О конкуренции ОПК Турции, США, КНР и РФ за поставки бронетехники в Индонезию и Кувейт

Как известно, китайская корпорация НОРИНКО  пытается навязать конкурентную борьбу турецким оружейникам на рынке военной техники Юго-Восточной Азии, однако пока преимущество остается за представителями Турецкой Республики.

Легкий танк «Каплан-МТ» для ВС Индонезии

По информации китайских источников, 5 октября 2017 г. на военном параде в столице Индонезии был замечен легкий танк «Каплан-МТ», который разработан специалистами турецкой компании FNSS  в сотрудничестве с южнокорейской компанией DOOSAN, поставляющей для нужд Вооруженных Сил Республика Корея схожую бронемашину К21.

Известно, что FNSS это турецко-английское совместное предприятие, созданное Nurol (Турция) и BAE Systems (Великобритания). Компании разделили доли в соотношении 51 и 49% соответственно. По оценкам китайских специалистов, данное СП предназначено специально для продвижения продукции оборонно-промышленного комплекса на внешнем рынке, а также взаимодействия с партнерами из Объединенных Арабских Эмиратов, Королевства Саудовская Аравия и Малайзии.

Как сообщают китайские источники, турецкая компания разработала линейку бронемашин под обозначением «Каплан», а именно легкий бронетранспортер «Каплан-10», среднюю бронемашину «Каплан-20», тяжелую бронемашину пехоты «Каплан-30» и легкий танк «Каплан-МТ»

Следует отметить, что при создании легкого танка турецкие специалисты использовали обитаемую башню ХС-8 (производственное обозначение 3105) производства бельгийской компании CMI, в которой установлено орудие калибра 105 мм от компании Cockerill. Следует отметить, что бельгийские оружейники гарантируют возможность установки более мощного орудия калибра 120 мм без переделки башни. Визуально отличить орудия можно по форме и длине дульного тормоза. Кроме того, в башне установлен спаренный пулемет калибра 7,62 мм.

Орудия калибра 105 и 120 мм. комплектуются автоматами заряжания, что обеспечивает приемлемую скорострельность. По данным китайских источников, за счет повышенного давления пороховых газов при максимальном возвышении орудия экипажи легких танков «Каплан-МТ» могут вести огонь с закрытых позиций – без визуального контакта с целью на максимальную дальность до 10 км.

Кроме указанных орудий в башню ХС-8 можно установить автоматические орудия калибров 20, 25, 30 и 40 мм, что позволит выполнять задачи по непосредственной поддержке сил десанта, а также борьбе с низколетящими самолетами и вертолетами вероятного противника.

В соответствии с техническими требованиями производителей орудия минимальная масса платформы для установки башни ХС-8 с орудием калибра 105 мм должна составлять 20 тонн, что позволит надежно стабилизировать орудие при высоком темпе стрельбы. По данным китайских источников, угол возвышения орудий 105 и 120 мм в башне бельгийского производства составляет от -10 до +42 градуса, что позволит применять данную бронемашину в горных условиях с резким изменением рельефа местности.

Обнаружение целей, наведение орудия и применение программируемых боеприпасов обеспечивают две многоканальных оптико-электронных станции (одна для стрелка, одна для командира танка), состоящие из тепловизионных и дневных прицелов, лазерных дальномеров, которые подключены к цифровой системе управления огнем.

Кроме обычных фугасных и бронебойных боеприпасов в боекомплект орудия могут входить противотанковые управляемые ракеты под обозначением Falarick, боевая часть которых позволяет пробивать лист гомогенной брони толщиной 550 мм на дальности до 2000 м. Известно, что бельгийские конструкторы провели опытные стрельбы своих орудий в башнях, установленных на следующие образцы бронетехники:

–  легкие танки CV1090 (Великобритания);

– колесные бронетранспортеры «Страйкер» (США);

– гусеничные бронемашины М2А3 «Брэдли» (США);

– легкий танк К21-105 (Республика Корея).

Как отмечают китайские специалисты, турецкие оружейники при помощи партнеров из южнокорейских компаний DOOSAN и HANHWA смогли довести бронемашину весом 35 тонн до ума, однако основными минусами для индонезийских военных останется слабая бронезащита в сравнении с танками РТ-91 (ВС Малайзии), Леопард 2А4 (Сингапур), Т-84М и VT-4 (ВС Королевства Таиланд). Для обеспечения возможности десантирования с корабля турецко-южнокорейскую машину будет необходимо дополнительно оснастить резиновыми бортовыми баллонами и водяным щитком. В случае пробития одного из резиновых баллонов «Каплан-МТ» просто утонет на пути к берегу.

В противовес турецким танкостроителям китайские специалисты предлагают свои легкие танки VT-5, которые также вооружены орудием калибра 105 мм и спаренным пулеметом калибра 7,62 мм.  К преимуществам китайского танка следует отнести наличие зенитного пулемета калибра 12,7мм, а также систем динамической защиты типа «Реакция», которая установлена на корпусе и башне.

Кроме того, кормовая часть VT-5 прикрыта противокумулятивными экранами. Следует отметить, что версия легкого танка, предназначенная для бронетанковых подразделений горных бригад НОАК под обозначением ZTQ-15 оснащен большим количеством элементов динамической защиты,  в комплекс вооружения входит автоматический гранатомет калибра 35 мм, а система обороны танка включает датчики обнаружения лазерного облучения. К  конструктивным особенностям ZTQ-15 следует отнести расположение места механика-водителя, которое смещено влево от продольной оси танка.

Кроме собственных неудач на оружейном рынке китайские специалисты также внимательно наблюдают за деятельностью российских танкостроителей («Уралвагонзавод»), которые пытаются продвигать основной боевой танк Т-90МС на ближневосточном оружейном рынке.

 

Т-90МС и Кувейт

Как сообщают СМИ КНР, 16 октября 2017 г. военно-политическое руководства Кувейта приняло решение о приобретении 261 основных боевых танков М1А2, хотя российские танки Т-90МС проходили испытания в этом государстве Аравийского полуострова с 2016 г. Китайские специалисты отмечают, что американские ОБТ стоят на вооружении ВС Кувейта уже 20 с лишним лет, однако военно-политическое руководство этого арабского государства с 2016 г. сначала провело переговоры о возможности поставок ОБТ VT-4 китайского производства, а после достигло договоренности о проведении долговременного тестирования российских Т-90МС.

Обозреватели китайского специализированного военно-технического издания «Танки и бронемашины» в своих публикациях отмечают, что российские конструкторы и инженеры создав танк Т-90МС продемонстрировали возможности по разработке бронемашины третьего поколения, которая обладает максимальными возможностями по обнаружению целей, защите экипажа и перемещению по сложной местности в тяжелых климатических условиях.

Китайские оружейники отмечают повышенный интерес ближневосточных военных к российской технике, которая по своим реальным возможностям превосходит танки «Леклерк» (ВС ОАЭ), «Леопард 2А4» (ВС Турции), М1А1/А2 (ВС Ирака, КСА). Так, иракские военные присматриваются к российским танкам, поскольку испытывают серьезную нехватку боеспособных танков М1А1, которые практически не соответствуют требованиям современного поля боя, насыщенного разнообразными противотанковыми средствами.

Китайские аналитики выделяют следующие моменты в попытке УВЗ заключить контракт на поставку Т-90МС в Кувейт.

Во-первых,  российские специалисты должны трезво оценивать производственные возможности УВЗ, который сейчас загружен контрактами для МО РФ.

Во-вторых, в случае успешной реализации «кувейтского контракта» российским инженерам и технологам придется постоянно находится в этом арабском государстве и построить собственный центр обслуживания и ремонта для обеспечения контроля и надлежащего обслуживание бронетехники.

В-третьих, необходимо учитывать финансовые возможности Кувейта, которые напрямую связаны со стоимостью нефти, поскольку российским танкостроителям интересна «живая» валютная выручка, а не бартерный обмен. Вполне вероятно, что официальный Эль-Кувейт рассчитается с США за поставки бронетехникой именно нефтью. Такой подход интересен и китайским оружейникам, однако их продукция пока не в полной мере отвечает требованиям арабских военных.

В-четвертых, российские специалисты должны проанализировать возможность утечки «чувствительной» технической информации в США, поскольку кувейтские и американские военные активно сотрудничают по многим направлениям.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что китайские оружейники намерены навязать серьезную конкурентную борьбу оборонно-промышленному комплексу США и Евросоюза на ближневосточном рынке вооружений благодаря принципу «нефть в обмен на вооружение».

52.23MB | MySQL:103 | 0,935sec