О ситуации в Исламской Республике Афганистан накануне парламентских выборов

Политико-экономическая ситуация в стране прямым образом сказывается и на утверждении того или иного статуса социальных отношений. И хотя трудно говорить об афганцах как об окончательно сложившемся монолитном этносе, в ходе войн за независимость против Великобритании в самосознании всех групп социума сложилась, судя по всему, самоидентификация, имеющая несколько уровней. Национальный – пуштун, таджик, хазара (хазареец) или кто-то еще. Конфессиональный – суннит, шиит, исмаилит. Государственный – афганец. Характерно, что все афганцы, независимо от этноконфессиональной принадлежности, не приемлют разговоров о разделе страны. Для них Афганистан – един и неделим.

Традиция безусловного подчинения лидеру, даже определенного преклонения перед ним, происходящая, вероятно, из системы родоплеменных отношений, в современных условиях преломляется через этнополитическую ситуацию, трансформируясь на политических лидеров. И если, например, у хазарейцев духовный наставник и гражданский руководитель объединяются в одном лице, то у таджиков или узбеков религиозный фактор играет уже значительно меньшую роль. Едва ли не наиболее ярко это проявлялось на примере Ахмад-Шаха Масуда. В периодической печати уже тогда существовал сформировавшийся стереотип представлений об отношении афганских таджиков к Масуду. В принципе, как показывает опыт изучения внутриафганских отношений в 90-ые – начало 2000-х годов, этот стереотип в большей части соответствует действительному положению вещей.

Из этого факта следует важная особенность современной афганской военно-политической реальности. Смена тем или иным лидером своих политических пристрастий означает одновременно и переход на ту или иную сторону подчиненных ему военных формирований. В ситуации, когда политические рекомбинации нередки, а это напрямую относится к Афганистану 1990-х, названный фактор серьезно усложнял общий ход военно-политических событий. Позиция местных авторитетов оказывает чрезвычайно сильное влияние на ситуацию в стране. Они определяют характер морально-этической и социально-политической оценки населением той или иной местности любых решений или действий властей или иных сил общенационального масштаба.

В то же время, в силу особенностей исторического развития, для афганского менталитета в большинстве случаев характерным является преобладание регионализма в ущерб представлениям о принадлежности к единому централизованному государству.

Из вышеизложенного следуют такие основные черты партий и иных политизированных структур в Афганистане:

– наличие обязательного религиозного элемента, значимость которого может варьироваться в незначительных пределах, всегда играя чрезвычайно важную роль;
– ярко выраженный этнический и конфессиональный критерий;
– местнический характер большинства группировок;
– важная роль военных, сориентированных, как правило, на те или иные внешние силы;
– чрезвычайно высокая степень единоначалия.

В период до выборов в республиканский парламент военно-политическая обстановка в Исламской Республике Афганистан (ИРА) оставалась сложной. Она характеризовалась противоборством между сторонниками главы государства Х.Карзая и оппозицией за победу на парламентских выборах и внешнеполитической активностью нового афганского руководства, направленной на получение дополнительной финансовой помощи от стран-доноров, а также дальнейшее сохранение иностранного военного присутствия на территории ИРА. Коалиционные силы (КС), Международные силы содействия безопасности (МССБ) совместно с афганскими силовыми структурами вели борьбу против вооруженных формирований Исламского движения талибов (ИДТ) и Исламской партии Афганистана (ИПА) Г. Хекматьяра.

Наряду с этим, ситуацию на местах осложняли внутренние конфликты, связанные со стремлением местных полевых командиров сохранить сферы своего влияния.

В указанный период деятельность сторонников президента Х.Карзая была направлена на создание условий для гарантированного получения большинства мест в нижней палате парламента страны. С этой целью руководство ИРА выделило финансовые средства, необходимые, по его расчетам, для получения сторонниками Х.Карзая, как минимум 100 из 249 депутатских мест. Большую часть указанных средств предоставили американцы. Кроме этого, определенную финансовую поддержку президенту оказывал его брат К.Карзай, который практически полностью контролирует наркобизнес в южных провинциях Афганистана.

Для организации поддержки на местах кандидатов из числа сторонников Х.Карзая максимально был задействован административный ресурс. В этих целях использовались родственные, деловые, личные связи и влияние окружения президента, членов афганского правительства, а также групп восстановления провинций и различных международных организаций, работающих на местах с руководителями местных органов власти. Наряду с оказанием помощи в расширении масштабов пропагандистской деятельности, им предоставлялись значительные финансовые средства для подкупа влиятельных представителей на местах, передаваемые, как правило, через губернаторов провинций из числа доверенных лиц президента.

Для укрепления позиций Х.Карзая с подачи его сторонников в мае текущего года. был сформирован Национально-демократический фронт Афганистана (НДФА, «Джабхе-йе мелли-йе демократ-е Афганестан»), объединивший 13 общественно-политических движений и партий, выступающих с демократических позиций.

Несмотря на критику нынешнего руководства ИРА, связанную главным образом с отсутствием четкой программы действий в ряде областей экономики и политики, члены НДФА, в целом, поддерживают действующее правительство Х.Карзая.

Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что подавляющая часть лидеров партий, входящих в состав «фронта» являются представителями пуштунской части населения ИРА, на которую опирается президент страны. Представители нацменьшинств занимают либо нейтральные позиции, либо, как таджик М.З.Пируз открыто выступают на стороне главы государства. В свою очередь, хазареец Х.Собхани является сторонником второго вице-президента К.Халили.

Подобная ситуация позволяет говорить о том, что с одной стороны НДФА способствовала объединению пуштунов в едином политическом предвыборном блоке, а с другой — внесению еще большей разобщенности среди нацменьшинств в ходе голосования за возможных кандидатов от «фронта».

В отношении так называемых «умеренных талибов» Х.Карзай продолжал через своих представителей поддерживать контакты с ними с целью склонить их к сотрудничеству с центральным правительством. Для придания официального статуса данному процессу Указом президента ИРА была создана Независимая национальная комиссия по укреплению мира, которую возглавил один из бывших руководителей моджахедов С.Моджаддеди. В настоящее время пятеро представителей ИДТ: моулави В.А.Мутавакиль, моулави Хаксар, моулави Д.Шинвари, моулави Каламуддин и моулави А.С.Ракети перешли на сторону нынешнего главы государства и официально (с соответствующей PR-акцией) были зарегистрированы для участия в парламентских выборах. По мнению одного из лидеров оппозиции Ю.Кануни (руководитель Фронта национального понимания Афганистана, ФНПА), все они имели гарантированные шансы на победу.

Сам ФНПА был сформирован в апреле 2005 г. В его состав вошли 13 общественно-политических партий и движений. В числе наиболее влиятельных из них Пария Новый Афганистан (лидер — Ю.Кануни), Партия исламского движения народа Афганистана (М.Мохаккек) и Исламское движение Афганистан (А.Джавид).

Целью нового политического объединения стало получение большинства депутатских мест на выборах в нижнюю палату парламента ИРА.

Вместе с тем, в составе ФНПА не участвуют Национальный конгресс Афганистана (лидер — Л.Педрам), Национальный союз Афганистана (М.Недаи) и Партия независимости Афганистана (Г.Ф.Наджраби), что делают «фронт» малопривлекательным для афганской интеллигенции и студенческой молодежи.

Подобная позиция указанных политических деятелей обусловлена несогласием с принятой структурой руководства, в которой не определены разграничения полномочий между председателем совета и его членами, а также сроки пребывания на руководящем посту. Кроме того, Л.Педрам не приемлет идею конструктивного сотрудничества с действующим правительством.

В случае успеха на выборах лидеры оппозиции намеревались внести ряд предложений по изменению Конституции страны, основополагающими из которых являлись введение в Афганистане парламентской формы правления и учреждение поста премьер-министра.

Вместе с тем, к образованию ФНПА обозначилась причастность американцев, предпринимающих шаги по созданию условий для формирования подконтрольного парламента страны.

Одной из отправных точек на этом направлении стала поездка в США лидера создаваемой партии Новый Афганистан Ю. Кануни. С ним была достигнута договоренность о создании на базе партии Новый Афганистан оппозиционного политического блока, готового к конструктивному сотрудничеству с президентом Х.Карзаем в деле подготовки и участия в парламентских выборах. Взамен, помимо финансовой помощи и политической поддержки, американцы обещали свое содействие в вопросах предоставления руководящих постов Ю.Кануни, Б.Раббани, а также другим лидерам оппозиции, как в будущем афганском парламенте, так и в правительстве ИРА.

Об истоках создания нового оппозиционного политического блока в лице ФНПА в достаточной степени были осведомлены и представители международного сообщества. Так, отдельные аспекты работы по его формированию, связанные в первую очередь с деятельностью ЦРУ США, в прямой постановке обсуждались на состоявшейся встрече проамерикански настроенного бывшего лидера моджахедов С.И.Гилани с представителями командования МССБ и Европейского Союза.

Кроме этого, американцы продолжали уделять особое внимание персональной работе с лидерами партий, в том числе вошедших в состав нового оппозиционного блока, которые представляют интересы афганских нацменьшинств. Так, одному из хазарейских лидеров М.Мохаккеку, являющемуся заместителем Ю.Кануни в руководстве «Фронта», ежемесячно американцы предоставляют финансовую помощь. Аналогичная поддержка, якобы, оказывается и лидеру афганских узбеков А.Дустуму, ранее назначенному Х.Карзаем на пост начальника штаба ставки Верховного главнокомандующего.

Как представляется, ФНПА все отчетливей приобретает образ управляемой оппозиции. Руководящий совет «Фронта» в рассматриваемый период был занят проблемой согласования единых кандидатур для участия в парламентских выборах, в число которых должны были войти и все его руководители. Случайно оброненное высказывание в заявлении одного из лидеров ФНПА М.Мохаккека, что все рассматриваемые кандидаты гарантированно пройдут в парламент, дает основания полагать о том, что данный вопрос согласован с президентом и указанное количество мест (около 60) является своеобразной квотой, выделенной для оппозиции.

Вместе с тем, часть мест в будущем парламенте должны были получить члены Национального исламского движения Афганистана (НИДА), представляющего интересы афганских узбеков. Однако, учитывая разобщенность сторонников НИДА после ухода А.Дустума с поста руководителя, лишь незначительная часть из них может выступить в жесткой оппозиции действующему правительству. Большинство же руководителей НИДА, включая самого А.Дустума, по-прежнему опасаются возможного инициирования против них процесса по обвинению в военных преступлениях, и поэтому предпочитает не вступать в конфликт с центральной властью.

Данное обстоятельство являлось одним из главных препятствий на пути создания предвыборного блока НИДА с партией Национальный конгресс Афганистана, лидер которого Л.Педрам продолжал вести наиболее последовательную и бескомпромиссную линию в отношении проамериканского правительства Х.Карзая и военного присутствия США в Афганистане.

Еще одним направлением деятельности афганского руководства по усилению центральной власти на местах продолжала оставаться реализация программы разоружения, демобилизации и реинтеграции (РДР) бывших моджахедов. Решение данной задачи рассматривалось как одно из главных условий успешного проведения парламентских выборов

Для этого второй вице-президент страны К.Халили обнародовал указ о начале второго этапа программы. В ходе первого было демобилизовано около 60 000 бывших моджахедов, из которых около 50 000 уже адаптировались к гражданской жизни, и было сдано на склады свыше 30 000 единиц тяжелого и легкового вооружения. В то же время, по данным афганских правоохранительных органов в стране продолжает насчитываться несколько сотен незаконных вооруженных групп. Предполагалось, что все они еще до начала парламентских выборов будут разоружены. В целях ускорения данного процесса представители ООН предполагают в течение года после разоружения выплачивать бывшим полевым командирам от 100 до 650 долларов, если они согласятся участвовать в программе.

Вместе с тем, обращает на себя внимание тот факт, что под указанную программу не подпадают подразделения пуштунских полевых командиров, сотрудничающих с ВС США на юге и юго-востоке страны, что вызывает недовольство руководства вооруженных формирований «Северного альянса».

Одновременно с разоружением моджахедов руководство Афганистана уделяло большое внимание подготовке новых кадров для АНА и полиции.

По данным МССБ к сентябрю 2005 г. численность военнослужащих АНА достигла свыше 30 000 солдат и офицеров. Полное формирование афганской армии численностью 70 тысяч военнослужащих планируется завершить к 2007 году.

Вместе с тем, у командования КС вызывает обеспокоенность увеличение случаев дезертирства из АНА.

Многие представители национальных меньшинств, включая таджиков, узбеков, хазарейцев и туркмен, отказываются служить в частях и соединениях АНА, дислоцированных в районах традиционного расселения пуштунских племен на востоке и юге страны. Аналогично ведут себя и новобранцы-пуштуны, оказываясь проходить службу на севере Афганистана.

Среди военнослужащих АНА отмечается слабый моральных дух, связанный с большими потерями в боевых действиях с талибами, низким денежным содержанием, не превышающим для рядового состава 70 долл. США в месяц. Не устраивает военнослужащих и незначительная денежная компенсация семьям погибших, составляющая около 400 долл. США. Ситуация усугубляется также и плохими бытовыми условиями в отдаленных гарнизонах.

В настоящее время число военнослужащих, оставивших свои воинские части составляет боле 10 000 человек.

Учитывая эти обстоятельства, завершение формирования АНА к указанному сроку является весьма проблематичным и не соответствующим действительности.

США в свою очередь, продолжают оставаться главными участниками процесса строительства Афганской национальной армии. Американцы продолжали предпринимать последовательные шаги по замене вооружения и боевой техники АНА советского производства на западные образцы.

В частности, к началу лета 2005 г. Командование ОЦК ВС США в Афганистане передало для АНА десять бронетранспортеров М113.

Не меньшее внимание уделялось и подготовке кадров для АНА по американским военным стандартам.

С этой целью на базах морской пехоты (МП) США в Северной и Южной Каролине были открыты курсы для офицеров тактического звена АНА. Первая группа афганцев уже приступила к занятиям на одной из этих баз.

Курс подготовки рассчитан на срок от полутора до двух месяцев. Занятия предусматривают обучение методике преподавания начальной военной подготовки новобранцев, боевой и тактической подготовки личного состава и обучение снайперскому делу. Планируется, что афганские офицеры по возвращении на родину, будут использовать полученные знания для проведения занятий с военнослужащими своих подразделений.

Ожидается, что следующая группа офицеров АНА, которая прибудет на американские курсы, будет включать уже около 20 человек.

Внешнеполитическая деятельность нового афганского руководства была направлена на развитие отношений со странами мирового сообщества, с целью получения дополнительной донорской помощи, необходимой для восстановления экономики страны, а также обеспечения безопасности. В этой связи весьма характерна международная экономическая конференция, состоявшаяся в Кабуле с 4 по 6 апреля с.г. Основной целью ее проведения стало наполнение бюджета на 1384 год (21.03.2005-21.03.2006) за счет привлечения дополнительной донорской помощи для восстановления страны. Х.Карзай обратился к участникам форума с просьбой об увеличении размеров донорской помощи Афганистану и рассмотрении возможности перечисления финансов напрямую в бюджет государства, а не через неправительственные организации, что вызвано нецелевым расходованием предоставляемых им денежных средств.

На конференции были определены наиболее важные направления совместной деятельности по восстановлению страны на ближайшую перспективу, включая обеспечение безопасности, борьбу с незаконным производством и распространением наркотиков и развитие инфраструктуры.

Вместе с тем, основная цель форума не была достигнута в полном объеме, так как только Великобритания и Южная Корея объявили о готовности выделить, соответственно, 80 млн. фунтов стерлингов и два млн. долл. США в «Трастовый фонд реконструкции Афганистана».

Следует также отметить, что просьба о предоставлении долгосрочной финансовой помощи Афганистану звучала и в ходе визита Х.Карзая в начале мая этого года во Францию и Бельгию.

Вместе с тем, основное внимание руководством ИРА продолжало уделяться контактам с представителями государств, заинтересованных в укреплении своих позиций в Афганистане и, прежде всего, США. В этом плане следует отметить визит главы афганского государства в США во второй половине мая текущего года.

В ходе него было подписано соглашение о долгосрочном стратегическом партнерстве между двумя странами. В распространенном совместном заявлении президентов США и ИРА отмечалось, что стороны намерены тесно сотрудничать в создании демократической системы государственной власти в Афганистане, развитии экономики и обеспечении безопасности.

В то же время, соглашение предусматривает возможность долговременного пребывания контингента ВС США на территории ИРА, использование авиабазы Баграм и другой военной инфраструктуры в американских интересах. Кроме того, КС под руководством США будут и в дальнейшем иметь свободу действий при проведении антитеррористической операции на территории Афганистана.

Сами Коалиционные силы и МССБ, совместно с афганскими силовыми структурами, продолжали решение главной задачи — нейтрализация действий вооруженной оппозиции.

В указанный период наиболее напряженная обстановка сложилась на юге и юго-востоке Афганистана. Число диверсий и терактов, по сравнению с весенним периодом текущего года, увеличилось в несколько раз. При этом партизаны (моджахеды) действовали достаточно эффективно. Только за одну неделю активных действий были уничтожены до двух десятков американцев.

Наиболее серьезные потери понесли американцы в результате поражения зенитным огнем с земли транспортного вертолета «Чинук», когда погибли все 18 морских пехотинцев, находившихся на борту, включая членов экипажа.

Значительно участились теракты против сотрудников МВД. Партизаны, как правило, совершали нападения на полицейские патрули и посты безопасности.

В то же время, были отмечены более пятидесяти случаев обстрела американских передовых оперативных баз и постов безопасности АНА, а также нападений на патрули и военные автоколонны КС и АНА. Особо опасная ситуация сложилась в провинциях Хост, Пактия, Пактика, Кандагар, Урузган, Гильменд и Кунар.

В общей сложности только в течение апреля месяца погибли более 50 военнослужащих КС, АНА и сотрудников МВД.

Особый акцент экстремисты продолжали делать на терактах и диверсиях, направленных против представителей правоохранительных органов. Об этом, в частности, говорит число погибших в течение только одного месяца сотрудников полиции, достигшее 40 человек.

Одновременно партизаны вели активные боевые действия против военнослужащих КС и АНА. В провинции Лагман в районе г.Мехтарлам боевики напали на патрульную группу ВС США. В ходе перестрелки два американских морских пехотинца были убиты, о чем командование КС сделало официальное заявление.

В уезде Аргандаб провинции Заболь экстремисты атаковали совместную военную колонну КС и АНА, следовавшую для проведения операции по зачистке местности.

В мае месяце было совершено 20 обстрелов передовых оперативных баз ВС США и постов безопасности АНА и МВД. Общее количество потерь со стороны КС и АНА составило около 30 человек убитыми и до 50 ранеными.

Начиная с июня, активность боевиков заметно усилилась. Только за две недели этого месяца количество обстрелов и нападений стало таким же, как за весь предыдущий месяц. В результате них погибли шесть американских военнослужащих и более 50 солдат и офицеров АНА, сотрудников МВД и служб безопасности.

В течение последующих трех месяцев американцы понесли потери и в боевой технике. Моджахедами были уничтожены четыре бронеавтомобиля «Хаммер», один БМП «Бредли» и три бронетранспортера.

По заявлению командования КС военное ведомство США выразило беспокойство тем фактом, что по соотношению потерь к численности группировки войск военный контингент ВС США в Афганистане несет значительно больший урон, чем в Ираке.

Особенностью предвыборного периода стала концентрация усилий моджахедов и вооруженной оппозиции на проведении диверсий на крупных промышленных и энергетических объектах страны. В частности, они подготавливали обстрелы реактивными снарядами (РС) завода азотных удобрений в г.Мазари-Шариф и, неоднократно, плотины ГЭС «Наглу» в уезде Соруби провинции Кабул, снабжающей электроэнергией афганскую столицу. В связи с обострением обстановки в этом районе командование МССБ приняло решение о развертывании там дополнительных стационарных постов, на которых будут нести службу военнослужащие ВС Германии из состава Кабульской многонациональной бригады МССБ.

Особо следует отметить увеличение случаев нападений боевиков экстремистских организаций на правительственных чиновников, поддерживающих Х.Карзая. Так, в уезде Вашир провинции Гильменд был схвачен и обезглавлен член совета провинции Л.Мохаммад, а в Заболе убит начальник службы коммунального хозяйства г.Калат, который ранее принял активное участие в организации президентских выборов в этой провинции.

Крупный теракт боевикам удалось организовать против мирных жителей в г.Кандагар, когда в результате взрыва террориста-смертника в одной из мечетей города погибли 20 и получили ранения более 50 человек.

Кроме того, талибы начали усиливать давление на кандидатов, баллотировавшихся в парламент и провинциальные советы. При этом они использовали как силовые, так и пропагандистские методы воздействия. В частности в уезде Дехьяк провинции Газни экстремисты расстреляли автомобиль одного из кандидатов в депутаты парламента страны, а в Кабуле распространили листовки с призывами отказаться от участия в выборах и сотрудничества с правительством Х.Карзая под угрозой смерти.

По мнению представителей КС, в ближайшее время следует ожидать расширения масштабов деятельности боевиков и увеличение их активности в различных районах страны.

С учетом этого командование КС совместно с афганскими силовыми структурами предпринимало превентивные меры для нейтрализации и защиты своих объектов от нападений моджахедов.

Только за три летних месяца в предвыборный период КС и АНА провели около 80 зачисток местности, совместных частных операций и оперативных мероприятий по ликвидации экстремистов, что в два раза больше, чем за три первых месяца текущего года. Следует отметить, что географически операции затронули южные и юго-восточные районы страны. В частности, части и подразделения АНА во взаимодействии с военнослужащими КС в июне месяце провели недельную операцию по зачистке населенных пунктов в провинциях Кандагар, Заболь и Урузган. В ходе нее было уничтожено более 100 экстремистов ИДТ и около 30 взяты в плен, было обнаружено более 80 складов и тайников с оружием, боеприпасами и взрывчатыми веществами, а также предотвращено несколько крупных диверсий и терактов в Кабуле, Кандагаре, Хосте и Заболе. Среди взятых в плен – влиятельные полевые командиры ИДТ мулла Рахматулла и мулла Наби.

Министр обороны ИРА генерал армии А.Р.Вардак заявил, что по данным его ведомства экстремистская организация «Аль-Каида» проводит перегруппировку своих сил и ее руководство намерено использовать тактику действий иракских боевиков. В частности, он отметил, что в последние три недели от шести до восьми террористов-смертников из «Аль-Каиды» проникли на территорию ИРА и двоим из них удалось совершить террористические акты в г.Кандагар. А.Р.Вардак не исключил вероятности повторения подобных инцидентов.

В ходе боевых действий Коалиционных сил имели место ошибки, повлекшие за собой гибель и мирных граждан. Подобный случай произошел в уезде Дайчопан провинции Заболь, когда авиация КС, после нападения боевиков, нанесла удар по месту их предполагаемого нахождения. Вследствие ошибки летчиков, при бомбометании получили ранения шесть афганских солдат, а также убиты три и ранены семь мирных жителей. В этом же уезде, четыре дня спустя, в ходе перестрелки с боевиками американцы ранили четырех местных жителей.

Увеличение числа пострадавших среди мирного населения вызвали серьезную обеспокоенность руководства ИРА. Вследствие этого, МО Афганистана официально обратилось к командованию КС с требованием согласовывать свои действия при проведении операций с местными органами власти и командирами частей и подразделений АНА, дислоцирующихся в районах, подвергающихся зачисткам.

В указанный период обострению обстановки в значительной мере способствовало усиление антиамериканских настроений в ИРА, вызванное публикациями СМИ о глумлении американцев над религиозными чувствами заключенных на базе в Гуантанамо (Куба). Такого рода сообщения привели к массовым волнениям. В частности, в г.Джелалабад (пров. Нангархар) состоялась демонстрация около 300 студентов, прошедшая под лозунгами «Смерть США» и «Смерть Бушу». Впоследствии, выступления затронули 14 из 34 провинций ИРА, включая Кабул. В г.Кундуз и г.Газни имели место столкновения демонстрантов с полицией. В результате них 18 человек погибли и 43 получили ранения.

Вместе с тем, по мнению представителей посольств стран НАТО в Кабуле, беспорядки были хорошо подготовлены и скоординированы лицами, заинтересованными в создании напряженности между США и ИРА.

Наряду с этим, продолжались столкновения между вооруженными формированиями некоторых региональных лидеров и полевых командиров за передел сфер влияния. Наиболее серьезные из них имели место в провинции Фарьяб между сторонниками узбекского лидера А.Дустума и его давнего противника Г.Пахлавана.

Напряженной оставалась обстановка в г.Кабул. В столице были отмечены случаи нападения экстремистов на сотрудников ООН и мирных граждан. В частности, террорист-смертник привел в действие взрывное устройство в интернет-кафе, расположенном в центральной части города.

Следует отметить увеличение случаев похищения иностранцев в столице с целью получения выкупа. Так, в центре города члены экстремистской группировки захватили в заложники сотрудницу международной гуманитарной организации гражданку Италии К.Кантони. Только после месяца усилий КС, МССБ и афганских силовых структур с похитителями была достигнута соответствующая договоренность, и девушка была отпущена на свободу.

В связи с терактами в столице страны сотрудниками полиции, службы безопасности, военнослужащими АНА, МССБ и КС неоднократно проводились совместные операции по зачистке местности. В ходе них обнаружено семь тайников с оружием и боеприпасами, а также задержано более 10 человек, подозреваемых в связях с экстремистами.

Сторонники Х.Карзая при поддержке США и западных стран акцентировали действия на укреплении своих позиций перед парламентскими выборами и создании необходимых условий для их проведения, в том числе и в плане обеспечения безопасности.

На заседании Постоянного комитета Североатлантического союза (НАТО) в сентябре с.г. был рассмотрен ход операции Международных сил содействия безопасности (МССБ) в Афганистане. Участники совещания выразили особое удовлетворение итогами проведенных в Афганистане парламентских выборов. В ходе встречи принято решение приступить к детальному планированию в рамках Военного комитета НАТО очередного этапа операции контингента ОВС блока по расширению зоны ответственности МССБ на южные провинции страны.

В качестве итога хотелось бы отметить роль и место некоторых государств мира и региона в разрешении афганской проблемы.

 

Среднеазиатские республики СНГ:
— окончательная ликвидация влияния ИДТ, поддерживающего и спонсирующего Исламскую партию Туркестана и другие экстремистские группировки, в интересах обеспечения национальной безопасности и недопущения распространения радикального исламского фундаментализма в среднеазиатских республиках СНГ;
— содействие установлению в Афганистане умеренного исламского режима, придерживающегося политики нейтралитета и поддерживающего дружественные отношения с соседями;
— установление мира в ИГА путем формирования коалиционного правительства с равным участием всех наций и народностей;
— стабилизация обстановки в ИГА для реализации планов поставки углеводородного сырья и промышленных товаров странам-импортерам через территорию Афганистана, минуя Россию;
— ликвидация источника производства и сбыта наркотиков как основной угрозы внутриполитической стабильности своих стран, исходящей из Афганистана.

 

Индия:
— поддержка усилий по окончательной ликвидации ИДТ в целях обеспечения национальной безопасности и своих интересов в Центральной Азии ;
— уничтожение баз и лагерей подготовки боевиков на территории Афганистана, действующих на территории штата Джамму и Кашмир;
— ликвидация угрозы международной исламской экспансии, в том числе и в отношении Кашмира и других районов Индии, в которых преобладает мусульманское население.

 

Китай:
— сохранение у власти исламского режима с преобладанием пуштунов, чтобы обеспечить сохранение стабильности в стране, но с безусловным устранением из его руководства наиболее радикальных лиц;
— обеспечение сохранения у власти в Кабуле режима, проводящего политику дружбы и сотрудничества в отношении Пекина и Исламабада в интересах сохранения в Пакистане (через США) близкого к Китаю нынешнего правительства П. Мушаррафа;
— ликвидация на территории Афганистана баз и лагерей подготовки боевиков из числа уйгурских сепаратистов, ведущих антиправительственные вооруженные действия в Синцзян-Уйгурском автономном районе Китая;
— нейтральное отношение к пришедшему к власти в Афганистане проамериканского марионеточного режима в интересах политической и военной дискредитации США в регионе.

 

Иран:
— полная ликвидация ИДТ в целях обеспечения национальной безопасности и интересов в Центральной Азии, а также воспрепятствования транспортировки наркотиков в Иран;
— вывод с территории Афганистана баз подготовки и боевиков возглавляемой У. бен Ладеном экстремистской организации «Аль-Каида», угрожающих стабильности в регионе;
— прекращение прямого пакистанского вмешательства в вопрос афганского урегулирования;
— оказание поддержки вооруженным формированиям бывшего Северного альянса для укрепления его боевого потенциала;
— срыв планов США по расширению своего влияния в Центральной Азии;
— расширение взаимодействия с РФ в вопросе афганского урегулирования.

 

Соединенные Штаты Америки:
— внутреннее реформирование афганского политического руководства, которое должно лояльно относиться к американской политике в Центральной Азии, формирование проамериканского коалиционного правительства в послекризисный период;
— сохранение контроля Пакистана над Афганистаном;
— недопущение полного прихода к власти лидеров Северного альянса;
— уничтожение или захват У. бен Ладена и других руководителей экстремистской организации «Аль-Каида»;
— ликвидация лагерей и центров подготовки террористов (религиозных экстремистов) на территории Афганистана;
— создание предпосылок для длительного военного присутствия ВС США в Афганистане, а возможно и в республиках СНГ, на постоянной основе, сохранение очагов напряженности в Центрально-Азиатском регионе;
— недопущение усиления российских позиций в антиталибской коалиции, ослабление роли РФ в афганском урегулировании;
— использование территории послевоенного Афганистана в качестве плацдарма своей экспансионистской политики в отношении среднеазиатских республик СНГ и против Ирана, подрыва в них российских позиций;
— снижение влияния России в среднеазиатских республиках СНГ и Иране;
— экономическая экспансия в Афганистане в послекризисный период;
— формирование условий для создания основного транспортного коридора из среднеазиатских республик СНГ на юг для экспорта углеводородного сырья в ущерб экономическим интересам России.

 

Российская Федерация:
— обеспечение безопасности рубежей России и СНГ;
— устранение очагов напряженности в Центрально-Азиатском регионе;
— превращение Афганистана в стабильное и дружественное государство с предсказуемой внешней политикой;
— ликвидация источников наркоторговли с территории Афганистана;
— прекращение потока боевиков из Афганистана на Северный Кавказ;
— разгром лагерей и центров подготовки религиозных экстремистов «Аль-Каиды» У. бен Ладена и других террористических организаций;
— сохранение в Центральной и Южной Азии российского влияния.

 

Пакистан:
— сохранение у власти дружественного режима путем его внутреннего реформирования;
— недопущение формирования коалиционного правительства по сценарию антиталибской коалиции;
— использование учебных баз на территории Афганистана для подготовки боевиков для действий в индийском штате Джамму и Кашмир;
— стабилизация обстановки в ИГА в целях реализации планов транспортировки углеводородного сырья и промышленных товаров по маршруту: среднеазиатские республики СНГ — Афганистан — Пакистан — страны-импортеры;
— сохранение контроля за развитием ситуации в Афганистане в нужном ему направлении;
— возможность использования территории Афганистана для развертывания второго эшелона войск в случае широкомасштабных боевых действий с Индией;
— использование Афганистана в качестве сырьевого придатка Пакистана;
— противодействие планам РФ и Ирана по афганскому урегулированию;
— убеждение США в целесообразности формирования проамериканского правительства и возврат к власти в ИГА.

 

Руководство исламских экстремистских организаций, действующих на территории Афганистана:
— сохранение своего тесного взаимодействия с руководством ИДТ и «Аль-Каиды»;
— активное противодействие планам и действиям США по их вытеснению с афганской территории;
— сохранение на территории Афганистана своих руководящих органов, лагерей подготовки и отрядов исламских боевиков.

 

Международные организации (ООН):
— формирование в Афганистане коалиционного правительства с равным участием в нем всех наций и народностей страны;
— установление в стране умеренного режима, выступающего против распространения радикального исламского фундаментализма и поддерживающего усилия мирового сообщества в борьбе с международным терроризмом;
— превращение Афганистана в стабильное государство с предсказуемой внешней политикой;
— формирование в стране механизма контроля и недопущения распространения наркобизнеса;
— предотвращение гуманитарной катастрофы, оказание всестороннего содействия афганским беженцам в приграничных с ИГА государствах.

Примечание:

Деятельность МССБ осуществляется на основании резолюций Совета безопасности ООН (СБ ООН) № 1385 от 6 декабря и № 1386 от 20 декабря 2001 года. Министерство обороны Великобритании разработало и согласовало с представителями военных ведомств стран-участниц МССБ в Афганистане концепцию операции «Международных сил по оказанию помощи в обеспечении безопасности в Кабуле», которая была официально утверждена 19 декабря 2001 года. Согласно этой концепции МССБ возглавил штаб бригады быстрого реагирования вооруженных сил (ВС) Великобритании под командованием генерал-майора Дж.Маккола. Оперативное управление МССБ осуществляет Командование сухопутных войск Объединенного Центрального командования (СВ ОЦК) ВС США.

Основные задачи МССБ:
— оказание помощи афганскому народу в обеспечении безопасности стратегических (ключевых) объектов в Кабуле, включая места работы и проживания членов временной администрации;
— обеспечение безопасности транспортных коммуникаций в районе столицы Афганистана;
— содействие ВС США в обеспечении безопасности авиабазы «Баграм»;
— оказание помощи Временному правительству ИГА в формировании национальных структур безопасности и вооруженных сил;
— организация взаимодействия с афганской полицией в Кабуле;
— содействие в открытии международного аэропорта в Кабуле;
— подготовка к развертыванию в Афганистане «последующих сил», которые должны сменить МССБ.

52.36MB | MySQL:103 | 0,672sec