Ситуация в Ливане: август 2017 г.

Ситуация в Ливане в августе 2017 года в целом демонстрировала положительную динамику. Она характеризовалась несколькими основными моментами. Во-первых, успешными военными действиями ливанской армии против боевиков «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) в Северном Каламуне. Во-вторых, дебатами в политических кругах Ливана по поводу эвакуации сирийских беженцев. В-третьих, экономическими планами ливанского правительства и деловых кругов, связанными с перспективами экономического восстановления Сирии и участии ливанцев в этом процессе.

3 октября было объявлено об окончании военной операции в Арсале против боевиков «Джебхат ан-Нусры» (запрещена в России), проводившейся совместными силами ливанской армии и движения «Хизбалла». 27 июля между воюющими сторонами после уничтожения 140 боевиков было подписано перемирие. Его результатом стали договоренности, достигнутые при участии руководителя Службы общей безопасности Ливана генерала Аббаса Ибрагима о выводе 1400 боевиков «Джебхат ан-Нусры» из Ливана в Сирию, в провинцию Идлиб. Понадобилось почти десять дней, чтобы убедить лидера «Джебхат ан-Нусры» Абу Мухаммеда аль-Джулани дать своим боевикам уйти в Сирию (безопасный проход в Идлиб им был обеспечен). Освобождение региона Арсаль, в течение долгого времени занятого террористами, было встречено в Ливане с воодушевлением. Президент Ливана Мишель Аун  отметил героизм ливанских вооруженных сил и заявил о выделению региону Арсаль 30 млн долларов на восстановление экономики. Спикер ливанского парламента Набих Берри, находившийся в Иране для участия в церемонии инаугурации президента ИРИ Хасана Роухани, особо отметил «выдающуюся роль  нашей героической армии, одной из лучших в регионе, продемонстрировавшей большую компетентность в борьбе с терроризмом». В беседе со спикером иранского Меджлиса Али Лариджани Н.Берри отметил, что ситуация с безопасностью в Ливане заметно улучшилась. «Ливан сейчас является не только одной из самых безопасных стран в регионе, ситуация с безопасностью у нас лучше, чем во многих государствах Европы». На переговорах с иранской стороной Набих Берри затронул и проблему сирийских беженцев в Ливане. Он упомянул о том, что в стране находится полтора миллиона беженцев из Сирии с высоким уровнем рождаемости: «Сотни тысяч сирийских детей рождаются в Ливане». Н.Берри подчеркнул необходимость начала прямых переговоров с сирийским правительством о возвращении беженцев на родину: «В Ливане есть сирийское посольство, а в Дамаске ливанское. Нас связывают многочисленные договора и соглашения. Я думаю, если бы мы начали прямые переговоры, мы бы помогли вернуться сотням тысяч людей».

В то же время некоторые ливанские политики негативно оценили военную роль движения «Хизбалла» в операции в Арсале. Министр внутренних дел Ливана Нухад Машнук, являющийся одним из руководителем движения «Мустакбаль», 3 августа предостерег от участия движения «Хизбалла» в военных операциях, тем более на чужой территории, и призвал к интеграции вооруженных формирований движения в состав ливанской армии. В противном случае, по его мнению, Ливану грозит международная изоляция. Н.Машнук заявил: «Ливан не Вьетнам, чтобы жить согласно формуле «Народ, армия, сопротивление». Мы, конечно, и не Гонконг, а скорее что-то среднее между Вьетнамом и Гонконгом».

Координация действий между ливанскими вооруженными силами и «Хизбаллой» вызвала сильное противодействие со стороны США. 8 июня посол США в Ливане Элизабет Ричард заявила о том, что в случае, если вооруженные формирования «Хизбаллы» будут принимать участие в антитеррористической операции в Каламуне, обещанная американская военная помощь Ливану не будет предоставлена.  В связи с этим военную операцию в Каламуне было решено проводить только силами ливанской армии. Об этом 9 августа сообщил пресс-секретарь командования вооруженных сил страны. «Час икс будет объявлен только командующим вооруженными силами генералом Жозефом Ауном, не кем-нибудь другим», — отметил он. 11 августа ливанская армия начала артиллерийскую подготовку в Каламуне Тем не менее, уже с 8 августа, руководитель Службы общей безопасности Ливана генерал Аббас Ибрагим вел переговоры с боевиками «Исламского государства» о возможности предоставления им безопасного коридора для ухода в Ирак. Разумеется, это было согласовано с сирийскими спецслужбами. 17 августа в результате обстрела позиций боевиков в Каа и Рас-Баальбеке погибли 6 террористов. 19 августа было начато генеральное наступление частей ливанской армии. 22 августа с боевиками ливанской армии было достигнуто соглашение о выходе к Дейр эз-Зору. Как сообщил ливанский телеканал «Аль-Манар», автобусы с боевиками (более 300 человек) и их семьями (всего более 600 человек) проследовали в район Румийят, где пересекут границу с Сирией. Оттуда планируется переправить их вместе с группами террористов, покидающих регион Западный Каламун (60 км от Дамаска), в город Бу-Кемаль на границе с Ираком. Боевики ИГ направились к сирийско-иракской границе на 17 автобусах и 11 грузовиках. 2 сентября с.г. движение «Хизбалла» в официальном заявлении обвинило американских военных в регионе в том, что ВВС США блокируют передвижение боевиков ИГ за пределы территории, контролируемой сирийским правительством.

Осуществление антитеррористческой операции вызвало единодушную поддержку среди политических кругов Ливана. Лидер ПСП Валид Джумблат заявил: «Я желаю армии успеха в освобождении окрестностей Каа и Рас-Баальбека. От этого зависит будущее нашей страны и нашей демократической системы». Приветственные  послания и пожелания успеха в адрес армии направили известный маронитский политик Бутрос Харб, бывший премьер-министр Наджиб Микати, министр Гассан Шарбель.

Значительное место во внутриполитических дебатах в Ливане в августе занимали вопросы экономики. Большие надежды деловые круги и правительство Ливана связывают с предстоящей реконструкцией экономики Сирии. В Ливане вынашивают планы по превращению страны в финансовый и логистический хаб для будущего восстановления САР. При этом в стране полагают, что инвестиции из стран Персидского залива (Катара и Саудовской Аравии) в Сирию пойдут не прямо, а через ливанские банки. В Триполи начата модернизация порта. Китайская компания Qingdao Haixi предоставила 28 тяжелых кранов для будущих погрузочно-разгрузочных работ. Распоряжением правительства Ливана в порту Триполи создана свободная экономическая зона, свободная от налогообложения. Здесь предприниматели могут размещать и производственные цеха. В настоящее время общая пропускная способность сирийских портов Тартус и Латакия оценивается в 10-15 миллионов тонн. Ливанские компании, управляющие портом Триполи, собираются довести его пропускную способность до 7 миллионов тонн и вынашивают амбициозные планы по превращению Триполи в крупнейший порт Восточного Средиземноморья. Лидер движения «Хизбалла» Хасан Насралла в своем выступлении по телеканалу «Аль-Манар» 19 августа заявил: «Наш национальный интерес состоит в том, чтобы открыть границу между Ливаном и Сирией. Завтра война закончится, и это даст возможность ливанским товарам следовать через территорию Сирии в Иорданию и Ирак».

В состоявшейся в Дамаске 17-20 августа ярмарке приняла участие ливанская правительственная делегация, в состав которой вошли министры сельского хозяйства Гази Заатар, представляющий движение «Амаль», и Али Хадж Хасан, представляющий движение «Хизбалла». Это первый визит министров ливанского правительства в Сирию с лета 2012 года, когда была принята «Декларация Баабда» о невмешательстве Ливана в сирийский конфликт и все официальные контакты между двумя странами были сведены к минимуму.

Тем не менее, далеко не у всех ливанских политиков восстановление отношений с Сирией вызывает энтузиазм. 9 августа лидер «Ливанских сил» Самир Джаджаа выступил против координации с правительством САР в деле возвращения сирийских беженцев на родину. «Как мы можем договариваться с правительством Асада о возвращении этих людей, если они от него же и убежали», — возмущался С.Джаджаа. По мнению С.Джаджаа, сирийский режим является столь же жестоким и деструктивным, как и «Исламское государство». Лидер правохристианской партии обвинил Иран в том, что Тегеран пытается осуществить легитимацию сирийского режима через Ливан.

18 августа президент Центрального банка Ливана (Banque du Liban, BDL) Рияд Саламе дал интервью корреспондентам ливанских газет. Р.Саламе подчеркнул, что финансовая стабильность является одним из достижений Ливана за последние годы. По его мнению, «Нет оснований беспокоиться за судьбу фунта (национальная валюта Ливана). Новые финансовые институты позволили увеличить ликвидность, а влияние американских санкций (имеются в виду санкции против тех банков, которые сотрудничают с «Хизбаллой») сильно преувеличено». Р.Саламе привел в доказательство стабильности ливанской финансовой системы тот факт, что проценты по кредитам, выдаваемым ливанскими банками, практически не растут и удерживаются на уровне 6-7%. В то же время в Египте и Турции процентная ставка за последние пять лет увеличилась и составляет в Турции 12%, а в Египте – 22%. Глава ливанских банкиров отметил, что большой бюджетный дефицит может спровоцировать и рост процентных ставок. В настоящее время, по его словам, дефицит бюджета в Ливане составляет 4,6 млрд долларов. Если он будет расти подобными темпами, то может составить через два года 9 млрд, а это «огромная сумма для Ливана».

В августе в Ливане обострились проблемы с генерацией и распределением электроэнергии. Электроэнергия на севере страны производилась на морских судах турецкой фирмы Kara Deniz, известной своими тесными отношениями с премьер-министром Саадом Харири. Турецкая фирма, по мнению депутатов ливанского парламента, выполняла свои договорные обязательства недобросовестно, в результате чего электроэнергия в Триполи и Аккаре поступала с перебоями. Соглашение с ней было принято аннулировать.

62.82MB | MySQL:102 | 0,502sec