Санкции против КСИР в контексте отношений между либералами и консерваторами в Иране

Как известно, одним из главных компонентов декларированной президентом США Д.Трампом новой стратегии по отношению к венским соглашениям от 14 июля 2015 г. является   введение санкций против иранского Корпуса стражей исламской революции (КСИР). При этом преследуется цель всемерного ослабления этой крайней важной военно-политической структуры, которая ныне превратилась в своеобразного финансового и промышленного монстра, контролирующего практически все самые значимые сферы  национальной экономики. Именно КСИР «завязан» на реализации самых приоритетных программ сегодняшнего Ирана, в том числе – атомной и ракетной. Осуществление этих программ, несомненно,  ведущих к усилению роли Ирана на Ближнем Востоке, предельно важно с точки зрения роста авторитета КСИР внутри страны.

Одновременно отметим, что КСИР всегда вызывал недоверие и неприязнь у иранских либералов — оппонентов  консерваторов, с которыми эта структура всегда правомерно ассоциировалась. Вспомним одного из них –недавно скончавшегося экс-президента ИРИ Али-Акбара Хашеми-Рафсанджани. Именно по отношению к КСИР, пользующемуся благосклонностью и особым вниманием аятоллы Али Хаменеи,  у Хашеми-Рафсанджани  были острые противоречия с  духовным лидером страны. Покойный экс-президент известен тем, что многие годы противился усилению этих альтернативных военных формирований, фанатично преданных идеям хомейнизма. В годы ирано-иракской войны 1980-1988 гг., будучи главным военным советником покойного Хомейни,  Хашеми-Рафсанджани выдвинул идею растворения КСИР в иранской армии. Тогда эта идея не прошла, а в последние десятилетия КСИР стал настолько популярен,  что именно при его поддержке сумел придти к власти консервативный президент Махмуд Ахмадинежад. Мощные и хорошо организованные структуры КСИР и аффилированных с ним добровольческих формирований «Басидж» выдвинулись в сегодняшнем Иране в самую мощную силу, способную повести за собой большинство населения Исламской Республики. Все годы нахождения у власти  либералов (их же можно условно называть реформистами) отмечаются  внутриполитические трения разной степени интенсивности с консерваторами, что почти автоматическим выливается  и в отношения с КСИР. Так было при Сейеде  Мохаммаде Хатами, подобное можно наблюдать последние 4 года при эпохе другого либерального президента  — Хасана Роухани. Однако последние заявления этих двух политиков демонстрируют изменение, по крайней мере – декларативное, их позиции по отношению к КСИР.

Начнем с Хатами. У него слава первого реформистского президента послереволюционного Ирана. Период его нахождения в президентском кресле (1997-2005 гг.)  ознаменован выходом страны из более чем 20-летней политической и экономической изоляции, наведением активных мостов с Западом. С 2009 г. у Хатами стойкое реноме возмутителя спокойствия, он был одним из главных организаторов послевыборных протестов, которые в течение ряда лет проводились в Иране в ответ на многочисленные нарушения, которыми сопровождались в 2009 г. выборы консервативного президента М.Ахмадинежада на второй срок главы исполнительной власти страны. Кстати, с начала нынешнего иранского месяца мехра (то есть, с 22 сентября) ему на три месяца решением специального трибунала священнослужителей запрещено участвовать в мероприятиях общеполитического, культурного и пропагандистского характера.  Именно Хатами, наряду с другими видными иранским политиками обвинялся в том, что «при  покровительстве Запада, главным образом – США», они продвигали идею внедрения в Иране секулярного  строя, и поэтому, как писали СМИ, они «должны быть арестованы и наказаны».

Поэтому удивительно читать на связанном с иранскими либералами интернет-сайте «Калеме», что Хатами осудил нападки американской администрации на КСИР и его борьбу с террористами. Это заявление он сделал в понедельник 16 октября на встрече с членами исламской организации студентов Тегеранского университета. Как сказал экс-президент, находящийся в последние годы в реальной оппозиции к действующей власти, к его стране действует консенсус по отношению к основам исламского строя и революции, и никакие ситуационные противоречия не могут затмить необходимость противостояния внешним угрозам и понимания национальных интересов. «Разве может кто-либо охаивать КСИР, которая противостоит террористам и приносит своих бойцов в жертву?». Стоит учесть, что экс-президент защищает организацию, воюющую за рубежами Ирана, на сирийской территории, защищая президента Б.Асада. Отметим, что многие международные правозащитные организации не раз обвиняли сирийского лидера в убийстве сотен тысяч соотечественников, подчеркивая, что часть вины в этих преступлениях ложится на те страны, которые оказывают ему в том числе и вооруженную помощь. Разумеется, в первую очередь – на иранский КСИР, потому что именно его подразделение « Сепахе Кодс» задействовано в спецоперациях, реализуемых на рубежами Ирана. Хатами считает несправедливым и ошибочным отношение  к нему нынешней американской администрации, считающей, что КСИР занимается в пределах региона террористической деятельностью вместе с другими террористическими организациями. По словам Хатами, это мнение разделяют все в Иране и внутри страны по этому поводу других мнений не существует.

Как пишет «Калеме», Хатами в своем выступлении перед тегеранскими студентами также затронул актуальную в последние недели тему иранской ракетной программы, сказав, что она носит сугубо оборонительный, а никак не наступательный характер. «Разве мы хотим ракеты с целью атаки на соседей? Но в условиях, когда кругом войны, когда реально существуют угрозы, разве нам не нужен надежный оборонный потенциал?».  Заявляя на этой же встрече, что период его президентства можно охарактеризовать как «эпоху расцвета мирных ядерных технологий», он уверенно заявляет, что Иран не стремится к созданию атомного оружия.

Отметим, что Хатами выразил свое мнение после слов действующего президента Х.Роухани о том, что КСИР – «любимец иранского народа, народов Ирака, Сирии, Ливана, иракских курдов». Фарсиязычная международная радиостанция «Фарда» процитировала и такие слова Х.Роухани: «У нашего народа нет разногласий по поводу борьбы  с происками врагов».  Он сказал также, что если США сделают что-либо против КСИР, «это будет с их стороны непростительной ошибкой. Они не знают, что КСИР – это не только военная сила, это нечто, что нашло свое место в сердце каждого иранца». На критику США в отношение КСИР отреагировал и глава иранского МИДа, соратник президента по либеральному лагерю Мохаммад Джавад Зариф. На своей личной странице в Twitter он написал: «Сегодня все иранцы – стар и млад, мужчины и женщины чувствуют себя бойцами КСИР. Все они рядом с нашими бойцами, которые защищают нас в соседних странах ближневосточного региона перед лицом агрессии и террора».

Заявления имеющих репутацию либералов Роухани и Зарифа в поддержку КСИР уже вызвали в Иране  оживленную дискуссию в социальных сетях. В фарсиязычной   блогосфере хорошо известны и не раз обсуждались  острые противоречия, существующие между либералами, составляющими ныне большинство в правительстве президента Х.Роухани,  и КСИР. Эти противоречия появились не вчера и не сегодня, они существуют в течение всего срока нахождения Х.Роухани во главе исполнительной власти. Они проявляются практически во всех сферах деятельности – внешней и внутренней политике, экономике, культуре. Начнем с того, что КСИР на президентских выборах как 2013, так и 2017 г. поддерживал не Х.Роухани, а противостоящего ему кандидату от консерваторов. После подписания венских договоренностей 2015 г. КСИР организовал подлинную кампании травли либерального правительства, сумевшего добиться снятия с Ирана санкционного прессинга. Х.Роухани и всю переговорную команду во главе с министром М.Д.Зарифом клеймили позором и обвиняли в предательстве национальных интересов. Действующий президент не раз заявлял о коррупции в КСИР, саботаже им реализации приватизационных планов и др. Однако сейчас на повестку дня жестко встали  вопросы национального единства, стало быть, принципиальные расхождения во внутренней политике, как считают иранские либералы, можно отставить в сторону.

52.22MB | MySQL:103 | 0,471sec