Судан: отмена американских санкций и гуманитарный кризис

Вступившее в силу 12 октября 2017 года окончательное решение администрации президента США Д.Трампа отменить ряд санкционных ограничений, введённых против Судана в 1997 и 2006 гг, может стать важнейшим катализатором роста суданской экономики. Почему окончательного? Дело в том, что ещё в июне администрация Д.Трампа анонсировало новую стратегию по Судану, дав положительную оценку усилиям страны по борьбе с терроризмом, улучшению ситуации с правами человека и т.д. И хотя новая стратегия Трампа предусматривала отмену санкций, автоматически этого не произошло и суданскому правительству был дан дополнительный испытательный срок, чтобы доказать последовательность выбранного курса. В итоге, только сейчас, в октябре, де-факто санкции были отменены.

В контексте сложной гуманитарной ситуации в Судане, отмена санкций стала рассматриваться в экспертом сообществе как вероятный стабилизирующий фактор. По мнению ряда международных экспертов, отмена санкций даст четкий политический сигнал инвесторам и донорам, будет содействовать росту суданской экономики и её инвестиционной привлекательности и в конечном итоге способствовать улучшению гуманитарной ситуации в стране, прежде всего вокруг Дарфура. Такие мысли звучали рефреном в различных открытых комментариях, ставших реакцией на недавнее решение США по суданским санкциям. Посмотрим, насколько оправданы эти надежды.

Санкции, которые будут отменены, включают торговое эмбарго и блокирование активов суданского правительства. Речь идёт об отмене секций 1 и 2 президентского указа 13067  от 3 ноября 1997 года, которые блокировали активы суданского правительства, а также блокировали импорт в США товаров и услуг суданского производства, экспорт в Судан напрямую или через третьи страны товаров, услуг, технологий, оборудования, за исключением гуманитарной помощи, предназначенной для спасения жизни людей (продовольствие, одежда, медицина). Также секции 1 и 2 указа 13067 запрещали гражданам США заключать любого рода контракты (коммерческие, финансовые) с любыми промышленными компаниями, коммерческим сектором и правительственными структурами. Разумеется, запрет также распространялся на выделение грантов и кредитов американскими физическими и юридическими лицами правительству Судана.  Он также касался любых транспортных доставок грузов между США и Суданом, в ту и другую сторону.

Речь также идет о полной отмене президентского указа 13412 от 13 октября 2006 года, который регламентировал дополнительные меры по блокированию активов и запрету любых транзакций с правительством Судана. В частности, это запрет на сотрудничество американских компаний с правительством Судана в сфере нефтедобычи и нефтехимической промышленности, а также сооружения нефте- и газопроводов.

Таким образом, возникает достаточно внушительный пакет запретительных мер, отмена которых внушает большой оптимизм. Насколько этот оптимизм оправдан применительно к гуманитарной ситуации? Для этого нужно понять, какие финансовые и экономические санкции США в Судане продолжили действовать после 12 октября. Судя по разъяснениям, опубликованным на сайте Министерства финансов США, по-прежнему сохраняются следующие санкционные элементы:

1.Санкции, введённые в отношении конфликта в Дарфуре по линии Управления по контролю внешних активов Министерства финансов США;

2.Санкции по линии Управления по контролю внешних активов Минфина против отдельных граждан Судана, не подпадающих под категории, регламентируемые в отменённых президентских указах от 1997 и 2006 гг. В частности, имеются в виду суданские официальные лица, которые попали под специальные санкции по правочеловеческой линии в контексте Дарфурского кризиса;

3.Сохранение Судана в американском списке санкционных  правительств, обвиняемых в государственном терроризме  (это, как известно, Иран, Сирия и Судан), а также незыблемость связанных с этим статусом ограничений и запретов.

В частности, для осуществления экспорта и реэкспорта в Судан аграрной продукции, лекарств и медицинского оборудования американским компаниям по-прежнему понадобится получать лицензию от Управления по контролю внешних активов Министерства финансов США. В то же время, с января 2017 года действует новый, упрощённый порядок: наличие общей и полученной единовременно лицензии позволяет американским экспортерам беспрепятственно поставлять свою продукцию в Судан. Ранее для этого требовалось получение специализированных лицензий ограниченного срока действия на каждую разновидность поставляемой продукции.

Общие выводы: отмена американских санкций против Судана, даже в усечённом варианте, станет, несомненно, важным политическим шагом, который будет способствовать стабилизации социально-экономического развития, открытию рынков и большей интеграции экономики Судана в глобальную систему. В то же время, отмена санкций по сути не затрагивает американскую политику применительно к Дарфуру, где разворачивается наиболее масштабный гуманитарный кризис. Кроме того, Судан сохраняет место в американском списке стран, спонсирующих терроризм, что позволит, в частности, ограничивать экспорт в Судан агарной продукции и медицины.

Соответственно, ожидать сиюминутных подвижек и эффекта от отмены санкций в гуманитарной сфере в Судане было бы преждевременно. 46% населения сегодня проживают за чертой бедности, а страна находится на 165-ом месте среди 188 стран по Индексу человеческого развития. Стремительный рост населения и его урбанизация накладывает большую нагрузку на гуманитарные нужды. Гуманитарные потребности остаются очень высокими: 4.8 млн из 39 млн суданцев нуждаются в гуманитарном содействии в 2017 году, из которых 3.6 млн — в продовольствии. В одном только Дарфуре 3 млн нуждающихся в гуманитарной помощи, из которых 1.6 млн проживают в лагерях.

В долгосрочном плане, отмена американских санкций принесет свои плоды. Следует ожидать прогресса в устойчивом развитии суданской экономики и роста инвестиций, а также вовлечения частного сектора и роста доверия со стороны кредиторов, доноров и международного бизнеса.

52.22MB | MySQL:103 | 0,549sec