Марокко усиливает африканское направление внешней политики

13 октября с.г. марокканский король Мухаммед VI  анонсировал перед парламентом создание Министерства по африканским делам, что, по оценке экспертов, означает старт кардинальной перестройки всей внешнеполитической деятельности на африканском  континенте. Мухаммед VI  при этом  стремится четко разделить собственно традиционную дипломатию  и т.н. «экономическую», которую он жестко подмял под себя через свой персональный холдинг SNI. При этом основными задачами нового министерства будет активизация участия королевства в различных региональных образованиях. Новый министр будет отчитываться исключительно только перед королем, а само министерство уже получило среди политологов условное название «министерство по эксклюзивным делам», поскольку оно призвано разрешать самые различные «щекотливые» проблемы участия марокканцев в делах Тропической Африки. Король намеревается не только курировать работу нового органа, но всячески лично участвовать в рамках выполняемых им задач, в том числе посредством неформальных контактов с рядом знаковых африканских лидеров, таких как президенты Руанды Поль Кагаме и Габона  Али Бонго. При этом король старается сделать такого рода контакты в максимальной степени независимыми от дипломатических баталий в рамках возвращения Марокко в Афросоюз (АС) и  процедур вступления в региональное образование ЭКОВАС.  Министр иностранных дел Марокко Н.Бурита в рамках этой масштабной реорганизации получил от монарха задание преобразовать фактически уже «умерший» департамент МИД под громким названием «Союз арабского Магриба» в подразделение ведомства, которое было бы полностью сосредоточено на полноценном возвращении Марокко во  все структуры АС. Таким образом, налицо переход внешней политики Рабата от идеи своего доминирования чисто в арабском сегменте Африки к более масштабной своей вовлеченности во все африканские дела. Этот департамент должен возглавить «человек номер два» в марокканской делегации при ООН А.Лаасель, который хорошо себя проявил в вопросах блокирования попыток прежнего руководства ООН по фактической легитимизации государственного обособления Западной Сахары. Напомним, что тогда дело дошло до серьезного скандала и чуть не закончилось отзывом миротворческой миссии ООН в Западной Сахаре. Таким образом, досье Афросоюза выводится из-под юрисдикции нового министра, которым станет Мухаммед Стихи, а министр иностранных дел Н.Бурита, который не считается заядлым «африканистом» и специалистом по делам Тропической Африки, сосредоточится в основном на досье Западной Сахары в коммуникации с новым представителем ООН по этому вопросу Х.Кёлером. Последний уже 18 октября был принят королем Марокко Мухаммедом VI. Х.Кёлер прибыл в Марокко в рамках своего регионального турне. Он также посетил Алжир и Мавританию. Это его первая поездка в страны Магриба после назначения на пост личного посланника генсека ООН по Западной Сахаре в августе нынешнего года. По словам наблюдателей, первая поездка Х.Кёлера в регион носит в основном протокольный характер и должна помочь ему поближе познакомиться с ситуацией на месте. От себя добавим, что вопрос втягивания в свою орбиту влияния нового спецпредставителя является для Рабата задачей «номер один». На Н.Буриту также возлагается и тема активизации и реанимации марокканского посредничества в ливийском конфликте в рамках т.н. «Схиратских договоренностей».

На фоне всех этих манипуляций и трансформаций на внешнеполитическом треке на африканском направлении перед королем встала проблема реализации его экономической стратегии по усилению  позиций королевства в Африке, которую он обозначил во время своего африканского турне в этом году. Прежде всего в вопросе скорости реализации упомянутых проектов. Министр по кооперации Марокко в этой связи даже вынужден по прямому указанию короля проводить сейчас аудит этих программ, для чего и была привлечена  аудиторская компания Valyans. По некоторым данным, первые итоги этого аудита уже привели к раздражению как в самом королевском дворце, так  и среди основных подрядчиков холдинга SNI в лице таких марокканских компаний как горнодобывающая «Манагем», страховая «Аттиджаривафа», энергетическая «Нарева» и др. Подконтрольные им СМИ уже начали атаку на министра кооперации, и в этой связи обозреватели отмечают, что первые данные аудита показали очень неприглядную роль этих компаний в выполнении личных поручений Мухаммеда VI . В том числе и в фактическом блокировании предпринимателями идеи короля по проведению регулярных координационных совещаний и преувеличению достигнутых результатов. Всплыли в процессе аудита и проблемы у фосфатного гиганта, компании ОСР. И это на фоне победных реляций руководства этой компании лично королю. Выяснилось, что представляемые его руководством успехи на африканском рынке в странах южнее Сахары расходятся с реальным положением вещей. ОСР заявило по итогам турне короля, что она планирует построить в самое ближайшее время три завода с уровнем инвестиций по 2 млрд каждый в Нигерии, Габоне и Эфиопии. Позднее выяснилось, что строительство фактически и не начиналось. В Габоне нет соответствующих энергетических мощностей, а правительство Нигерии отложило практическую проработку на неопределенный срок. Только в Эфиопии отмечен «некий прогресс». В результате главный организатор этой африканской экспансии ОРС в лице бывшего топ-менеджера «Аревы»  Т.Чото был спешно уволен. К тому же выяснилось, что менеджмент ОСР не сумел адекватно и своевременно отреагировать на арест в южноафриканском порту Элизабет своего судна «Черри Боссом», который был проведен по запросу «правительства» Западной Сахары в связи с тем, что он загружался фосфатами якобы «на территории  Западной Сахары» в обход разрешения правительства этого образования. В результате ОСР ввязалось в долгий и затяжной судебный спор. Но данный эпизод очень четко показывает, что Рабату в его стремлении экономической экспансии в страны южнее Сахары придется столкнуться с сильной конкуренцией со стороны тамошних грандов, и прежде всего ЮАР.

52.18MB | MySQL:103 | 0,537sec