Действия США на Ближнем Востоке осложняют их отношения с европейскими и региональными союзниками

Администрация Дональда Трампа не добивается разрыва деловых связей между государствами Европы и Ираном. С таким заверением выступил государственный секретарь США Рекс Тиллерсон, попытавшийся, как отметила в пятницу газета «Уолл-стрит джорнэл», сгладить негативное впечатление, произведенное на европейских союзников США последними по времени заявлениями американского президента. «Президент достаточно ясно дал понять, что он не намерен вмешиваться в деловые отношения, возможно поддерживаемые европейцами с Ираном, — сказал Тиллерсон в интервью изданию. — Он (Трамп — прим. ТАСС) выразился совершенно ясно: «Все в порядке. Вы, парни, делайте то, что хотите»».  Госсекретарь отметил, что намерен лично заняться разъяснением вопросов, возникших у союзников США по поводу «иранской политики» Вашингтона, представленной на прошлой неделе президентом Д.Трампом. Последний, в частности, отказался подтвердить выполнение Тегераном соглашения по его ядерной программе и обещал добиваться внесения изменений в это соглашение, чем вызвал тревогу во многих европейских столицах. «В течение шести месяцев мы взаимодействовали с европейцами (в обсуждении ядерной следки с Ираном — прим. ТАСС), — заявил Тиллерсон. — Это не означает, что они обязательно полностью соглашались [с нами]… Теперь мы приступаем к осуществлению более организованного процесса во взаимодействии с ними [в реализации] принятой политики». Вот собственно и вся концовка (пока только еще просто продекламированная госсекретарем) всей этой истории с попыткой «подвесить» сделку по иранской ядерной программе» (ИЯП). Если говорить совсем просто, то американцы получили более чем ясный сигнал из Брюсселя в отношении того, что «европейцы останутся в сделке при всех условиях», что было озвучено и корпоративными институтами ЕС на всех уровнях, и отдельными европейскими лидерами, которые костяк этого объединения составляют. И США спасовали, как впрочем и по всем остальным моментам мировой политики. В реальности над Соединенными Штатами в результате совершенно неоправданной и непродуманной риторики нависла угроза даже не полной «изоляции» (по словам бывшего вице-президента Дж.Байдена ), а, что гораздо обиднее и опаснее для идеи сохранения американского политического доминирования — игнорирования. Игнорирования всех их внешнеполитических «хотелок» на иранском направлении, которые при этом не подкреплены ничем существенным. В реальности все эти маневры Р.Тиллерсона призваны лишь  сгладить и публично закамуфлировать факт этого игнорирования, который в принципе можно считать первым и очень весомым доказательством того, что идея реанимации со стороны новой администрации Белого дома политического и экономического доминирования США на базе однополярного мира потерпела ощутимое фиаско. Вот собственно весь смысл происходящего сейчас на полях баталий по вопросу сделки по ИЯП, и это событие выходит уже на геополитический, а не локальный уровень. Все попытки Д.Трампа восстановить статус США как не просто сверхдержавы, но и как единственной державы, которая диктует правила игры всему остальному мировому сообществу, терпят крах, поскольку не подкреплены никакими эффективными инструментами проведения этой политики в жизнь. Вашингтон просто столкнулся с тем фактом, что этих инструментов у него более нет. Реакция ЕС на Иран — это свидетельство того, что Брюссель почувствовал геополитическую слабость своего основного союзника. Если демарш американцев по вопросу договора по климату еще можно было просто покритиковать, то сделка по ИЯП является для ЕС тем самым принципиальным геополитическим моментом, который требует осязаемой реакции. Р.Тиллерсон теперь будет вынужден  «разъяснять» политику Белого дома на иранском направлении  своим союзникам в Европе, поскольку в противном случае США может быть впервые рискуют столкнуться с открытым неподчинением своим директивам со стороны своего основного партнера по Атлантическому пакту. И это несет в себе не сколько геополитические риски, сколько трудно предсказуемые имиджевые и репутационные издержки. Или если еще проще — оформляют фактически начало процесса воссоздания многополярной системы мира на фоне жесточайшего кризиса политической системы в самих США. И этот факт означает, что последняя находится в процессе тектонических сдвигов, а сам приход Д.Трампа во власть и его попытки воссоздать модель мира «времен Рейгана»  означает лишь кульминацию этого процесса. Косвенным доказательством этого кризиса внутриамериканской модели власти является и перманентная «небрежность», которая проявляется во всем, начиная от методов пропаганды и заканчивая, мягко говоря, недостаточной продуманостью внешнеполитических решений и действий. Что означает заявление госсекретаря о том, что «он не будет вмешиваться в деловые отношения европейцев в иранские бизнес-проекты»? Это означает, что Конгресс США вводит санкции, но при этом этот факт не имеет никаких последствий  и ничем не угрожает в плане штрафных санкций для бизнеса европейских компаний. Тогда в чем смысл этих санкций, которые превращаются просто в клочок бумаги с очередным  законом впавшего в маразм в своем подавляющем большинстве Конгресса? Или американцы предлагают использовать санкции за бизнес с Тегераном только для избранных стран? Но опять же ни на Пекин, ни тем более на Нью-Дели, который американцы сейчас спешно пытаются превратить в ключевого партнера  в своей новой афганской стратегии, на такую роль просто не годятся. Вообще, если говорить об эффективности санкционных мер, то они действуют только в том случае, если под них автоматически попадают все страны, которые их нарушают. В противном случае эта система просто не работает. Вашингтон, когда провозглашает грозные внешнеполитические реляции, должен отдавать себе отчет в том, что они обязательны к исполнению. В противном случае этот дуализм (сказал, но не сделал) рождает жесточайший кризис доверия к Вашингтону как к партнеру со стороны его основных союзников на Ближнем Востоке в лице КСА и Израиля. Причем первые уже несколько раз попадали из-за риторики Р.Трампа в совершенно глупое положение. Сначала поверили, что Вашингтон поддержит их в давлении на Доху, а затем с удивлением наблюдали как американцы быстро заняли нейтральную позицию на фоне новых оружейных контрактов в Катаром. Организовали наступление по просьбе американцев подконтрольных себе группировок из Идлиба, дабы сдержать наступление сирийских правительственных сил восточнее Евфрата.  В результате потеряли костяк своего боевого потенциала в Сирии на фоне активизации конкуренции с Турцией за право доминирования над оппозиционным сектором в этой провинции, и престарелый король Сальман из последних физических сил вынужден был лететь в Москву заглаживать конфуз. Теперь налицо обратный ход по очень принципиальному для Эр-Рияда вопросу санкций против Ирана. Все эти сигналы слабости и ненадежности партнера очень чутко улавливают на Ближнем Востоке, и они формируют критическую массу тотального недоверия.

Отметим и факт того, что госсекретарь Рекс Тиллерсон при этом отказался прояснить дальнейшую судьбу заказа Ирана на приобретение самолетов американской авиакомпании Boeing в свете новой стратегии США в отношении Тегерана. Об этом сообщила в пятницу газета «Уолл-стрит джорнэл», излагая интервью главы американского внешнеполитического ведомства. «Тиллерсон сказал, что большая часть предпринимательской деятельности США, подпадающая под те санкции, которые не были сняты после ядерной сделки, продолжает оставаться под запретом. При этом, по словам госсекретаря, Трамп старается не вмешиваться в то, что хочет делать бизнес», — говорится в публикации. В июне прошлого года стало известно, что Иран разместил у Boeing заказ на 100 самолетов суммарной стоимостью 25 млрд долларов. В сентябре того же года Минфин США начал выдавать лицензии ИРИ на импорт первых партий самолетов. Однако администрация президента Дональда Трампа решила приостановить процесс выдачи и вновь изучить параметры заказа. Особую пикантность этой ситуации придает тот факт, что в случае аннулирования этой сделки американская корпорация фактически вытесняется с иранского рынка и туда приходит европейский Airbus («парни делайте, что хотите»). Напомним, что при этом европейцы никаких ограничений испытать не будут. И еще, скорее всего, российские компании. А «свои парни» теряют при этом 25 млрд.  Таким образом, получается, что американские корпорации теряют место на рынке исключительно на фоне санкций против Ирана, которые вводятся по факту исключительно только против компаний США. Глупость, которая еще больше обострит ситуацию для Д.Трампа на внутриполитической поляне. И это уже не говоря о том, что  половина Конгресса в лице демократов, которые в свое время и являлись инициаторами сделки по ИЯП, практически однозначно выступят сейчас если не против новых антииранских  санкций, то, по крайней мере, точно против выхода из сделки по ИЯП.  Еще одним моментом, который осложняет ситуацию для Вашингтона, является тот факт, что самолеты у Boeing собирались закупать иранские компании, тесно аффилированные с КСИР. А именно против него Вашингтон и решил ввести дополнительные санкции. То есть по факту против государственной структуры, что означает фактически введение санкций против самого Тегерана. А это означает, что отныне никто из международных игроков даже не может ввести переговоры с государственными органами Ирана, что конечно никто из них выполнять не собирается. Таким образом, Вашингтон с упорством, достойного лучшего применения, сам создает себе сложности на внешнеполитическом направлении, а затем героически их преодолевает.

Из той же серии «успешных» внешнеполитических шагов надо отметить и попытки США ослабить КСИР путем введения санкций против его верного инструмента влияния в лице ливанскаой «Хизбаллы». Напомним, что Госдеп назначил награду «за головы» двух полевых командиров этой ливанской шиитской партии в лице Фуада Шукура  (7 млн долларов) и Талала Хамийи (5 млн долларов).  При этом, по данным экспертов, такой шаг не несет никакой смысловой нагрузки в рамках именно ослабления позиций «Хизбаллы» и соответственно КСИР по причине того, что оба этих командира в общем-то уже отведены довольно давно от командования операциями в Сирии и Ливане лично генеральным секретарем Х.Насраллой. В рамках реорганизации системы командования и спецслужб «Хизбаллы» он удалил от командования южным фронтом в Ливане своего зятя Ф.Шукура и назначил главным координатором этого направления Халиля Харба. Ф.Шукур обвиняется американцами в организации нападения на морских пехотинцев в США в 1983 году. Возникает закономерный вопрос — почему Вашингтон ждал так долго? Т.Хамийя также сейчас не у дел. Он возглавлял отдел зарубежных операций «Хизбаллы» и был отправлен в отставку и почетную ссылку в Тегеран еще в 2014 году после того, как была вскрыта агентурная сеть французской  и американской разведок  в Бейруте. Сейчас этой управление внешних операций «Хизбаллы» возглавляет шейх Дамуш, который и так находится в «террористическом списке» Госдепа США с начала сего года. И это факт совершенно не мешает ему осуществлять свои функции. Как эти новые шаги американцев могут серьезным образом ослабить активность «Хизбаллы» и соответственно КСИР, непонятно. Особенно на фоне продажи американцами спецтехники и амуниции ливанской Службе военной безопасности, которая находится под контролем «Хизбаллы». Если такие поставки не состоятся, то есть французы, которые уже заявили, что готовы восполнить образовавшуюся нишу. Ровно как и не совсем осмысленным выглядит недельной давности указание Д.Трампа руководству ЦРУ США активизировать обмен по партнерским каналам со спецслужбами ОАЭ, Бахрейна и АРЕ (почему-то в данном списке нет спецслужб КСА) информацией по вопросам активности подразделения «Аль-Кудс» КСИР и генерала К.Сулеймани в регионе Ближнего Востока. А что мешало это делать раньше, и главное — насколько вообще можно доверять наверняка ангажированной информации такого рода партнеров. При этом ОАЭ  активно торгуют с Ираном через свою зону свободной торговли в обход санкций, а Каир и Абу-Даби контактируют с Тегераном через Дамаск в отношении борьбы с исламистами на Синае и выстраивания единой линии в процессе внутрипалестинского урегулирования. И какую информацию американцы в данном случае хотят получить? Повторим, что внешнеполитические шаги Вашингтона вызывают сейчас очень большие вопросы со стороны его союзников в регионе, и заставляют задуматься об адекватности принимающих их политиков.

52.13MB | MySQL:103 | 0,544sec