Израиль: вокруг предложения снизить электоральный барьер

Состоявшееся в понедельник торжественное открытие зимней сессии Кнессета было необычайно бурным по целому ряду причин (достаточно вспомнить беспрецедентное выступление президента Реувена Ривлина обрушившегося с нападками на правительство и подвергшегося беспрецедентно резкой критике со стороны правых депутатов, назвавших его «рупором оппозиции»). Политические комментаторы израильских СМИ единодушно заявляют в данной связи, что очень похоже на то, что зимняя сессия Кнессета будет очень бурной и что на это есть много причин.

Так или иначе, уже сейчас очевидна одна из таких причин: это заявление, сделанное премьер-министром Биньямином Нетаньяху о том, что он намеревается добиваться снижения электорального барьера на выборах в Кнессет. В настоящее время электоральный барьер в Израиле составляет 3,25% голосов. Причем соответствующая поправка к закону была принята лишь в марте 2014 года, то есть перед состоявшимися в 2015 году последними выборами, в результате которых был сформирован Кнессет нынешнего созыва.

История электорального барьера в Государстве Израиль такова: Первоначально и вплоть до 1992 года он составлял всего 1% (при 120 местах в Кнессете). Практически это означало, что могут существовать фракции из одного депутата. В 1992 году электоральный барьер был поднят до 1,5%, в 2004 году – до 2%, и в 2014 году, как уже было сказано, до 3,25%. Повышение электорального барьера объяснялось стремлением уменьшить непропорционально большой вес, который приобретали при низком электоральном барьере многочисленные мелкие фракции. Иными словами, правящую коалицию было очень трудно формировать, а правительству было очень трудно функционировать, поскольку премьер-министр оказывался в зависимости о множества мелких фракций, выдвигавших к нему требования, несоответствующие их реальной силе. А в случае отказа, правительству всякий раз грозило падение.

Прямым следствием последнего повышения электорального барьера стало объединение арабских партий – прокоммунистического блока ХАДАШ, светской националистической арабской партии БАЛАД и исламистского блока РААМ-ТААЛ в Объединенный арабский список, представленный в Кнессете нынешнего созыва и имеющий в нем 13 мандатов. Вошедшие в это объединение партии очень отличаются друг от друга идеологически, между их лидерами существуют острейшие противоречия как на идеологическом, так и на личном уровне, однако поодиночке они могли попросту не пройти в Кнессет. Уместно отметить, что на выборах в Кнессет предыдущего созыва, в 2013 году ХАДАШ получил 4 мандата, БАЛАД – 3 мандата, а РААМ-ТААЛ – 4 мандата. Таким образом, Объединенный арабский список получил больше мандатов, чем три арабских партии суммарно. Ранее за счет распыления голосов они теряли как минимум 2 мандата. Теперь некоторые израильские политики объясняют стремление премьер-министра понизить электоральный барьер стремлением снизить представительство арабских партий в Кнессете.

Однако данное объяснение представляется малоубедительным, поскольку арабские партии по определению не входят ни в одну правящую коалицию, а лидер крупнейшей левой партии Авода Ави Габай к тому же публично обязался, что он не будет сидеть в одном правительстве с Объединенным арабским списком. Таким образом, арабские партии ни в коей степени не являются конкурентами правящей партии Ликуд. Они не способны принять участие в формировании левой правящей коалиции, альтернативной той, которую возглавляет Ликудом, и они борются за голоса совсем других избирателей – те, кто поддерживает одну из арабских партий, за Ликуд или за другие правые партии голосовать все равно не будут. Максимум, они могут поддержать еврейских левых.

В этой связи представляются не лишенными смысла другие предположения, которые высказываются по поводу желания Биньямина Нетаньяху снизить электоральный барьер. Они касаются его отношений как минимум с двумя входящими в нынешнюю правящую коалицию партиями – ультраортодоксальной религиозной сефардской ШАС, возглавляемой министром внутренних дел Арье Дери, и религиозно-сионистской «Еврейский дом», возглавляемой министром просвещения Нафтали Беннетом. Обе эти партии могут серьезно пострадать в результате снижения электорального барьера.

Что касается ШАС, то ее проблема состоит в том, что ей угрожает партия «Яхад», возглавляемая бывшим председателем ШАС Эли Ишаем. На последних выборах только что созданная «Яхад» не смогла пройти электорального барьера, получив всего 3% голосов (при электоральном барьере 3,25%). Как Арье Дери, так и Эли Ишай утверждают, что они являются духовными наследниками и продолжателями дела умершего четыре года назад основателя и духовного лидера партии ШАС раввина Овадии Йосефа. При этом Арье Дери ориентируется на сотрудничество с ашкеназскими ультраортодоксами, а его взгляды на проблему арабо-израильского конфликта близки к взглядам израильских левых. Что же касается Эли Ишая, то он ориентируется на сотрудничество с религиозными сионистами (в том числе он, как и религиозные сионисты, поддерживает службу религиозных евреев в армии, получение ими светского и профессионального образование для активного участие на рынке труда и т.д.) и придерживается последовательно правых взглядов. Для Ликуда Эли Ишай и возглавляемая им партия «Яхад» выглядят более естественными и удобными партнерами, чем Арье Дери и ШАС.

Поэтому не удивительно, что Арье Дери незамедлительно и крайне резко выступил против идеи понижения электорального барьера, осуществление которой позволит Эли Ишаю вернуться в Кнессет и с большой степенью вероятности – в правительство. В связи с этим демаршем министра внутренних дел Эли Ишай дал в понедельник интервью региональной радиостанции «Кол рега», вещающей на севере Израиля – в Галилее, на Голанских высотах, в Израэльской долине и в долине Бейт-Шеана. Бывший председатель партии ШАС в частности утверждает, что ее нынешний председатель Арье Дери «потерял самообладание», когда потребовал от премьер-министра Биньямина Нетаньяху снять с повестки дня идею снижения электорального барьера.

С этим трудно не согласиться, учитывая, что приближенные Арье Дери сказали после того, как было обнародовано сообщение об упомянутой инициативе, что он рассматривает этот ход Биньямина Нетаньяху как удар ножом в спину. По данному поводу Эли Ишай сказал, что «его (Арье Дери – В.Ч.) реакция странная и вызывает недоумение, потому что она (партия ШАС – В.Ч.) сама находится под угрозой не преодолеть электорального барьера, и мне жаль ШАС. Он (Арье Дери – В.Ч.) запаниковал и угрожал премьер-министру из-за этого. А ведь угрожать премьер-министру из-за Стены плача и реформистов (речь идет о попытке Биньямина Нетаньяху удовлетворить требования весьма влиятельного среди американского еврейства движения реформистского иудаизма и предоставить реформистам место для совместной молитвы мужчин и женщин у Стены плача. Эта попытка вызвала ожесточенную критику со стороны религиозных ультарортодоксов – В.Ч.) он не нашел нужным, и не по вопросу об открытии мелких продуктовых магазинов (по субботам – В.Ч.), и не по другим важным для народа Израиля вопросам – а именно там, где ему (Арье Дери – В.Ч.) важно укрепить арабские партии, и вместо того, чтобы беречь правый лагерь, нанести попутно удар по движению ШАС. Из-за этого он нашел нужным угрожать и налагать вето? По правде говоря, я был немного удивлен и сказал себе, что всему есть предел. Но удивляться нечему».

Ранее Эли Ишай сказал, что он отнюдь не был удивлен сообщением о намерении премьер-министра осуществить снижение электорального барьера, потому что, по его словам, речь идет об инициативе, возникшей сразу же после последних выборов из-за заметного усиления Объединенного арабского списка. Лидер «Яхад» заявил также, что его партия совсем не нуждается в снижении электорального барьера и что он уверен, что сможет прийти к выборам в Кнессет следующего созыва с партией, которая будет даже больше, чем ШАС. В упомянутом интервью лидер партии «Яхад» среди прочего сказал: «К сожалению, ШАС во главе с Арье Дери разваливается, и мне от этого очень больно. (…) Мы (партия «Яхад» – В.Ч.), собственно, и  продолжаем путь учителя (раввина Овадии Йосефа – В.Ч.) сейчас, путь, который он хотел. Нет человека, который знал бы его и был бы близок к нему, как я, слава Богу, и это большая честь. Я намерен приложить все силы к тому, чтобы продолжать идти по его пути».

По словам Эли Ишая, намерение премьер-министра снизить электоральный барьер важно, и его задача – «воспрепятствовать арабам получить большое и непропорциональное в сравнении с их долей в населении Израиля представительство в Кнессете. (…) В демократическом аспекте важно не дать арабам (имеется в виду Объединенный арабский список – В.Ч.) усилиться, потому что они получили 13 мандатов (на выборах 2015 года – В.Ч.), и были близки к 14 мандатам, а в следующий раз они получат 15 мандатов. Так что это жизненно важно для демократии и может спасти и его (Арье Дери – В.Ч.). Все его сопротивление (снижению электорального барьера – В.Ч.) — из-за того, чтобы Эли Ишай не выиграл от этого. Я, слава Богу, в гораздо лучшем положении, чем он (…) Мне жаль, что он ведет себя так всю дорогу».

Что касается партии «Еврейский дом», то ее проблемой является состоящая с ней в единой парламентской фракции партия «Ихуд леуми» («Национальное единство»). Речь идет о радикально правой религиозно-сионистской партии, пользующейся немалой поддержкой среди поселенцев. В прошлом «Ихуд леуми» был самостоятельно фракцией, однако с 2012 года он действует в рамках единой религиозно-сионистской фракции «Еврейский дом». В Кнессете нынешнего созыва у партии «Ихуд леуми» (в рамках фракции «Еврейского дома») два представителя – министр сельского хозяйства Ури Ариэль и сопредседатель пропоселенческого парламентского лобби «Эрец Исраэль» депутат Бецалель Смотрич.

В «Еврейском доме» полагают, что премьер-министр Биньямин Нетаньяху намеревается снизить электоральный барьер с одной целью – дать возможность лидеру партии «Ихуд леуми» министру Ури Ариэлю завершить начатый им процесс отделения от «Еврейского дома» и пойти на следующие выборы с отдельным списком. Это, вне всякого сомнения, нанесет ущерб «Еврейскому дому», поскольку отвлечет от него немало голосов.

Следует отметить, что в последние месяцы постоянно усиливается напряженность в отношениях между министром Ури Ариэлем и лидером «Еврейского дома» министром Нафтали Беннетом. Это началось после того, как лидер «Еврейского дома» заявил о своем намерении расширить ряды партии. В партии «Ихуд леуми» поняли направление его политики и начали заново строить свою партию в качестве самостоятельной, отдельной партии в рамках подготовки к будущим выборам. Среди прочего была проведена  конференция партии «Ихуд леуми», на которой обсуждалась в первую очередь ее политическая программа. Помимо этого, генеральный директор «Ихуд леуми» Офир Софер неоднократно выступал в последнее время в средствах массовой информации. Он говорил об особых позициях своей партии, которые не совпадают с позициями «Еврейского дома».

Анонимные источники в партии «Ихуд леуми» заявили корреспонденту новостного интернет-сайта NRG: «Ури (Ариэль – В.Ч.) решил идти на выборы один (то есть отдельным списком «Ихуд леуми» — В.Ч.) и, видимо, получил от Нетаньяху обещание снизить электоральный барьер, чтобы гарантировать, что он пройдет в Кнессет». По словам этих источников, данное премьер-министром обещание еще более ухудшило и без того натянутые отношения между Биньямином Нетаньяху и Нафтали Беннетом.

Министр юстиции Айелет Шакед («Еврейский дом») сказал в интервью тому же интернет-сайту,  имея в виду министра Ури Ариэля: «На прошедших выборах правые потеряли 3 мандата из-за авантюры с партией «Яхад» (имеется в виду, что эта правая партия, возглавляемая Эли Ишаем, не прошла в Кнессет, а отданные за нее голоса пропали – В.Ч.). Решение состоит не в том, чтобы снизить электоральный барьер, а в том, чтобы не раскалывать силы. Пусть политики преодолеют свое эго и пойдут на выборы в одном списке. Граждане тоже должны уметь выбирать из существующих списков. Не надо кроить список, точно соответствующий твоим желаниям, идеальный список. Достаточно, чтобы он примерно соответствовал (взглядам избирателя – В.Ч.)».

Согласно оценкам как многих членов коалиции, так и многих членов оппозиции, зимняя сессия Кнессета не будет доведена до конца, потому что до ее окончания начнется досрочная избирательная кампания. По мнению сторонников этой точки зрения, именно приближение выборов подтолкнуло премьер-министра Биньямина Нетаньяху к тому, чтобы добиться снижения электорального барьера. По их словам, общее число мандатов, которые могут получить все правые партии вместе, составляет на сегодняшний день всего 60 (из 120 – В.Ч.). Соответственно Биньямин Нетаньяху хочет увеличить свою будущую коалицию (нынешняя правящая коалиция располагает 66 мандатами- В.Ч.), а для этого ему надо, что и Ури Ариэль, и Эли Ишай пошли на выборы отдельными списками и смогли преодолеть электоральный барьер.

Безусловно, именно это и подтолкнуло министра внутренних дел Арье Дери решительно выступить против упомянутого предложения Биньямина Нетаньяху. Арье Дери, партия которого, резко ослабла в опросах общественного мнения, не заинтересован конкурировать за один и тот же пост в будущем правительстве с Эли Ишаем, если тот получит то же самое число мандатов. Аналогичным образом и лидеры «Еврейского дома» не хотят оказаться за столом переговоров по формированию следующей правящей коалиции ослабленными, когда часть мандатов, потенциально принадлежавших их партии, уйдут к вернувшейся из политического небытия партии «Ихуд леуми».

52.33MB | MySQL:103 | 0,502sec