Катарский кризис обострил проблемы функционирования ССАГПЗ

Король Бахрейна Хамад бен Иса Аль Халифа исключил участие в предстоящем саммите Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ: Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия) пока Доха не ответит на требования бойкотирующих эмират стран. Заявление монарха приводит в понедельник Бахрейнское информационное агентство. «Катар доказал сегодня, что не уважает документы, обязательства и связи, установленные в Совете сотрудничества, практикует политику, подрывающую безопасность стран — участниц ССАГПЗ, — говорится в заявлении. — Королевство Бахрейн не может участвовать в каком-либо саммите или встрече стран [Персидского] залива с участием Катара, пока [Доха] не исправит свой поведение <…> и не ответит на требования стран, пострадавших от него». В тексте отмечается, что монарх высказался за «сохранение сильного и сплоченного Совета». Встреча ССАГПЗ на высшем уровне запланирована на декабрь текущего года, однако, по сообщению СМИ, из-за неразрешенного кризиса с Катаром встреча, вероятно, будет отложена до урегулирования ситуации. Вместе с тем, официального заявления принимающей стороны — Кувейта — о переносе до сих пор не последовало. Ранее глава МИД Бахрейна Халед бен Ахмед Аль Халифа призвал заморозить членство Катара в ССАГПЗ, чтобы сохранить организацию. Это заявление в принципе является безусловно некой декларацией о намерениях не сколько Бахрейна, сколько Эр-Рияда, который таким образом решил декларировать свое видение ситуации. При этом эксперты отмечают, что окончательного решения об отмене саммита еще нет, а если это и произойдет, то это будет первый случай в истории ССАГПЗ, когда внутренние противоречия мешают функционированию этого регионального образования. С другой стороны, если государства сообщества все-таки соберутся без Катара, то это будет по факту означать, что ССАГПЗ фактически развалился, а вернее трансформировался по числу членов. Это уже не говоря о том, что такие страны как Оман и Кувейт в общем-то выступают против такого сценария. Это в принципе и рождает нынешнюю невнятную позицию Эр-Рияда и Абу-Даби по этому поводу. Пока они взвешивают, какой алгоритм действий несет в себе меньше рисков для сохранения самой структуры ССАГПЗ в принципе. Хотя мы рискнем предположить, что вопрос уже решен с точки саудовской зрения: заседание будет перенесено. В этой ситуации эксперты также отмечают, что блокада Катара результатов не принесла и давить более на Доху арабской «четверке» более в принципе нечем. Налицо некий кризис в управленческом сегменте «большой четверки» в отношении дальнейших действий. Прежняя тактика, которая заключалась в организации блокады, основывалась на прогнозах ее инициаторов о уязвимости Дохи с точки зрения организации импорта и экспорта. Весь импорт и экспорт Катара прежде шел в основном через порты ОАЭ и границу с КСА (до 80 процентов всего продовольствия). К тому же банки ОАЭ заморозили все операции катарских компаний и их контрагентов, что вызвало отток финансов с депозитов в катарских банках. Но Доха, безусловно потратив значительно больше обычного, сумела организовать параллельный транзит основных товаров и продовольствия с использованием турецких и иранских поставщиков и логистов. И не только. Та же Австралия сумела в очень короткие сроки перестроить свою мясоперерабатывающую отрасль, нарастить объемы и ввести в оборот сухогрузы-холодильники последнего поколения. И тем самым закрыть тему дефицита мяса в Катаре в очень сжатые сроки. Молчание Эр-Рияда в этой связи объясняется еще и тем, что в самом королевстве уже зреют настроения в правящей элите в отношении того, что из этой патовой ситуации надо выходить на основе компромисса. Катарский прецедент может в конечном счете вообще поставить точку на самом опыте региональной организации ССАГПЗ, которая при своем образовании ставила перед собой амбициозную задачу стать двенадцатым в мире экономическим игроком по уровню ВВП к 2020 году. Экономический кризис, волатильность цен на нефть, и разновекторные интересы стран-членоа ССАГПЗ уже сейчас фактически делают эти планы трудно осуществимыми. В этой связи история с участием Катара в очередном саммите может стать для остальных участников удобным предлогом для того, чтобы перенести заседания с целью закамуфлировать имеющиеся у них сейчас разногласия по чисто экономическим вопросам и тем самым взять временную паузу для сближения позиций. В любом случае экономические последствия блокады Катара для стран ССАГПЗ носят вторичный характер в силу слабой экономический кооперации и взаимозависимости между подавляющей частью этого сообщества. Международный экономический рейтинг КСА и Катара был понижен основными агентствами еще до возникновения катарского кризиса.
Перед  странами-членами ССАГПЗ сейчас стоят несколько приоритетных задач, которые они должны скоординировать в ближайшее время. Прежде всего, это введение единой ставки НДС с 2018 года. Второе — скоординированные региональные программы по сходу с нефтегазовой иглы и переходу на иные возможности пополнения бюджетов. Одновременно во всех странах ССАГПЗ осуществляются с различной скоростью реформы по сокращению бюджетных субсидий и введения новых налогов. При этом основным в этих мероприятиях является не интерес дальнейшего развития именно региональной организации ССАПГЗ, а индивидуальные интересы каждой их стран-участниц. В этой связи введение единой валюты откладывается на неопределенный срок. Не все валюты стран сообщества привязаны к доллару, в Кувейте национальная валюта привязана к валютам основных торговых партнеров. И менять эту систему Кувейт не хочет. Единственное, что пока объединяет эти страны на международном уровне — это шиитская экспансия со стороны Ирана. Да и то, ее уровень разными странами оценивается по разному. Оценка этой угрозы правительствами стран ССАГПЗ пропорциональна числу собственного шиитского населения. Если подвести общий итог, то большинство экспертов сходятся во мнении, что индивидуальные интересы стран-участниц сейчас превалируют над общерегиональными интересами и соответственно общим экономическим базисом существования ССАПГЗ.

62.83MB | MySQL:102 | 0,467sec