Ирак: закрепление действий федеральных властей в Киркуке в законодательном поле и на международном уровне

18 октября, депутат парламента Ирака Джасем Мухаммед Джаафар объявил об утверждении административным судом увольнения с поста бывшего губернатора Киркука Наджмеддина Карима с формулировкой «за допущенные многочисленные нарушения законов». Н.Карим, скандально прославившийся весной и летом после эпизодов с подъемом флагов Иракского Курдистана над государственными учреждениями в провинции Киркук, был объявлен в розыск федеральным судом и во время ввода иракских войск и полиции в город скрылся, предположительно в Эрбиле. Сама процедура увольнения Н.Карима была запущена ранее, и, по словам Д.М.Джаафара, суд перед решением об увольнении, отклонил апелляцию Н.Карима, «не найдя никаких документальных оснований для принятых им решений». Сама процедура отстранения бывшего губернатора прошла в полном соответствии с законами Ирака и конституцией страны, — подчеркнул депутат, еще раз напомнив о неоднократных нарушениях тем и законодательства, и своих полномочий.  Тем самым, Н.Карим больше не располагает неприкосновенностью и может быть в любой момент взят под арест, что будет логическим завершением его руководства провинцией в период которого он, в открытую, попустительствовал сепаратистам и выступал за присоединение Киркука к Курдистану.

12 сентября депутаты федерального парламента проголосовали за отставку Н.Карима с поста губернатора, 3 октября их решение утвердил президент страны, Ф.Маасум, отложивший, однако, подписание указа об отставке до рассмотрения парламентом и административным судом апелляции, представленной мятежным губернатором, курдом по национальности.

14 сентября законодательное собрание Киркука ответило на решение федеральных депутатов заявлением, в котором указывалось, что «только местный парламент вправе решать вопрос об отзыве доверия и увольнении губернатора».

К слову, отправленный в отставку губернатор состоит в партии Патриотический союз Курдистана, той самой, что возглавлялась ранее, ныне покойным Джалялем Талабани, первым президентом Ирака после Саддама Хусейна (и первым этническим курдом на этом посту, что было сделано американцами в издевку над всеми остальными народами страны, и в знак признательности «заслуг» курдов перед оккупационной администрацией). Нынешний президент Ирака, тоже курд, согласно написанной под диктовку США конституции, Фуад Маасум, также является одним из видных деятелей ПСК.

Между тем, наряду с фактическим восстановлением суверенитета центра в Киркуке, при этом, не следует забывать, что позиции федералов укрепляются на всем севере и северо-западе Ирака, власти в Багдаде не забывают и о внешней, если не легитимизации произошедшего, то, о придании ему факта свершившегося, законного и абсолютно адекватного. Ибрагим аль-Джаафари, министр иностранных дел Ирака в среду, 18 октября, провел встречу с послами стран-членов Евросоюза в Багдаде и послами стран, постоянных членов Совета безопасности ООН.  В ходе встречи И.аль-Джаафари подробно проинформировал зарубежных эмиссаров о ситуации в Киркуке и усилиях, предпринимаемых федеральным центром по скорейшему восстановлению «стабильности, мира и законности» в освобожденных районах. Под ними подразумеваются и соседние территории, очищенные от террористов «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России). Отдельное обсуждение было уделено проблеме угроз, привнесенных референдумом о суверенитете Иракского Курдистана и восстановлению пострадавших от боевых действий городов и сел севера страны.

И.аль-Джаафари высоко оценил роль и поддержку стран Евросоюза и усилия Совбеза ООН по поддержке Ирака «в глобальной войне с террористами и экстремистами, целью которых является весь мир».

«Нам никогда не удалось достичь того, чего мы достигли без единства народа Ирака и вашей поддержки, без воздушного прикрытия, без логистической поддержки с вашей стороны и мы считаем, что все народы мира имеют право гордиться победами героического иракского народа, как своими собственными», — подчеркнул министр в своем выступлении перед высокой аудиторией.

«Вам всем хорошо известно, что мы работали и работаем над достижением мира и безопасности, однако проведение референдума в Курдистане сковало усилия всех, кто борется с террором, и это, не взирая, на мнение и отрицательное отношение к инициативе Эрбиля со стороны ООН, Совета Безопасности ООН, Лиги арабских государств и Организации исламского сотрудничества», — заявил собравшимся И.аль-Джаафари.

«Практически никто в мире не поддержал идею референдума», — напомнил министр. Все указали на незаконность этого действия и его несоответствие требованиям мира и безопасности в Ираке, это было доведено до курдских политиков, однако, они все равно все решили сделать по-своему.

«Действия наших армии и полиции не направлены против курдского или любого иного гражданского населения. Мы стремимся обеспечить безопасность и восстановить мир и стабильность на нашей земеле, и наши военные одинаково защищают всех жителей Киркука, — добавил И.аль-Джаафари.

«Являясь неотъемлемой частью Ирака, разумеется, его правительственные учреждения, аэропорты, общественные места должны быть взяты под охрану, наши военные и полицейские не допускали и не допустят никакого насилия или унижении кого бы то ни было в Киркуке», — заверил иностранных дипломатов министр иностранных дел Ирака.

В свою очередь, послы стран-членов Евросоюза в Багдаде и послы стран, постоянных членов Совета Безопасности ООН, заверили иракскую сторону в поддержке территориальной целостности, единства и суверенитета Ирака, осудив проведение референдума и высказав свое сожаление по этому поводу, согласившись с законностью и обоснованностью действий иракского правительства в Киркуке.

Вот, собственно, и конец курдской истории о референдуме, закрепленный де-факто всеми официальными уполномоченными дипломатическими представителями большинства ведущих мировых стран. Поддержав действия федерального центра, они тем самым не оставили ни малейших надежд на продолжение в том или ином виде темы с суверенитетом Курдистана. В ближайшие лет тридцать. Крах реализации референдума практически обнулив все достижения курдов,  в том числе  в соседней Сирии. Теперь, волей-неволей, в переговорах с Дамаском о своей дальнейшей судьбе они будут находиться под неблагоприятной проекцией событий в Киркуке и вряд ли у Б.Асада достанет доброй воли больше чем на то подобие автономии, которое сирийские курды имели до войны. Возможно, взять курдов под свою опеку могла бы Россия, но, Москва, в известной степени связана по рукам ситуативными нюансами нынешних отношений с Турцией, и где-то, с Ираном, кроме того, курды выбрали американцев, да и голоса прокурдского лобби в Москве звучат гораздо тише, чем даже просирийского. Поэтому, вряд ли Москва протянет руку Эрбилю. При этом мы разделяем политику и коммерцию, поэтому не считаем действия известной российской нефтяной компании в Иракском Курдистане показателем такой поддержки.

52.2MB | MySQL:103 | 0,494sec