Ситуация в Марокко: сентябрь 2017 г.

Сентябрь в Марокко начался с одновременного объявления марокканских и испанских властей об аресте шести человек — участников «террористической джихадистской ячейки»,  которые готовили «широкомасштабные атаки» на территории двух стран. Эти аресты были произведены три недели спустя после терактов в Каталонии, в которых погибли 16 человек, свыше 120 получили ранения. Ответственность за те атаки взяло на себя «Исламское государство» (ИГ, запрещено в РФ). В роли их исполнителей выступили молодые люди — марокканцы по национальности, выросшие в Испании.

Как сообщило в коммюнике МВД Испании, «национальная полиция и марокканская спецслужба DGST (Direction generale de la surveillance du territoire) ликвидировали террористическую джихадистскую ячейку, состоявшую из шести человек, один из них был арестован в Мелилье, 5 в Марокко». В нем отмечалось, что молодые люди по вечерам проводили время, в частности, в занятиях по физической подготовке и тренировках в совершении убийств путем обезглавливания с использованием холодного оружия.

По марокканским данным, ячейка базировалась в предместье Надора Бени Шикер. Главарем ячейки был 39-летний «испанец» марокканского происхождения, проживавший в Мелилье. Он был арестован марокканскими властями в момент нахождения на территории этой страны. По испанским данным, он использовал свой пост сотрудника центра по переподготовке несовершеннолетних для вербовки и радикализации молодежи в интересах ИГ.

6 сентября исполнилось ровно 20 лет со дня смерти в Марокко бывшего диктатора Заира Мобуту Сесе Секо (МСС — на африканский манер). Он скончался в изгнании после 32-х лет правления этой африканской страной, ныне — ДРК. Экс-диктатор при жизни был в добрых отношениях с покойным королем Хасаном II, а тот никогда не предавал своих друзей. Он предоставил МСС убежище. После кончины экс-диктатор был похоронен на христианском кладбище марокканской столицы.

Также 6 сентября стало известно, что король Марокко Мухаммед VI успешно перенес операцию на левом глазу, которую ему сделали в одной из офтальмологических клиник в Париже. В совместном заявлении клиники и личного врача монарха Абдельазиза Маауни отмечалось, что после операции 54-летнему королю потребуется 15 дней на восстановление.

Тогда же стало известно от марокканских СМИ о двух попытках посредничества, призванных снизить накал протестного движения рифаев в провинции Эль-Хосейма на севере Марокко. Одна из них выполнялась представителями гражданского общества, и в частности, известным публицистом Нуреддином Айюшем. Как заявил последний арабоязычной газете «Акбар аль-Яум», он «завершил свою посредническую миссию перед молодежью проетсного движения «Хирак» и передал доклад (о прошедших контактах) в высшие сферы».

По его словам, он и другие представители гражданского общества имели три встречи с лидерами движения «Хирак», находящимися в тюрьме в Касабланке, а также имели контакты в Эль-Хосейме с родственниками заключенных, чиновниками, курирующими в регионе вопросы здравоохранения и образования.

Другая попытка посредничества, получившая название «Гражданская инициаттива для Рифа», по состоянию на 6 сентября еще не была завершена. В ней участвовали также представители гражданского общества, неправительственных организаций, а также известные интеллектуалы. Они также встретились с находящимися в заключении лидерами «Хирак» и тут же призвали власти ответить на «законные требования» обитателей Рифа и «освободить заключенных».

12 сентября в суде присяжных Касабланки начался процесс над 21 сторонником движения «Хирак». 5 из них обвинялись в «покушении на внутреннюю безопасность государства», в «попытках саботажа, убийств и грабежа», а также в «заговоре против внутренней безопасности». Остальным предъявили обвинения в применении насилия в отношении сотрудников сил безопасности. Процесс едва начавшись был тут же перенесен на 3 октября. К тому дню 47 активистов движения «Хирак» ожидали приговоров в тюрьме Касабланки, 169 были либо осуждены, либо ждали приговоров в тюрьме Эль-Хосеймы. Дата начала процесса над лидером движения Насером Зефзафи не была назначена.

16 сентября марокканские власти «категорически» отвергли обвинения, содержавшиеся в ранее опубликованном докладе правозащитной организации «Хьюман Райтс Уотч» о событиях в Рифе, осудив содержавшиеся в нем «ошибки» и «ложные выводы».

Ранее, 5 сентября, эта организация призвала короля Мухаммеда VI начать «серьезное» расследование относительно обвинений в адрес полицейских в применении насилия в Рифе. Правозащитники пошли дальше: они обвинили «самого» монарха в том, что тот якобы покрывал деяния полицейских.

За марокканские власти вступилась Межминистерская делегация по правам человека (разве она могла сделать иначе?), заявившая, что правозащитники в очередной раз продемонстрировали «очевидное презрение» по отношению к властным институтам королевства, попытавшись дискредитировать их действия в защиту прав человека. Эта структура сообщила, что по всем заявленным случаям применения насилия – таких насчитали 66 – проведены медицинские экспертизы, в 23 случаях начаты расследования.

25 сентября стало известно, что многих активистов движения «Хирак» перевели из тюрьмы в Эль-Хосейме в аналогичные заведения в Касабланке, Фесе, Тазе и Таурирте. В ответ узники начали голодовку протеста, требуя освобождения. По данным марокканской прессы, к ней присоединились 37 заключенных, и в частности, считающийся вторым человеком в движении Набиль Ахамджик, видный активист движения Мухаммед Джеллул, журналист Хамид аль-Махдауи, только что получивший год тюрьмы.

9 сентября в Тунисе возникли проблемы у двоюродного брата марокканского монарха принца Мулая Хишама, уже давно получившего имя  «Красный принц» из-за ряда противоречий с Рабатом. В тот день его выдворили из Туниса, куда он прибыл для участия в университетской конференции, организованной Стендфордским университетом по вопросам тунисского опыта выхода из кризиса, получившего название «арабская весна».

Тунисские спецслужбы пришли за Мулаем Хишамом в отель, где он остановился на время конференции, а затем сопроводили в аэропорт, откуда выдворили его из страны. В аэропорте Мулай Хишам, по его словам, потребовал от полицейских документ, на основании которого они действовали. Понятно, что такового не оказалось. Принц признал, что его оппоненты были чрезвычайно вежливы и «действовали профессионально».

«Красный принц» постоянно проживает в США.

МВД Туниса никак не стало комментировать факт выдворения Мулая Хишама, однако очевидно, что это действо не могло быть осуществлено без ведома Рабата.

12 сентября канцелярия президента Туниса выразила сожаление в связи с высылкой из страны Мулая Хишма. При этом не было сделано никаких объяснений.

12 сентября премьер-министр Марокко исламист Саадэддин аль-Османи в публичном выступлении по случаю истечения 4-х месяцев со времени его назначения на пост главы кабинета подвел «позитивный» итог его деятельности. Выступая перед главами партий правительственной коалиции, он расценил этот первый итог работы кабинета как «позитивный предвестник прогресса». Он опроверг наличие каких-либо внутренних противоречий в составе правительства и осудил тех, кто распространяет слухи с тем, чтобы «торпедировать его работу».

Напомним, что новое правительство Марокко было назначено лишь в начале марта с.г. после долгого политического кризиса, связанного с тем, что глава формально победившей на выборах в октябре 2016 года исламистсткой Партии справедливости и развития (ПСР) Абдельилла Бенкиран не смог создать правительственную коалицию. Вместо него решить эту задачу монарх поручил С.аль-Османи – второму лицу в ПСР.

19 сентября министерство туризма объявило, что за первое полугодие 2017 г. Марокко посетили примерно 6,5 млн туристов, что на 8% больше показателя предыдущего года. Этот результат был расценен в королевстве как возобновление активности туристического сектора, несколько лет находившегося в состоянии застоя. Число иностранцев, посетивших Марокко за указанный период, выросло на 13,5%. Примерно треть из них были французы. Число марокканцев, проживающих за границей и прибывших на свою историческую родину увеличилось на 3%. Туризм принес Марокко за указанный период примерно 3 млрд евро, что превышает показатель предыдущего года на 4,3%.

28 сентября стало известно о выдворении из Марокко журналиста британской газеты «Гардиан» Сайеда Камали Дехгана, иранца по происхождению. Причины высылки не объявлялись. Известно, что журналист прибыл в Марокко для освещения проходившего в Марракеше форума «Женщины в Африке». В своем издании он специализировался на освещении событий в Иране.

29 сентября ситуацию вокруг журналиста «Гардиан» прояснил министр информации Марокко Мухаммед Лаарадж. По его словам, из Марракеша британец отправился в Эль-Хосейму, не получив предварительно разрешения от компетентного ведомства на работу в районе Рифа. Там он был задержан полицейскими, которые препроводили его в аэропорт Касабланки и первым же рейсом отправили в Лондон.

30 сентября с массовой драки начал работу 17-й съезд национал-консервативной Партии Истикляль (ПИ), находящейся в настоящее время в оппозиции. В рукопашной сошлись сторонники двух кандидатов на избрание на пост генерального секретаря ПИ — действующего генсека Хамида Шабата, который вновь выставил свою кандидатуру, и его основного конкурента Низара Бараки. В результате потасовки несколько десятков человек получили ранения. В связи с происшедшим выборы генсека были отложены на 7 октября.

В сентябре стало известно, что американское Агентство по вопросам сотрудничества в сфере обороны и безопасности предложило Марокко продать дополнительную партию бывших в употреблении танков «Абрамс» М1А1 в количестве 162 машин. Ранее, в июне, королевство получило 250 танков «Абрамс» в модификации M1SA.

В сентябре появилось достаточно много публикаций, посвященных предстоящему запуску в ноябре разведывательного спутника, который будет работать в интересах Королевских вооруженных сил (КВС). Заявленными целями его запуска названы содействие борьбе против терроризма, незаконной иммиграции, контрабанды, пиратства в зоне Гвинейского залива. Понятно, что между строк читается и задача слежения за Алжиром, тем более что тот уже располагает аналогичным инструментом слежения за западным соседом. Предполагается, что марокканская система будет состоять из двух спутников. Центр управления системой разместился близ Рабата.

В сентябре в ходе работы 72-й Генеральной ассамблеи ООН в Нью-Йорке состоялась встреча представителей франкоговорящих стран, на которой глава Министерства иностранных дел и сотрудничества Марокко Насер Бурита сообщил, что его страна намерена поддержать формируемый в настоящее время совместный контингент стран «Г5 Сахель» (Буркина-Фасо, Мавритания, Мали, Нигер и Чад) путем подготовки кадров и обеспечения безопасности границ королевства.

21 сентября в Рабате состоялась встреча между министром энергетики и шахт Марокко  Азизом Рабахом и министром энергетики РФ Александром Новаком. В ходе встречи последний заявил о намерении РФ принять участие в реализации нескольких крупных энергетических проектов на территории королевства.

В целом, Марокко пока умело противостоит второй волне «арабской весны», накатившейся на него осенью 2016 г. Будет ли так всегда – сказать трудно. В любом случае очевидно, что Рабату необходимо в кратчайшие сроки закрыть эту проблему.

52.21MB | MySQL:103 | 0,447sec