Обострение ситуации вокруг Хадера на Голанских высотах

Хадер — это большое друзское село, расположенное в сирийской части Голанских высот, на восточных склонах горы Хермон, поблизости от границы с Израилем. В 6 км к западу от него расположено друзское село Мадждаль-Шамс, перешедшее в 1967 году под контроль Израиля в результате Шестидневной войны. На сирийской территории к югу от Хадера расположена деревня Джабата аль-Хашаб, к востоку – деревня Харпа, а к северо-востоку – деревня Бейт-Джин. Все они населены мусульманами-суннитами. В ближайших окрестностях Хадера друзы есть только на израильской стороне границы.  Согласно переписи населения 2004 года, в Хадере проживало 4819 человек. Однако, по более поздним данным, население села оценивалось уже в 10-14 тысяч человек.

Во время Шестидневной войны Хадер, оставшийся на сирийской стороне границы, был отрезан от других друзских сел на Голанских высотах, с которыми он был исторических связан. В ходе в контрнаступления ЦАХАЛа во время Войны Судного Дня 1973 года Хадер был захвачен израильтянами и некоторое время удерживался ими, однако вскоре село был возвращено по контроль Сирии в связи с отходом ЦАХАЛа в соответствии с соглашением о разведении сил между Израилем и Сирии.

С началом гражданской войны в Сирии в 2011 году жители Хадера, как и большинство друзов в Сирии, сохранили лояльность по отношению режиму президента Башара Асада. Прежде всего, это объяснялось тем, что друзы рассматривают алавитский режим в качестве своего естественного союзника перед лицом угрозы суннитского исламского фундаментализма. К 2015 году суннитские повстанцы завладели большой частью протяжения сирийско-израильской границы и окружили Хадер с трех сторон. Поскольку повстанцы принадлежат к исламистским суннитским организациям такого рода, как «Джебхат ан-Нусра» (сейчас называется «Тахрир аш-Шам»), которые рассматривают друзов то ли в качестве иноверцев, то ли в качестве отступников, изменивших исламу, возникли не лишенные оснований опасения за жизнь друзов Хадера.

20-22 марта 2013 года боевики «Джебхат ан-Нусры» атаковали Хадер, в результате обстрелов погибли семеро местных друзов. Это вызвало бурные демонстрации протеста друзов в Израиле в поддержку их единоверцев в Сирии. В 2014 году суннитские повстанцы захватили пограничный контрольно-пропускной пункт Кунейтра, отрезав Хадер от границы с Израилем. На фоне этого друзский депутат Кнессета Аюб Кара (Ликуд), ныне занимающий пост министра связи, призвал правительство Израиля направить силы ЦАХАЛа в Хадер и аннексировать это село. Этот его призыв был проигнорирован, однако израильтяне оказали определенное давление на суннитских боевиков с тем, чтобы они прекратили атаки на друзское село. Учитывая, что израильтяне оказывали медицинскую и гуманитарную помощь суннитскому населению приграничной полосы Сирии, определенные рычаги давления на суннитских боевиков у них были. Проблема Хадера была временно снята с повестки дня.

И вот теперь, в ноябре 2017 года возобновились бои между друзами Хадеры и боевиками организации «Тахрир аш-Шам» (ранее именовалась «Джебхат ан-Нусра»). В минувшую пятницу утром суннитским боевикам удалось подорвать на окраине Хадера заминированный автомобиль, в результате чего погибли 18 местных друзов. Как было сообщено, среди погибших были четверо родственников депутата Кнессета Акрама Хасона («Кулану»), жителя друзского села Далият эль-Кармель, расположенного в окрестностях Хайфы.

.        Сообщения о событиях в селе Хадер сразу же распространились по друзским населенным пунктам Израиля. Многие израильские друзы имеют в этом сирийском селе родственников. Особо тесно связаны с ним родственными узами жители расположенных в израильской части Голанских высот сел Мадждаль-Шамс, Масада, Буката и Эйн-Киния. Сотни друзов собрались рядом с Мадждаль-Шамсом у пограничного забора, глядя на происходящее на его сирийской стороне. Несколько десятков из них после полудня прорвали пограничный забор и устремились на помощь своим единоверцам. Солдаты ЦАХАЛа начали преследование, задержали их в нейтральной зоне и вернули на территорию Израиля.

ЦАХАЛ предпринимает сейчас большие усилия для того, чтобы убедить израильских друзов проявлять сдержанность. Высказывались опасения, что к пограничному забору могут самовольно прибыть друзские военнослужащие ЦАХАЛа и Пограничной стражи (МАГАВ) с оружием в руках (уместно напомнить о том, что в Израиле военнослужащие ходят в отпуск домой с автоматическим оружием) для того, чтобы пересечь границу и прийти на помощь друзам Хадера. Военно-политические последствия такого инцидента было бы трудно предсказать.

В свою очередь лидеры друзской общины Израиля требуют от военно-политического руководства страны реальных действий для спасения друзов Хадера. Лидерам еврейского государства напоминают о «кровном союзе между друзами и евреями», о том, что множество друзских военнослужащих ЦАХАЛа и МАГАВа отдали свои жизни, сражаясь за безопасность еврейского государства, и требуют, чтобы теперь еврейское государство вступилось бы за сирийских друзов. Учитывая остроту ситуации, командование израильской армии пообещало лидерам друзской общины Израиля, прежде всего, ее религиозному лидеру шейху Муафаку Тарифу, что если возникнет такая необходимость, израильская армия воспрепятствует захвату Хадера суннитскими сирийскими повстанцами. Для этого нет необходимости вводить израильские войска на сирийскую территорию, могут быть задействованы ВВС и артиллерия. Тем не менее, как было сообщено в израильских СМИ, ЦАХАЛ уже перебросил большие подкрепления на границу с Сирией.

Сирийская правительственная армия в свою очередь обнародовала заявление, призывающее друзов не верить ЦАХАЛу, потому что известно, что он, по ее словам, поддерживает сирийских повстанцев. Лидер ливанских друзов Валид Джумблат, который на этом этапе поддерживает режим Башара Асада, тоже опубликовал воззвание с призывом к друзам Голанских высот по обе стороны границы не верить Израилю, потому что еврейское государство, по его словам, предаст их.

На этом фоне во второй половине дня в пятницу было обнародовано заявление командования ЦАХАЛа, в котором было в частности сказано: «Наша политика ясна: мы не вмешиваемся  боевые действия (в Сирии – В.Ч.) и не помогаем ни одной из сторон. А с другой стороны мы предоставляем гуманитарную и медицинскую помощь местным жителям сирийской части Голанских высот, чтобы облегчить их страдания. Мы не помогаем и не будем помогать террористическим организациям на Голанах. В последние часы ведутся серьезные боевые действия. Вопреки лжи, распространяемой интересантами, Израиль не помогает, не помогал и не будет помогать террористам. Мы продолжим поддерживать друзов на Голанских высотах». В дополнение к этому начальник Генерального штаба ЦАХАЛа генерал-полковник Гади Айзенкот сделал беспрецедентное заявление, согласно которому «ЦАХАЛ готов помочь жителям села (Хадер – В.Ч.) и воспрепятствует разрушению села или захвату его».

Таким образом, ЦАХАЛ и Государство Израиль оказались в определенном смысле в ловушке. Основная проблема, с которой сталкивается ЦАХАЛ, состоит в том, что ему пока не удается добиться прекращения огня вокруг Хадера. Если так будет продолжаться, то ЦАХАЛу действительно придется вмешаться, В таком случае сирийское правительство будет обвинять его в агрессии и в нарушении суверенитета Сирии. Однако параллельно с этим израильтянам приходится учитывать и то, что многие жители Хадера сотрудничают с не только с режимом Башара Асада, но и с его союзниками – Ираном и ливанской «Хизбаллой». Таким образом, вмешавшись в боевые действия на сирийской территории с тем, чтобы помочь населению Хадера, еврейской государство не только будет обвинено в агрессии против Сирии, но и парадоксальным образом окажет действенную помощь свои врагам – Ирану, «Хизбалле» и сирийскому правительству, которые в меру своих сил помогают защитникам Хадера. Следует также учитывать, что суннитские боевики начали боевые действия против Хадера с целью соединить два находящихся под их контролем анклава в сирийской части Голанских высот. Контролируемые суннитскими боевиками анклавы создают своего рода буферную зону между границей Израиля с одной стороны и позициями «Хизбаллы» и иранцев с другой. Израиль заинтересован в сохранении и даже расширении этой буферной зоны. Соответственно разгром суннитских повстанцев не входит сейчас в его интересы, даже если они не являются союзниками еврейского государства и характеризуются им в качестве террористов. Пока не ясно, каким образом Израилю удастся выбраться из этой ловушки.

52.21MB | MySQL:103 | 0,473sec