О политике Турции на сирийском направлении

Анкара намерена и дальше проводить операции по уничтожению террористов за пределами республики. Об этом в пятницу 3 ноября заявил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, сообщает Анатолийское агентство. «Турция будет уничтожать любые лагеря террористов, которые будут обнаружены в Ираке и Сирии, — сказал он. — Успешные операции между городами Джараблус и Эль-Баб, а также в Идлибе будут продолжены. Турция не должна расплачиваться жизнями своих граждан в борьбе с террористами, которых готовят за рубежом». Р.Т.Эрдоган также снова подчеркнул, что «ни одно легитимное государство не имеет права сотрудничать с террористами». «Для нас любой, кто поддерживает террористов, сам является террористом», — заявил он. Это заявление произнесено не случайно, и он имеет, как минимум, три адресата. Безусловно, что в данном случае под «террористами» турецкий президент имеет ввиду и исламистов в Идлибе, и членов Партии демократического союза (ПДС) (сирийского филиала Рабочей партии Курдистана (РПК)). Но в первую очередь речь идет все-таки о членах «Джебхат ан-Нусры» (запрещена в России), поскольку между Джараблусом и Эль-Бабом, а также в Идлибе располагаются в основном члены именно этой группировки. Заявление таким образом надо расценивать как предупреждение прежде всего Эр-Рияду, который собственно и является основным спонсором и куратором «Джебхат ан-Нусры». Это означает только одно: тайные консультации между турками по линии МИТ и сторонниками  «Джебхат ан-Нусры» о разграничении «зон ответственности» в Идлибе и под Эль-Бабом успехом пока не увенчались. Собственно вторым адресатом этого заявления в этой связи надо полагать Россию и Иран, которые выразили свое крайнее неудовольствие самим фактом таких переговоров. Напомним, что неким публичным выражением это недовольства стало соответствующее заявление представителя России на переговорах в Астане А.Лавреньева, которое он сделал 30 октября: «Москва надеется, что Анкара выполнит свои обязательства по стабилизации ситуации в зоне деэскалации в сирийской провинции Идлиб, где сохраняется угроза наступления радикальных группировок». Своим заявлением турецкий президент в общем-то послал сигнал Москве и Тегерану о том, что тема открытого противостояния с  «Джебхат ан-Нусрой» стоит на повестке дня Анкары. Это было сделано безусловно в рамках возникновения у Москвы и Тегарана определенной «степени раздражения» невнятной позицией Анкары в рамках седьмого раунда переговоров в Астане, где в общем-то дискуссии о зонах деэскалации трехстороннего контингента наблюдателей в Идлибе окончились нечем. Турки упорно не хотят пускать российских и иранских наблюдателей в определенные пункты на границе этой провинции, и к тому же возражают против усиления сирийских правительственных сил в ряде районов. В этой связи отметим два момента.

  1. По ряду данных, сотрудники МИТ завершили формирование милиции из лояльных себе арабов и туркоманов, которые должны будут заполнить собой вакуумы на сирийско-турецкой границе. Эта милиция начала формироваться еще в мае, и тогда ее основной задачей было установление «санитарного кордона» на сирийско-турецкой границы по мере вытеснения оттуда курдов. Теперь же предполагается, что она начнет занимать позиции непосредственно на границе именно по периметру Идлиба.
  2. Турции в принципе удалось преодолеть разногласия и добиться определенного единства лояльных себе групп в Идлибе в лице присутствующих там групп вооруженной оппозиции. Речь в данном случае идет прежде всего об «Ахрар аш-Шам», которая фактически раскололась и значительная часть ее перешла под знамена «Джебхат ан-Нусры». Теперь, судя по присутствию на очередном раунде переговоров в Астане объединенной протурецкой оппозиции, этот процесс в общем закончен. Насколько силен боевой потенциал протурецкого сегмента в Идлибе сейчас сказать сложно. Судя по упорству «Джебхат ан-Нусры» в рамках нежелания идти на компромисс, подавляющим военное преимущество протурецких сил в настоящее время не является. Формирования двух бригад из протурецких сил оппозиции в Идлибе, которые будут подчиняться непосредственно турецкой мониторинговой группе в этой провинции, свидетельствует о том, что Анкара пытается наладить централизованное управление этим лояльным себе сегментом. Формирование на основе этих группировок некой централизованной структуры — это еще и попытка организовать адресное материально-техническое снабжение этих групп через единый центр распределения. Это важный аспект сохранения этими группами высокой степени лояльности Анкаре. Именно ослабление такой поддержки на фоне неразберихи после путча в Турции; кадровой счистки турецких силовиков, которые были задействованы в этой логистике, в конечном счете и привели к брожению в «Ахрар аш-Шам»
    Мы уже сообщали ранее, что любые договоренности между Анкарой и Эр-Риядом по зонам ответственности, и вообще в рамках общей координации своих действий на сирийском направлении является самым плохим сценарием развития ситуации. Это будет означать возращение ситуации к событиям начала конфликта, которая условно продолжалась до взятия Восточного Алеппо. Тогда координация между КСА, Турцией и Катаром была фактически полномасштабной, что и подтверждалось регулярными консультациями на уровне глав спецслужб и присутствием турецких военных в штабах все той же  «Джебхат ан-Нусры». Да и сам захват Идлиба в свое время был обусловлен в основном именно такой координацией. Теперь основным препятствием для реанимации такого рода сотрудничества безусловно является обострившаяся конкуренция между КСА и Турцией за право своего доминирования на севере Сирии, а также нынешний кризис между «арабской четверкой» (КСА, ОАЭ, Бахрейн, АРЕ) и Катаром, который поддерживает Турция. В этой связи стимулирование Анкары на решительные действия против  «Джебхат ан-Нусры» в Идлибе является безусловным приоритетом для Москвы на настоящий период времени. Включая даже в случае необходимости оказания протурецким группам необходимой поддержки с воздуха. Хотя Анкара и противится пока такому сценарию. Ну и наконец, третьим адресатом такого послания Р.Т.Эрдогана надо все-таки полагать США в связи с продолжением ими поддержки отрядов ПДС на севере Сирии, чему турки будут оппонировать всегда и везде.
52.23MB | MySQL:103 | 0,476sec