Израиль: об электоральных планах нового лидера партии Авода

«Партия Авода во главе со мной не согласится сидеть в одном правительстве с арабскими партиями (имеются в виду партии, образующие в Кнессете нынешнего созыва единую фракуцию «Объединенные арабский список» — В.Ч.), — так заявил 14 октября новый (с лета этого года) председатель партии Авода Ави Габай, выступая в Беэр-Шеве, — Я не вижу чего-либо, что бы связывало нас с ними. Я не буду сидеть с Объединенным арабским списком в одном правительстве. Чтобы сформировать следующее правительство, нам потребуется получить порядка 27 мандатов (всего в Кнессете 120 мандатов – В.Ч.) и чтобы Лапид (имеется в виду лидер партии «Еш атид» депутат Кнессета Яир Лапид – В.Ч.) получил порядка 11».

По словам Ави Габая, он «полагает», что в итоге Ципи Ливни (депутат Кнессета Ципи Ливни возглавляет партию «Тнуа», образующую вместе с Аводой парламентскую фракцию «Сионистский лагерь» — В.Ч.) получит в канун будущих выборов забронированное место в списке Аводы. Однако при этом он однозначно подчеркнул, что место в партийном списке будет забронировано для бывшего высокопоставленного военного и выразил надежду, что бывший министр обороны генерал-полковник Моше (Буги) Яалон присоединится к партии Авода. В этом контексте уместно напомнить о том, что Моше Яалон состоял в партии Ликуд и занимал пост министра обороны в правительстве Биньямина Нетаньяху до мая прошлого года. С момент ухода с этого поста бывший министр ищет для себя альтернативный политический дом. Высказывались мысли о том, то он создаст собственный партийный список или присоединится к центристской партии «Еш атид». Присоединение к партии Авода, считающейся левой, до сих пор представлялось крайне маловероятным сценарием развития политической карьеры Моше Яалона, позиционирующего себя как «умеренно правый» и как продолжатель «истинного духа Ликуда».

«Я верю, что Яалон в конце концов вернется в политику, — сказал Ави Габай, — Мы должны укрепить нашу партию в смысле представительства военных и поэтому, мы наверное, забронируем место для высокопоставленного военного, потому что, по моему мнению, это очень важно. Ясно, что моя цель — это победа на выборах, а чтобы достичь этого, я должен представить список, с которым люди будут чувствовать себя уверенными». Обращает на себя внимание, что формулировка «я должен представить список» явно намекает на намерение Ави Габая напрямую вмешиваться в формирование партийного списка путем личных назначений и бронирования мест в обход принятой демократической процедуры предварительных внутрипартийных выборов (праймериз).

Ави Габай коснулся в своем выступлении также возможности того, что партия Авода окажется в одной коалиции с партией «Кулану», возглавляемой нынешним министром финансов Моше Кахлоном. Такой вопрос возник в связи с крайне напряженными личными отношениями между Ави Габаем и Моше Кахлоном, вызванными тем, что в прошлом нынешний лидер Аводы состоял в партии «Кулану» и даже был министром экологии в правительстве Биньямина Нетаньяху, а потом (в мае прошлого года) покинув эту партии, выступив при этом с личными нападками на Моше Кахлона. «В итоге каждый хочет влиять, — обтекаемо ответил на этот вопрос Ави Габай, — Кроме двух партий, которые упорно не хотят влиять (имеются в виду Объединенный арабский список и МЕРЕЦ – В.Ч.), все хотят быть в коалиции». Последней фразой Ави Габай намекнул на то, что радикализм Объединенного арабского списка и МЕРЕЦ заведомо исключает их участие в какой-либо правящей коалиции.

Как и следовало ожидать, арабские депутаты Кнессета и радикально-левая партия МЕРЕЦ подвергли резкой критике упомянутое заявление Ави Габая по поводу того, что он не будет сидеть в одном правительстве с Объединенным арабским списком (ОАС). С их точки зрения это, несомненно, было предательство, поскольку партия Авода традиционно является ядром левого лагеря. «Председатель Аводы льет масло в костер ненависти по отношению к Объединенному списку и по отношению к сотням тысяч арабских граждан, проголосовавших за него. Так не сменяют правые власти, а укрепляют их, — заявил депутат Юсуф Джабарин (ОАС), — Вместо того, чтобы сказать, что мы являемся интегральной частью политической карты государства и что при определенных условиях мы сможем принять участие в смене власти, он предпочел в вызывающем тоне выставить нас вон. Так поступил Эхуд Барак, когда он не пригласил арабские партии к коалиционным переговорам в 1999 году, и все мы знаем, какова была его личная политическая судьба и судьба его партии. (имеется в виду, что Эхуд Барак находился на посту премьер-министра всего 245 дней, меньше, чем какой-либо другой премьер-министр за всю историю Государства Израиль, а партия Авода после этого никогда не приходила к власти – В.Ч.) Если Габай рассматривает себя в качестве настоящей альтернативы Нетаньяху, он обязан усвоить дискурс альтернативный дискурсу исключения и ненависти, гражданский дискурс, который должен основываться на уважении ко всем гражданам без исключения».

Депутат Кнессета от партии Авода, араб-мусульманин Зухир Бахалуль сказал: «Я сожалею о высказывании председателя моей партии относительно отказа сидеть в одном правительстве с Объединенным арабским списком. Знамя моей партии – это (…) сотрудничество между евреями и арабами, и это высказывание не согласуется с данной ценностью. Объединенный арабский список, представляет, несмотря на все его внутренние проблема (имеются в виду трения между образующими ОАС коммунистами, исламистами и светскими арабскими националистами – В.Ч.), арабское население, а высказывание такого рода может иметь далеко идущие последствия, а жаль. Чтобы сменить разрушительную правую власть, необходимо сотрудничество, а также построение доверия между левым центром (имеется в виду партия Авода – В.Ч.) и арабскими гражданами, составляющими 20% населения. Только так мы сможем сменить власть и преодолеть раскол в израильском обществе». Обращает на себя внимание, что Зухир Балуль, араб, представляющий в Кнессете сионистскую партию, был достаточно осторожен в своих высказываниях и не выдвигал никаких ультиматумов Ави Габаю.

Председатель парламентской фракции партии МЕРЕЦ депутат Илан Гилон сказал, что «правительство, которое хочет игнорировать арабских граждан, составляющих 20% населения государства, не принесет никакой перемены. Жаль, что партия Авода предпочитает продолжать политику нынешнего правительства. (…) Задачей будущего правительства должно быть удаление правительства Биби Нетаньяху, выросшего как болезненная опухоль на спине государства, прекратить политику коров Башана (Башан, «Вассан» в традиционном русском переводе Библии – историческая область Эрец-Исраэль, расположенная на юго-западе современной Сирии. Западной окраиной Башана являются Голанские высоты.  Илан Гилон использует аллюзию на образ «коров Башана», встречающийся у библейского пророка Амоса как символ богатства, имея в виду, что нынешнее правительство проводит политику в пользу богачей и против интересов бедных слоев общества  – В.Ч.), проводимую нынешним правительством, и вернуть государство его законным хозяевам – большинству граждан Государства Израиль, включая арабских граждан».

Депутат-коммунист Дов Ханин, единственный еврей в парламентской фракции ОАС сказал, что «вместо того, чтобы предложить смену власти правых, Ави Габай предлагает сотрудничество с нею. Без участия арабских граждан и их политических представителей (то есть фракции ОАС – В.Ч.) не будет смены власти, и уж, конечно, не будет смены направления» (политики – В.Ч.).

Несмотря на эту критику, а точнее даже благодаря ей, очевидно, что Ави Габай сделал правильный выбор, озвучив упомянутое заявление и дистанцировав себя, таким образом, и от ОАС, и от МЕРЕЦ. Готовность к сотрудничеству с ОАС и даже с МЕРЕЦ привела бы к сильному ослаблению позиций Аводы в глазах основной массы израильских евреев. Учитывая сильное поправение израильских избирателей в последние годы, единственный шанс Аводы вернуться к власти это позиционирование себя в качестве левоцентристской партии и союз с центристской партией «Еш атид», возглавляемой депутатом Яиром Лапидом, которая принимала участие в предыдущей правящей коалиции, возглавлявшейся Биньямином Нетаньяху. А поскольку Ави Габай далеко не идеологический левый, а скорее политический оппортунист, приспосабливающийся к ситуации с тем, чтобы добиться власти, нет сомнения, что и в дальнейшем он продолжит дистанцировать себя и возглавляемую им партию от ОАС и от МЕРЕЦ. Именно поэтому, реагируя на критику слева, председатель Аводы заявил в воскресенье в интервью радиостанции «Галей ЦАХАЛ», что «арабское население должно быть частью власти, но не в рамках Объединенного арабского списка».

52.26MB | MySQL:103 | 0,478sec