Как сообщают источники в Китайской авиастроительной корпорации №1, после нескольких лет проектирования и оценки экономических перспектив проекта турецкого транспортного самолета двойного назначения национальной разработки под обозначением TRJ Подсекретариат по вопросам оборонной промышленности Министерства обороны Турецкой Республики принял решение о приостановлении финансирования данного проекта, согласно которого на авиастроительных предприятиях ТР должно было быть выпущено от 500 до 1000 транспортных самолетов двух модификаций TRJ328 и TRJ628. Следует отметить, что на данный проект уже было выделено 1,5 млрд евро, однако разработка такого самолета процесс достаточно трудоемкий и сложный.
По данным китайских специалистов, только для нужд правительства Турции было запланировано приобрести 50 самолетов типа TRJ, которые позволили бы оперативно перемещать ключевых министров и высокопоставленных чиновников по территории страны, а также в соседние государства региона. По замыслу турецких разработчиков каждая модель должна была быть выпущена в модификации с турбовинтовым и турбовентиляторным двигателем. Согласно данным из турецких источников, первые 48 самолетов должны были быть поставлены в срок до 2022 г, а с 2023 г. турецкие самолетостроители планировали передавать заказчикам не менее 19 самолетов ежегодно.
Основное отличие во вместимости пассажирского салона, которая должна была составить 32 и 62 пассажира соответственно. Максимальная вместимость пассажирского салона должна была составлять 80 человек. Максимальная дальность полета самолетов двух типов должна была составить 2000 и 3000 км соотвественно, при скорости 750 км. Известно, что в хвостовой части фюзеляжа спроектирован грузовой отсек с крупноформатной дверью, позволяющей осуществлять погрузку/выгрузку ящиков или упаковок с шириной более одного метра. Как отмечают китайские специалисты, турецкие самолетостроители надеялись полностью удовлетворить потребности национальных авиаперевозчиков в самолете для полетов между ключевыми городами Турции, а также планировали поставить иностранным заказчикам около 400 самолетов.
Вероятно, руководители компании STM, контролирующей проект TRJ, надеялись компенсировать расходы на проектные и тестовые работы именно за счет выпуска гражданской версии самолета, поскольку понимали, что для подразделений военно-транспортной авиации ВВС Турции не требуется более 100 самолетов обеих модификаций. Очевидно, что при таком скромном масштабе не удастся серьезно снизить стоимость продукции и конкурировать на рынке, где присутствуют американские, европейские, бразильские и китайские самолетостроители.
Китайские специалисты признают, что самым массовым средним транспортно-пассажирским самолетом двойного назначения стал советский Ан-12, тогда как в странах Запада основным самолетом подобного назначения до сих пор является американский С-130 для которого разработано несколько десятков модификаций.
Известно, что турецкие специалисты разработали проект транспортного TRJ на основе технической документации самолета Do-328, которую турецкая компания Essen Systems приобрела у американской компании Sierra Nevada Corporation (SNC). Следует отметить, что владельцами компании «SNC» являются граждане Турции — супруги Ирен и Фатих Озмен.
Турецкие предприниматели надеялись, что процесс разработки самолета займет менее 12 лет, поскольку при разработке первоначального проекта – пассажирского самолета бизнеc-класса Dornier Do-328 американские и немецкие специалисты учитывали требования американских сертификационных органов, которые выдают на любой гражданский пассажирский самолет сертификат. Следует отметить, что Do-328 это высокоплан, который наилучшим образом соответствует задачам военно-транспортной и воздушно-десантной авиации, поскольку двигатели расположены высоко над землей, что позволяет даже в турбовентиляторной версии безопасно действовать с необорудованных грунтовых полос.
По данным открытых источников, комплектующие для военной и гражданской модификации должны были поставлять все крупные предприятия оборонно-промышленного комплекса Турецкой Республики, а именно: «Turkish Aerospace Industries»; Tusas Engine Industires Aselsan Havelsan; Alp Aviation; Kale Aviation»; Turkish Cabin Interior Inc.
Благодаря участию первой компании турецкие военные планировали получить к 2019 г. первые 10 транспортных самолетов, которые позволяли бы перевозить 30 военнослужащих подразделений Сил специального назначения на дальность до 1900 км со всем необходимым вооружением. Благодаря участию Tusas Engine Industries, турецкие военные планировали по прошествии некоторого времени получить в свое распоряжение двигатели и вспомогательные силовые установки национальной разработки.
Вопрос независимости ОПК Турции и ВС государства от импорта комплектующих из стран Запада стоит очень остро, поскольку поставки ВВТ серьезно зависят от отношений между государствами. Компании Aselsan и Havelsan могут предоставить необходимые радиоэлектронные компоненты – навигационные и прицельные радиолокационные станции, системы предупреждения о радиолокационном и лазерном облучении, пусковые установки тепловых помех, что позволило бы создать полноценный военно-транспортный самолет, который мог бы действовать в районах с высокой вероятностью применения противником авиации или зенитно-ракетных средств.
Китайские специалисты отмечают, что если бы ВТА ВВС Турции обладали достаточным количеством самолетов типа TRJ, то американским военным и спецслужбам удалось бы серьезно сэкономить на транспортировке вооружения и техники для террористических организаций в Сирии и Ираке. Кроме того, подобные самолеты в окраске «под гражданские авиалинии» достаточно популярны у американских военных при проведении специальных операций; ведении разведки и наблюдения и в других нестандартных для тяжелых военно-транспортных самолетов задачах.
Китайские специалисты отмечают, что создание любого нового среднего транспортного самолета требует более 10 лет даже при наличии компетентных специалистов в области двигателестроения и бортовых систем. В качестве примера сотрудники Сианьского авиапромышленного предприятия приводят собственную разработку – средний транспортный самолет «Юнь-9», который создан на базе проверенного временем «Юнь-8» (лицензионная копия советского Ан-12). Только благодаря многолетнему опыту эксплуатации самолета предыдущей модели, создания многочисленных модификаций на его базе и содействии украинских специалистов китайские самолетостроители смогли создать «Юнь-9», который, фактически, является «вынужденной мерой» в условиях устаревания авиапарка военно-транспортной авиации ВВС НОАК.
С учетом вышесказанного, представляется возможным согласиться с оценками китайских специалистов, что предприятия ОПК ТР и в дальнейшем будут предпринимать попытки создания собственного среднего транспортного самолета, который послужит многофункциональной платформой для оружейных и радиоэлектронных систем.