. Как стало известно из дипломатических источников, положение спасли представители Греции. Ее дипломатам удалось убедить киприотов изменить свое намерение. В результате представители Кипра не подписались под декларацией, однако не стали ее блокировать. Все 25 стран — членов Европейского союза, выразив сожаление в связи с заявлениями турецкой стороны, согласились все же с решением, что 3 октября этого года станет датой начала переговоров о вступлении Турции в ЕС. Ни одна из них против диалога не возражает.

Такое урегулирование конфликтной ситуации в определенной степени можно назвать компромиссом. Внешне он устраивает Анкару, так как в нем признание Кипра не фигурирует в качестве основного условия для начала переговорного процесса. В то же время в декларации отмечается, что Турция в ходе переговоров должна признать Кипр и распространить на это островное государство все положения дополнительного протокола о таможенном союзе с ЕС. Это является обязательным условием вступления Турции в ЕС. В частности, это касается и открытия для Кипра всех турецких морских и воздушных портов. Таким образом, Анкара на тернистом пути в ЕС одержала еще одну маленькую победу — отстояла свое право на начало переговоров о полноправном членстве в ЕС. Тем не менее переговорный процесс предстоит очень длительный и сложный. Греция и Кипр в ходе переговоров могут в любой момент поставить вопрос о выполнении Турцией данного условия, понимая, что в настоящее время, когда кипрская проблема остается неурегулированной, согласие Анкары на это практически невозможно. Турецкие СМИ уже распространили заявление главы МИДа страны А. Гюля, в котором он обвинил Никосию «в попытках срыва переговорного процесса и использовании Евросоюза в корыстных целях».

Эксперты полагают, что в складывающейся ситуации следует ожидать активизации процесса кипрского урегулирования. Его перспективы обсуждались, в частности, в ходе переговоров глав дипломатических ведомств Турции и Греции в Нью-Йорке в рамках работы ГА ООН. Министры, согласовывая дату предстоящего визита в Турцию главы греческого правительства, отметили также, что одним из основных вопросов будущих переговоров в Анкаре станет поиск приемлемых путей урегулирования кипрской проблемы, которая может стать серьезным препятствием на пути Турции в ЕС.

Безусловно, активизирует свои усилия на кипрском направлении и Совет Безопасности ООН в рамках плана генсека К. Аннана по урегулированию на Кипре. Однако и на этом направлении могут вновь возникнуть серьезные разногласия. Обе противостоящие на острове стороны согласны на участие СБ ООН в решении этой застарелой международной проблемы, однако лидер греческих киприотов заявляет при этом, что «ООН в этом процессе урегулирования может быть только посредником, но ни в коем случае не судьей». Необходимо отметить, что позиция турок-киприотов на нынешнем этапе поддерживается американской администрацией. Заместитель госсекретаря США Д. Фрид заявил 22 сентября в интервью телеканалу CNN TЬRK, что вины Турции и турок-киприотов в сегодняшнем кипрском тупике нет и об этом со всей открытостью было заявлено греческой стороне.

Сложный процесс принятия представителями 25 стран — членов ЕС декларации по Турции накануне ее переговоров о полноправном членстве в этой организации свидетельствует о снижении поддержки Анкары. Немаловажную роль в этом сыграли и непреодолимые на нынешнем этапе разногласия по вопросу кипрского урегулирования.

На этот аспект указал, в частности, Марк Гроссман — бывший посол США в Турции, ныне работающий советником по политическим вопросам Госдепартамента США. Он заявил на страницах английской Financial Times, что, «если его вывод о снижении со стороны европейских союзников поддержки Турции на ее пути в ЕС действительно верен, то Вашингтон искренне желает, чтобы реальное развитие событий опровергло этот вывод». Высокопоставленный американский дипломат подчеркнул, что полноправное членство Турции в ЕС выгодно как для Евросоюза, так и для США, а потому Белый дом продолжит всестороннюю поддержку Анкары в реализации ее планов по вступлению в эту организацию. По его мнению, Турция, став членом ЕС, спасет эту организацию от ярлыка «христианский клуб», что очень важно с точки зрения дальнейшего развития Евросоюза, нормализует отношения с Грецией, реформирует политическую и экономическую системы и станет примером для других стран Ближнего и Среднего Востока. «Европейский союз, в составе которого Турция, гораздо лучше ЕС без Турции. Европа должна это понять. Если Европа не поймет и не примет в свою семью Турцию, США вынуждены будут заполнить образовавшийся для Турции вакуум», — отметил М. Гроссман.

Конечно, наряду с этими весомыми доводами существует, и в Европе это понимают, еще одна немаловажная причина поддержки Турции Вашингтоном. Она заключается в том, что американцам в ЕС нужен в определенной мере послушный верный союзник и стратегический партнер. События вокруг Ирака продемонстрировали, что превращение ЕС в самостоятельный центр силы может в определенной мере вызывать у Вашингтона «головную боль» в процессе реализации глобальных планов США по реформированию отдельных стран и регионов. Безусловно, послушность Турции как союзника сегодня далеко не однозначный факт. На нынешнем этапе Анкара, оставаясь стратегическим партнером США, все увереннее проводит самостоятельную многовекторную внешнюю политику, во главе которой стоят прежде всего национальные интересы. Отказ парламента Турции в марте 2003 года предоставить турецкую территорию для дислокации американских войск с целью проведения широкомасштабной военной операции против Ирака красноречиво продемонстрировал это.

Тем не менее Вашингтон готов заполнить возможный для турецкой стороны вакуум в случае отсутствия ощутимого прогресса в ходе начинающихся 3 октября переговоров ЕС – Турция. Ряд экспертов объясняют такую готовность, в частности, опасениями Белого дома тем, что Турция, как одну из альтернатив ЕС, может увидеть в российском рынке. Ведущие представители деловых турецких кругов уже неоднократно высказывались о прекрасной взаимодополняемости рынков двух стран, а также о емкости и перспективности российского рынка, несмотря на его сложность.

По мнению представителей деловых кругов Турции, которые являются членами Союза российских и турецких предпринимателей (СРТП), российский рынок имеет хорошие перспективы. Турецкие бизнесмены — члены СРТП уже не первый год на российском рынке и научились улавливать его любые колебания. Сегодня, по их мнению, рынок демонстрирует устойчивость и стабильность, что создает условия для новых турецких капиталовложений. Крупнейшие турецкие компании Энка, Арчелик, Вестель, Эджазаджибаши и другие, понимая длительность предстоящих переговоров о вступлении в ЕС, разрабатывают новые проекты, которые будут реализованы в России в ближайшее время.

К более активному освоению российского рынка призвал турецких бизнесменов глава Промышленной палаты Эгейского района Турции Салих Эссен. Эгейский район — один из самых развитых в промышленном отношении в республике. А потому показательно заявление С. Эссена о необходимости активизировать освоение российского рынка на постоянной основе.

Не отстают малые и средние фирмы двух стран, которые намерены создавать в России совместные предприятия. В Москве подписан Протокол о российско-турецком сотрудничестве в области развития малого и среднего предпринимательства, который заложил правовую основу для сотрудничества двух стран в этой области. По данным турецкой государственной трубопроводной компании БОТАШ, Россия в 2004 году стала основным поставщиком энергоресурсов в Турцию. Объем этих поставок превышает общий объем поставляемых в Турцию энергоресурсов из Ирана, Саудовской Аравии, Сирии и Алжира. По словам главы Министерства экономического развития РФ Г. Грефа, сегодня идет подготовка к подписанию Меморандума между экономическими ведомствами России и Турции. Это будет своего рода план конкретных мероприятий на два года, реализация которых позволит Москве и Анкаре в 2007 году достичь рекордного показателя по объему двусторонних торгово-экономических отношений — 27 миллиардов долларов.

В этой связи, думается, важным является вопрос о позиции России по вопросу вступления Турции в ЕС. По мнению российских экспертов, Москва поддерживает это стремление Анкары. Так, президент Торгово-промышленной палаты России Евгений Примаков в ходе учредительного заседания российско-турецкого Делового совета отметил, что Москва и Анкара сделают все возможное, чтобы, учитывая предыдущий опыт расширения ЕС, заранее обойти все «острые углы» в двусторонних отношениях в случае вступления Турции в эту организацию. Кроме того он добавил, что «хотя это дело Турции и Евросоюза, но если это будет осуществлено, то все друзья Анкары будут рады». Такую позицию разделяет и известный тюрколог, доктор исторических наук, профессор, директор Института стран Азии и Африки при МГУ им. М.В. Ломоносова Михаил Мейер. Он уверен, что Москве даже выгодно присоединение Анкары к ЕС, так как партнерство в треугольнике Россия — Турция — ЕС, по мнению ученого, неизбежно.

Все это говорит о реальных практических возможностях российского рынка заполнить тот вакуум, который может образоваться в случае затягивания процесса вступления Турции в ЕС. Предпосылки к такому нежелательному для Турции развитию событий, несмотря на достигнутую договоренность о начале переговоров 3 октября, имеются. Ведь Европа, кроме проблемы кипрского урегулирования, ставит перед Анкарой условия о необходимости оперативного решения таких острых вопросов, как армянский и курдский, урегулирование которых потребует от турецкого правительства времени и значительных усилий, причем не только на международном уровне, но и, учитывая мнение оппозиции, внутри страны.

Так, представитель фракции «зеленых» Европарламента Джем Оздемир заявил, что Евросоюз потребует от Турции открыть границы с Арменией и улучшить отношение к представителям нацменьшинств страны. Комментируя позицию Европарламента к запланированным на 3 октября переговорам по вступлению Турции в ЕС, Оздемир отметил, что в принятой 28 сентября Европарламентом резолюции по данному вопросу содержится пункт, согласно которому «Анкара должна принять решение об открытии границ». А лидер крупнейшей фракции Европарламента от Европейской народной партии Ханс-Герт Поттеринг заявил в ходе обсуждения вопроса о расширении ЕС за счет Турции, что, если в Турции не произойдет улучшения положения с правами человека, то Евросоюз должен прекратить переговоры с Анкарой. Он также поднял вопрос о положении Православной церкви в Турции. «Православная церковь в Турции должна получить право готовить священников», — подчеркнул Поттеринг. Он сообщил, что сейчас в Турции действуют значительные ограничения на деятельность христианских церквей. «Говоря о принятии в Евросоюз мусульманской Турции, мы должны заявить, что движение должно идти и со стороны Турции», — подчеркнул лидер крупнейшей фракции в ЕС.

Ужесточение требований к Турции накануне переговоров обусловлено позицией ряда стран ЕС, в том числе Австрии, настаивающих на предоставлении Анкаре статуса «привилегированного партнерства». Турция в свою очередь, по мнению телекомпании NTV, которая ссылается на турецкие дипломатические источники, может покинуть переговорный процесс или вообще отказаться (что маловероятно. — Авт.) от начала диалога, намеченного на 3 октября в Люксембурге, если рамочное соглашение с ЕС не будет отвечать ее интересам. Глава турецкого дипломатического ведомства Турции А. Гюль позвонил 27 сентября министру иностранных дел Великобритании Дж. Стро и заявил: «Мы не сядем в самолет, не видя окончательного текста рамочного соглашения. Если так будет продолжаться и дальше, мы можем не поехать на встречу 3 октября».

52.31MB | MySQL:103 | 0,536sec