Китайские специалисты о выявленных недостатках бронетехники ВС Ирака при проведении военной операции на территории курдской автономии

Как сообщают китайские источники, 20 октября 2017 г. в районе населенного пункта Алтынкёпрю, который находится в 40 км к югу от столицы Иракского Курдистана один из отрядов курдского ополчения уничтожил основной боевой танк М1А1 «Абрамс» ВС Ирака. Следует отметить, что информация в мировых СМИ об этом событии появилась только спустя пять дней и в первых сообщениях фигурировали данные о том, что курдские ополченцы использовали противотанковую управляемую ракету (ПТУР) повышенной дальности Milan ER немецкого производства.

Подобное вполне возможно, поскольку, как отмечают китайские специалисты, начиная с  2016 г. предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК) Германии выполнили несколько крупных заказов в интересах Бундесвера на поставку противотанкового вооружения и ручных гранатометов, при этом в этот же период немецкие военнослужащие обеспечивали обучение курдских отрядов применению стрелкового и переносного противотанкового вооружения. Как отмечают китайские обозреватели, Министерство обороны ФРГ хранит молчание по вопросу о поставках вооружения курдским отрядам.

Китайские специалисты провели сбор и анализ информации и пришли к выводу о том, что уничтожение указанного ОБТ американского производства стало возможным благодаря следующим причинам.

Во-первых, американские инструкторы обучили военнослужащих бронетанковых подразделений Сухопутных войск Ирака исключительно вождению и стрельбе, однако они практически не проводили занятия по боевому слаживанию с мотострелковыми/пехотными подразделениями, что крайне важно в современных боевых действиях. Кроме того, по данным китайских источников, иракские танкисты практически не обучены тактическим приемам танкового боя, в которых учтены возможности бронетехники и местности, характерной для Иракского Курдистана.

Также китайские наблюдатели сообщают, что в бронетанковых подразделениях СВ ВС Ирака практически отсутствуют специалисты, которые могут обеспечить взаимодействие с подразделениями армейской или ударной авиации, которые могут провести разведку местности и предупредить о наличии танкоопасной силы противника в заданном районе.

Во-вторых, танки М1А1, которые ВС США передали своим иракским партнерам, относятся к ОБТ третьего поколения и практически лишены систем активной или динамической защиты. По данным китайского специализированного военно-технического издания «Танки и бронемашины», даже самая современная версия американского ОБТ под обозначением М1А2 SEPv3, принятая на вооружение бронетанковых подразделений СВ ВС США не оборудована модулями динамической защиты и другими системами активной защиты.

По информации китайских специалистов, комплекс активной защиты (КАЗ) «Трофи» (израильского производства) будет входить в комплект модернизации американского танка под обозначением SEP v4. Такие боевые машины официальный Вашингтон не готов передавать своим союзникам даже в обмен на углеводородное сырье, поскольку опасается утечки «чувствительной» технической информации. По данным корреспондентов китайского издания, электронные вычислительные системы ОБТ М1А2  SEPv4 не позволяют применять системы обнаружения лазерного облучения, а кроме того американские инженеры так и не разработали аналогов российской системе «Штора-1». В этой ситуации применение КАЗ «Трофи» выглядит оптимальным  и полностью оправданным.

Китайские обозреватели отмечают, что ни в подразделениях ВС Ирака ни в ВС США не задумываются о том, что в противостоянии танка и ПТУР определенную роль играют противокумулятивные решетчатые экраны, которые достаточно просты в изготовлении. Установка подобных примитивных и пассивных средств защиты на танки Т-55, 64, 72 ВС Сирийской Арабской Республики вполне оправдала себя в ходе затяжных боев в населенных пунктах.

Китайские специалисты отмечают, что американские военные дополнительно устанавливают изогнутые бронелисты в специальные рамки, смонтированные на бортах ОБТ М1А2, которые дислоцированы в странах Восточной Европы и тем самым вероятно планируют снизить ущерб от противотанковых средств российского производства в случае вероятного вооруженного конфликта.

Указанные выше недостатки американской бронетехники и низкая квалификация, как самих экипажей бронемашин, так и офицеров звена управления действиями подразделений обусловили возможность эффективного применения курдскими подразделениями противотанковых средств. По данным китайских специалистов, в ходе упомянутого события оператор ПТУР «Красная стрела — 8Е» (пр-во КНР) успешно выпустил реактивный снаряд, который попал под погон башни, а кумулятивная струя проникла в отсек с боекомплектом, что привело к возгоранию зарядов и гибели экипажа. Анализ фото- и видеоматериалов позволяет сделать вывод, что М1А1 восстановлению не подлежит.

Благодаря публикациям китайских обозревателей представляется возможным указать, что ПТУР «Красная стрела — 8Е» официально приняли на вооружение 19 государств Ближнего Востока и Африки.

Тандемная боевая часть ПТУР китайского производства способна пробивать лист гомогенной брони толщиной до 1000 мм (по другим данным 800 мм) с учетом необходимости преодоления модулей динамической защиты (ДЗ). Поскольку американские ОБТ не оснащены ДЗ, то возможностей БЧ китайского противотанкового средства второго поколения вполне достаточно.

Система наведения рассматриваемого ПТУР сдвоенная телевизионная/ полуавтоматическая тепловизионная и позволяет оператору вести обстрел на максимальной дальности до 2000 м ночью. Оптический канал позволяет выполнять пуск на максимальную дальность 4000 м (по другим данным 3000 м). Поскольку ПТУР «Красная стрела — 8Е» относится к системам второго поколения, то управление полетом осуществляется по проводам, что обеспечивает высокую устойчивость комплекса к помехам разного происхождения. Суммарный вес пусковой установки с ракетой составляет 24,5 кг из которых 12 кг. приходятся на боеприпас.

Кроме технических возможностей китайского ПТУР необходимо обратить внимание на то, кто мог предоставить подобное вооружение курдским ополченцам. По оценкам китайских аналитиков, «Красные стрелы 8Е» могли поступить из Пакистана, где развернута полноценная линия по производству этих противотанковых средств или же курды захватили один из многочисленных арсеналов исламистов, которые получили рассматриваемые ПТУР из Объединенных Арабских Эмиратов или Катара. По данным китайских источников, военно-политическое руководство этих государств Персидского залива активно сотрудничает с Южным Суданом, Вооруженные Силы которого располагали значительными запасами ПТУР китайского производства.

С учетом того, что официально предприятия оборонно-промышленного комплекса КНР поставили своим зарубежным клиентам более 40 000 «Красных стрел» разных модификаций оценить возможности курдских арсеналов будет достаточно затруднительно. Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что отряды курдского ополчения располагают несколькими танками Т-55, которые хоть и оснащены орудиями калибра 100 мм, однако при наличии современных бронебойных снарядов китайского или израильского производства меньше десятка Т-55 могут нанести серьезный урон иракским танкистам с учетом грамотного использования местности и маскировки.

52.23MB | MySQL:103 | 0,480sec