По данным китайских специализированных военно-технических изданий «Мир Авиации» и «Авиационное знание», в настоящее время турецкая компания Turkish Aerospace Industries (TAI)работает над следующими проектами военного авиационного и космического назначения:
– тяжелая модификация ударного вертолета Т-129 АТАК с максимальным взлетным весом 8000 кг;
– многофункциональный военно-транспортный вертолет с максимальным взлетным весом 10 тонн;
– учебно-боевой самолет профессионального этапа обучения под обозначением HurJet в рамках проекта LIFT (англ. аббревиатура Lead In Figther Trainer );
– легкий (масса 1000 кг) космический аппарат связи для размещения на геосинхронной орбите.
Благодаря публикациям китайских специалистов, представляется возможным сообщить, что разработчики Т-129 АТАК осознают всю важность продолжения программы производства данного вертолета, который выиграл у китайского ударного вертолета Z-10 тендер на поставку партии боевых винтокрылых машин (в количестве 30 единиц) для подразделений армейской авиации ВВС Пакистана. По данным китайских источников, турецкие производители согласились разместить производство отдельных деталей вертолета в Пакистане, однако устанавливают «пакистанские» сменно-запасные части только после двойной проверки качества.
Следует отметить, что представители военно-политического руководства и ОПК Турции и Пакистана ведут переговоры о размещении сброчно-ремонтного предприятия для обслуживания вертолетов Т-129АТАК. По сообщениям пакистанских источников, согласие по данному вопросу может быть достигнуто в ближайшее время, поскольку оно вполне актуально для турецких оружейников по следующей причине.
На данный момент у Т-129 пока есть один серьезный конкурент тяжелый ударный вертолет Ми-35М российского производства (в Пакистан поставлена партия в количестве четырех машин), который способен обеспечить высочайшую плотность огня при работе по наземным целям за счет большего боекомплекта. При повышении максимальной взлетной массы Т-129 до указанных показателей турецкий ударный вертолет будет находится в одной категории с такими вертолетами как «Тигр» (пр-во Германия) и «Супер Кобра»/«Гадюка» (пр-во США), а значит турецким специалистам необходимо предложить, нечто «решительно интересное», чтобы привлечь покупателей на свои боевые машины.
Кроме того, китайские конкуренты активно дорабатывают свои ударные вертолеты – проводятся тестовые полеты с двигателями повышенной мощности, подтверждены характеристики надвтулочных РЛС миллиметрового диапазона. Одновременно китайские оружейники расширяют номенклатуру авиационных средств поражения.
Следует отметить, что пакистанские военные намерены в будущем сформировать крыло специальных операций из вертолетов Т-129 АТАК и еще одной модели транспортно-боевых вертолетов, которые позволят выполнять ударные и поисково-спасательные задачи в горных районах Пакистана, находящихся под контролем племенных группировок и формирований исламистов.
Как было указано выше, конструкторы TAI работают над созданием нового многофункционального военного вертолета с максимальным взлетным весом 10000 кг, который в перспективе позволит снять с вооружения транспортные SA330 Puma (пр-во Франция) и поисковые (противолодочные) WS-61 SeaKing (пр-во Великобритания). Основная причина в разработке подобной винтокрылой машины состоит в том, что существующие европейские аналоги AW101, 139 и NH-90 обладают достаточно высокой стоимостью и фактически доступны только сравнительно богатым государствам Персидского залива. Представляется возможным сообщить, что перспективная многофункциональная винтокрылая машина турецкого производства будет оснащена двигателями с мощностью более 2000 л.с, которые специалисты турецкой TUSAŞ Engine Industries разработают на базе известных ГТД Т700 производства американской корпорации General Electric.
В отношении УБС HurJet (также известен под обозначением Freedom Trainer) известно, что турецкие инженеры и конструкторы разрабатывают данный самолет из расчета, что в перспективе ВВС Турецкой Республики примут на вооружение малозаметный пятого поколения под обозначением Т-Х. Известно, что в разработке данного самолета принимают участие инженеры известной американской компании Sierra Nevada Corporation, которая задействована и в других проектах предприятий ОПК Турции.
Как сообщают китайские источники, перспективный УБС оснастят двумя турбовентиляторными двигателями FJ44-4M от американской компании Williams International, которые обеспечат среднюю скорость в 850 км/ч, а максимальная скорость горизонтального полета может составить 1,2 МАХа. Кроме того, максимальная перегрузка может достигать 7,5G при интенсивных маневрах. Выбор указанной силовой установки обусловлен тем, что этот двигатель не находится в списке технологий и комплектующих ограниченных для поставки за пределы США.
Максимальная полезная нагрузка достигнет 3000 кг, что позволит самолету принимать как подвесные топливные баки, так и достаточно большой спектр авиационных средств поражения. Именно благодаря большому объему топливных баков УБС HurJet будет обладать максимальной дальностью полета 3700 км, а значит время боевого патрулирования может превысить четыре часа.
По данным китайских источников, при сборке HurJet турецкие самолетостроители будут применять подход американских партнеров, которые в последних своих разработках используют комплектующие от гражданских самолетов, что позволяет снижать конечную стоимость боевого самолета.
Данный вопрос очень актуален для турецкого предприятия, руководство которого планирует навязать конкурентную борьбу производителям УБС Т-50 Golden Eagle (южнокорейская компания KAI) и L-15 (Хундусское авиастроительное предприятие Второй авиапромышленной корпорации КНР). Кроме того, на мировом рынке вооружений конкуренцию турецкому УБС составляют проверенный временем китайский K-8, итальянский М-345 и чешский L-39NG.
Кроме того, новый УБС в перспективе позволит ВВС Турции избавиться от устаревающих самолетов Т-38 американского производства. Благодаря открытой архитектуре на HurJet можно будет устанавливать оборудование, позволяющее имитировать полет в режиме «истребитель», «штурмовик» или «бомбардировщик». Известно, что полноразмерный прототип рассматриваемого УБС будет представлен турецким военным в 2019 г., а первые тестовые машины начнут полеты в 2023 г.
Вероятно, что при создании HurJet турецкие специалисты прибегнут к консультации южнокорейских специалистов, которым также необходим успешный пример в вопросе разработки истребителей пятого поколения, поскольку Индонезия отказалась от взаимодействия с Республикой Корея по истребителю пятого поколения в пользу китайского проекта – малозаметного истребителя поколения 4+ под обозначением «Цзянь-31».
Следует отметить, что в ближайшее время специалисты TAI представят на государственные аттестационные испытания новую модифи- кацию турбовинтового УБС под обозначением Hurkus-B, предназначенного для проведения учебных мероприятий начального и основного этапа. Вероятно, турецкие специалисты установили более мощный двигатель, который позволит увеличить массу полезной нагрузки, а значит сделает данный самолет более привлекательным для небогатых стран, которым необходима легкая штурмовая авиация в борьбе с террористами.
Кроме того, до конца 2017 г. турецкие специалисты представят новую модель тяжелого разведывательно-ударного беспилотного летательного аппарата под обозначением YFYK, созданного по двухбалочной схеме и комплектуемого двумя турбозидельными двигателями TD190. Эти экономичные силовые установки в сочетании с большой площадью основного и хвостового оперения позволят БЛА поднимать на высоту 8000 м. полезную нагрузку массой до 750 кг.
В отношении космического аппарата (КА) связи турецкого производства известно, что конструкторы разместят на нем 21 антенну, что обеспечит многоканальную и многодиапазонную связь военного назначения. По данным китайских источников, данный спутник послужит еще и средством тестирования технологических решений, которые планируется применить при сборке более тяжелого (масса от 4 до 5 тонн) КА связи гражданского назначения под обозначением Turksat 6A. Указанный спутник будет выведен на орбиту в 2020 г.
Подводя итог вышесказанному, представляется возможным отметить, что турецкие конструкторы и инженеры одновременно работают над несколькими достаточно сложными проектами и это требует достаточно высокой технической квалификации и большого объема финансирования, однако не факт, что проводимые НИОКР и другие работы дадут результат в обозначенные сроки без серьезной внешней технической помощи.